- Страницы Прошлого
Надежда Чепрага отмечает день рождения: воспоминания о маэстро Доге, Муслиме Магомаеве и секреты счастья певицы
1 сентября отмечает день рождения Надежда Чепрага. Команда «СП», с которой певица поддерживает отношения последние годы, поздравила любимую исполнительницу от имени читателей.
В беседе Надежда Чепрага поделилась несколькими историями, воспоминаниями и мыслями.
Вечная музыка маэстро Доги
Евгений Дога (крайний слева) встречает Надежду Чепрагу (третья слева) на железнодорожном вокзале в 1972 г. после Всесоюзного фестиваля.
— Не случайно у Грибоедова в одном из произведений говорится: «Всё врут календари». Пересматриваю альбом… вот первые успехи в Кишинёве… Несколько страниц — и уже гастроли за океаном. Порой задумываюсь: жизнь как кинолента — быстрая, бесконечная. И такая же хрупкая.
Конечно, в этом году меня, как и всех, потрясла смерть нашего маэстро Евгения Доги. Аэропорты и бездорожье, эстрады и колхозы — сколько дорог было пройдено с композитором, представить и систематизировать невозможно. Сколько оваций — и не меньше слёз в студиях звукозаписи! Дога — сложная, многогранная фигура. Много ли таких людей? Какой голос диктовал ему музыку на циклы Михая Эминеску и Вероники Микле? Мы не сможем разгадать.
К гениям времени всегда настороженное отношение — так было и с Эминеску, так и с Евгением Дмитриевичем. Но всех нас, носителей гена нашей культуры, объединили «Кодры Молдовы». Разве не с колыбели нам знакома эта мелодия? Ведь у каждого из нас — будь то в своей «каса маре» или вдали от родины — перехватывает дыхание и щемит сердце, когда звучит до боли знакомая строка: «Codrii mei bătrâni şi veşnic foşnitori aripi ştiţi să daţi, voi fiecărui dor» ( «Вновь приду я к вам, туманные леса, и лицом коснусь я вашего лица»).
Маэстро ушёл в вечность, оставшись с нами в своей музыке…
Есть ли универсальная формула счастья?
В посольстве Молдовы в России, 2000-е гг.
— Ответить на этот вопрос — непростая задача. Моё убеждение: у каждого человека своя формула счастья и своя судьба. Да, стало модно рассуждать, анализировать, пытаться всё рассчитать. Но, как говорится, «времена не выбирают, в них живут».
Иногда спрашивают:
— Как у вас дела? Чем занимаетесь?
Отвечаю просто:
— Идут дела мои своим чередом.
Порой читаю «новости» о себе — теперь уже никак не реагирую. Разве что могу улыбнуться. Большинство «интервью» — это пересказ телепередач.
По моему убеждению, а может, и благодаря той закалке, которую я получила, у артиста должна быть своя личная жизнь. Артист может оставаться артистом вне сцены, а может быть просто человеком. Не обязательно выворачивать душу наизнанку. Есть моменты, которые принадлежат только нам самим — сокровенные, тихие.
Как праздную день рождения? По-разному. Но всегда есть поздравления от родных и близких, подарки от поклонников. Стоит ли рассказывать об этом? Иногда — да, иногда — нет. Порой хочется просто умиротворения.
Ведь что самое главное в жизни? Обрести мир в собственной душе. А это путь индивидуальный. Одним лекалом всех не измеришь. И всё же универсальный рецепт, наверное, существует: нужно научиться любить повседневные мелочи и быть благодарным за «хлеб наш насущный».
Не зря в восточных странах говорят: «Благодари Бога хотя бы за то, что Он разбудил тебя на рассвете».
Магомаев — это глыба!
С Муслимом Магомаевым во время фестиваля «Золотой шлягер» в Белорусии в конце 90-х
— Кажется, он был с нами всегда… Невозможно передать то чувство восхищения человеком, в которого, без преувеличения, были влюблены все. И сейчас что-то внутри замирает, когда по радио звучит его бархатное исполнение: «Ты — моя мелодия…»
Творческие дороги свели меня с композитором Арно Бабаджаняном и его сыном Араиком. Вот как бывает: армянский композитор, подаривший миру музыкальные шедевры, и азербайджанский певец, чей голос звучал по всему миру! Мурашки по коже, когда осознаёшь, что мы были современниками этих великих творцов.
В эру телевидения Магомаев вошёл в каждый дом. С экрана сразу становилось ясно: перед нами подлинный артист, в чьём голосе растворялись сердца слушателей.
Когда и я набирала творческие обороты, ступив на большую сцену, мне, конечно, довелось встречать легенд. Подойти за кулисами к такому тандему, как Синявская и Магомаев, — это особое волнение. Нужно сделать глубокий вдох, понимая, кто перед тобой: легенды, история, сила искусства.
Но гастрольные пути артистов не всегда пересекаются. Уже в лихие 90-е мы встретились на фестивале «Золотой шлягер» в Витебске — спустя много лет. Радость этой встречи трудно передать словами.
Муслим был человеком королевской породы. Настоящий аристократ — в манерах, в голосе, в отношении к женщинам и к публике. Он подчёркивал: для него не имеет значения, будет ли он открывать концерт или закрывать. «Я здесь, чтобы встретиться со своим слушателем», — говорил он.
Однажды, в перерыве между фестивальными днями, он вдруг сказал:
— Надежда, кажется, у нас с вами нет совместной фотографии.
Вот такая «живая фотография» и получилась — в памяти, в сердце.
Миг успеха — это вспышка
На вечере памяти Анны Герман, 2006 г, Москва
— Несколько лет я готовила вокализ к композиции «Чокырлия», за что впоследствии была удостоена в США Золотого диска фольклорной музыки мира. Это было незабываемое ощущение… Но, по сути, всего лишь миг.
Моя дорогая Тамара Савельевна Чебан учила: «Миг успеха — это вспышка». Он яркий, он вдохновляет… но, как и всё, проходит. А дальше начинается кропотливая, повседневная работа. Такова наша жизнь — сотканная из множества разноцветных полотен действительности.
Мы росли и развивались в условиях, где совершенствоваться приходилось в основном самостоятельно. Сейчас многое стало доступнее благодаря цифровизации, но тогда всё было иначе.
Кто же такой профессиональный исполнитель? Это тот, кто бесконечно работает над собой. Тот, кто пережил и потери, и неудачи — и не сломался. Я не берусь оценивать то, что происходит сегодня в музыкальном мире. Как говорится, «мир другой»: другие тенденции, другие возможности. В своё время мы ругали музыку середины 90-х. И нас ругали — за неё же. Хотя, спустя 25 лет, мои «Три линии» звучат, стоит признать, по-прежнему свежо.
Когда меня спрашивают:
— А не сожалеете ли вы, что не спели «такую же» песню, как кто-то из коллег?
Отвечаю:
— Нет.
Когда рождались хорошие шлягеры у артистов, с которыми мы начинали — Анне Вески, Розы Рымбаевой, Ксении Георгиади, Валентины Толкуновой — мы радовались. И в то же время это вдохновляло нас самих задать новую, более высокую планку.
Песне ты не скажешь до свидания
С Валерием Леонтьевым, участники отборочного тура «Песня 82», Краснодар
— Спела ли я больше песен или меньше на «Песне года»? Имеет ли это значение? Думаю, нет. Время зыбко… И города заносятся песком, становясь затем объектом раскопок. Как поётся: «Песне ты не скажешь до свидания, песня не прощается с тобой».
Исполненные мной песни «Cîntec de amor», «Codrii Moldovei», «Gelozia», «Dumă în Moldova mea», «Cîntecul moldovenesc» — всё это золотой фонд нашей эстрады! Это радует. И заслуга эта не единоличная, а результат творческого созвездия композиторов, поэтов, дирижёров и оркестра.
Конечно, жизнь артиста — это и шипы, и розы. А разве бывает по-другому? Было и так, что что-то не получалось. И не единожды. Что меня удерживало на плаву? Вера в жизнь, вера в Бога. Да, собрать себя в кулак удавалось не всегда, но приходилось — ради того, чтобы использовать возможности нового дня.
Хора мира
После концерта в 80-е годы
— В августе 1980 года я была направлена на фестиваль «Интервидение» в польский город Сопот. Это был такой социалистический аналог «Евровидения». К участию меня готовила вся республика! Платье шили в знаменитом тогда «Доме моды» на улице Армянской. На стихи «Hora păcii» Георге Водэ маэстро Евгений Дога написал музыку. Очень зажигательная и сложная песня — с частыми сменами ритма. Репетировали несколько дней. Выступила, как я оцениваю, блестяще!
Конечно, за плечами уже были «С песней по жизни», «Шире круг», «Башни Таллинна», дважды участие во Всемирных фестивалях молодёжи и студентов — в Берлине и Гаване. Худсовет Молдавии утвердил меня, затем и центральный в Москве… А в итоге — 5-е место. Но я не считала это провалом.
Я присутствовала на репетициях всех участников фестиваля — а нас было 14 конкурсантов из разных стран. Опыт получила колоссальный. А с баллами и местом всё стало ясно позже: песню я исполняла на молдавском языке. После этого случая на других международных фестивалях я стала включать в исполнение и куплет на русском, чтобы присутствующие понимали, о чём песня.
В Сопоте я познакомилась с Кориной Кирияк из Румынии. Польская пресса отметила, что мы из одной страны — ведь поём на одном языке. Позже, на Всемирных фестивалях молодёжи и студентов в Москве и Пхеньяне, я уже, «умудрённая опытом», представляя Молдову и Советский Союз, подходила к выбору репертуара ещё более внимательно — старалась учесть нюансы, по которым нашу культуру и республику можно отличить от других.
Платье по цене автомобиля
Альбом «Вот Она Какая... = I Came To You With Love», выпуск 1991 г.
— Великая Софи Лорен говорила, что платье должно служить своей цели, не загораживая при этом вид. Да, раньше немного по-другому подходили к созданию образов. Самое знаменитое моё платье, конечно, — это платье Вячеслава Зайцева, которое в своё время стоило как машина — 5000 рублей!
Когда создали ансамбль «Dor» при филармонии, понимали, что этот проект будет приносить нашей республике доход. Когда увидели смету на наряд, естественно, категорично заключили: «Не обсуждается». Потом мне сказали, что Роберт Западинский, прекрасный журналист и обозреватель, имеющий вес в культуре, заявил: «Ну если не поддерживать Чепрагу, тогда кого?» — имея в виду, что я уже гастролировала во многих странах Европы и Азии, уже была узнаваема во многих странах, с которыми Молдова имела культурные связи.
Ну, в общем, пошили платье, привезли домой сразу к костюмерше Наташе. Её отец увидел, одобрил, а услышав цену, что называется, «обалдел». Так ведь кто не обалдеет от такой красоты и такой цены?! И говорит: «А ведь сколько всего можно было купить на эту сумму».
Всегда говорю про это платье, что это наряд всех нарядов! В нём я снималась в видеоклипе на песню маэстро Доги «Мария, Мирабелла».
Даже обращались к священнослужителям
1991 г.
— Очень трепетно отношусь к платью, которое создавало образ песни «День ангела». Это одна из непростых в вокальном плане композиций. Ощущала мурашки, когда звучало вступление и проигрыши. Диапазон и манера здесь ближе к оперному вокальному аппарату. Моя помощница из-за кулис подавала мне свечу, а я входила в драматическую роль. Да, здесь это было очень важно.
Песня стала популярна и в Америке. Поэтому студия, с которой у меня был контракт, перевела её на английский язык. Ради этого я посещала в Кишинёве репетитора. Соответственно, существуют видеоклипы на двух языках. А платье к образу — оно по определению неземное!
Директор Дома моды Кишинёва Светлана Ивановна заключила: «Я знаю, каким должен быть образ!». Работа по его созданию была очень долгой и кропотливой: эскизы, обсуждения… Даже обращались к священнослужителям, чтобы понять, как вышить крест, уместен ли капюшон, какие параллели для, так сказать, мирянки можно допустить с облачением, используемым в богослужениях.
Так этот наряд и стал одним из самых дорогих сердцу моему сценических костюмов. Правда, я не всегда надевала его в сольных концертах — переодеться между выступлениями быстро было сложно. Преимущественно носила его на сборных концертах, при исполнении самой песни.
Атмосфера завораживала
— Родители отправили меня в Бельцы поступать в педагогический институт имени Алеку Руссо. Экзамен по французскому языку я сдала успешно. Но что-то внутри подсказывало: я хочу на сцену! Хочу петь! Отправила родителям в Распопены телеграмму — мол, не поступила. А сама поехала в Кишинёв. Да, сейчас чётко понимаю: пути Господни неисповедимы. Там я встретила солистов капеллы «Дойна». Смотрю на них — и сама мечтаю быть артисткой. Они готовятся к выступлению: завивают кудри, распаковывают наряды… Атмосфера завораживала.
Будущие коллеги привели меня к Веронике Гарштя. Статная, грозная женщина. Прослушала меня и сразу спросила:
— Паспорт есть?
А у меня — нет…
Но судьба была на моей стороне. В филармонии я встретила Степана Стоянова — руководителя ансамбля «Веселия», а заодно преподавателя музыкального училища имени Няги. Он послушал, как я пою, и очень деликатно задал несколько вопросов. Я ответила, спела — и он говорит:
— Что ж, будете учиться у нас в училище.
— Но… экзамены ведь уже прошли? — недоумеваю я.
— Для кого-то прошли, а для вас — только что состоялись.
Параллельно он предложил мне петь в ансамбле «Веселия» Кишинёвского треста «Монолитстрой». Обеспечили жильё в общежитии, где я подрабатывала дежурной по этажу. Так начались мои первые творческие шаги — с выступлений на танцплощадках. Я пела ритмичные песни и зарабатывала около 30 рублей в месяц, плюс получала стипендию в училище. По тем временам — очень даже неплохо.
На сэкономленные деньги старалась привезти что-нибудь родным в Распопены. С «Веселией» я побывала в Болгарии, Польше, Чехословакии и, конечно, во Франции, где выступала в знаменитой «Олимпии».
Помимо вокального отделения, я училась и на дирижёрском — это открыло передо мной много новых возможностей. Моим педагогом был Василий Иванович Мунтян. Я старалась, была прилежной ученицей. На практических занятиях, если что-то делала не так, он мягко хлопал меня по спине и говорил с улыбкой:
— Не горбись!
На выпускных государственных экзаменах я дирижировала хором, исполнявшим «Летите, голуби, летите» и «Утро туманное». Сдала на отлично.
- Другие воспоминания Надежды Чепраги:
- Ко Дню космонавтики: как в молдавских песнях отразилась эра покорения космоса
- Надежда Чепрага ко дню рождения Евгения Доги: «Его музыка — космическая!»
- Памяти Народной артистки Маргареты Ивануш: воспоминания Надежды Чепраги
Родион Джамалетдин
Фото из архива Надежды Чепраги
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.