- Стоит Посмотреть
Церкви села Гинкауцы Единецкого района: какие удивительные истории они хранят
Весна — самое время, чтобы начать путешествовать, а так как нам хочется самим найти и рассказать нашим читателям что-то новое и интересное, мы отправились в молдавское село Гинкауцы Единецкого района.
Как-то раз мы уже писали о нем, рассказывая о частном музее Casa Amintirilor («Дом памяти»), и вновь вернулись заинтригованные найденными в музее сведениями о наличии тут маленькой деревянной церкви, возраст которой, как оказалось, превышает 300 лет. О деревянной церкви-переселенке из Украины, ее истории и строении, тайнах и знаках, колоколах и ликах читайте в репортаже из села Гинкауцы Единецкого района. Заодно мы расскажем и о существующей по соседству современной, но тоже с интересной историей церкви Святых Петра и Павла.
Украинская переселенка
История этой церкви началась на заре 18 века в буковинском селе Ломачинцы Сокирянского района Черновицкой области Украины, где она около 100 лет верой и правдой прослужила до начала 19 века.
В 1760 году, когда молдавский господарь Иоан Теодор Каллимаки подарил Ломачинцы вместе с окружающими селами боярину Иордани Крупенскому, тот в своей вотчине принялся отстраивать другую деревянную церковь с трехъярусной колокольней — Михайловскую. Сейчас она соседствует с каменным храмом.
Когда Михайловская церковь в Ломачинцах была наконец отстроена, прежнюю — церковь Святых архангелов Михаила и Гавриила демонтировали и вместе со всем оборудованием, в том числе с иконостасом и иконами перевезли в село Гинкауцы Единецкого района. Каждая составляющая часть переселённой церкви: бревна, окна, двери, мебель, иконостас, колокола и иконы — при разборке были пронумерованы. Что нужно для сохранности было упаковано. В Гинкауцах после того, как был сооружен фундамент, по чертежам и описи, церковь собрали в первоначальном виде.
Официально деревянная церковь Святых архангелов Михаила и Гавриила в селе Гинкауцы функционирует с 1806 года.
Церковь представляет собой бревенчатое сооружение, с колокольней по главной оси. При ее строительстве первоначально не было использовано ни одного гвоздя. Позже здание было обшито тесом, спрятавшем бревенчатый сруб, о котором лишь кое-где поверху напоминают малоприметные остатки венцов. По-видимому, благодаря обшивке она и пережила более 200 суровых зим, засушливых и знойных лет, сохранившись и до наших дней, не пребывая при этом в состоянии ветхости и запустения.
Пятистенок алтаря. Переделок эта церковь претерпела мало.Церковь действующая
Отец Михаил Табаран рассказал об этой необыкновенной духовной сокровищнице севера и всей Молдовы:
— Церковь Святых архангелов Михаила и Гавриила относится к категории старых церквей без купола, с двускатной крышей, разделенной на притвор (сени), пронаос (преддверие), наос (центральная часть) и алтарь. Она причислена к памятником архитектуры Молдовы. Эта церковь не действовала в годы советской власти, но в настоящее время тут, в основном зимой, проводятся богослужения, так как она небольшая и ее проще протопить, а в другое время года — только некоторые службы, по требам (например, крещение, венчание, отпевание).
Многое из того, что тут можно встретить: иконы, мебель, запрестольные (выносные) кресты, книги, утварь — аутентичные, подлинные и находятся при церкви с ее рождения.
Эта церковь к Богу ближе
— Эта церковь для человека смиренного. Все в ней вроде намеренно так устроено, дабы человека не надо было бы одергивать, ведь понятно, что без замечаний и нравоучений со стороны человеку куда проще освободиться от страстей и пороков. Малые оконца, низкие двери, небольшой простор — она всем своим естеством заставляет всех, и священника в том числе, не расплескиваться, быть собранными и негромкими, преклонять главу: и перед Богом, и перед людьми. К примеру, двери. Они низкие, входишь в храм господень — склонись каждый, и служитель в том числе.
В этой церкви также не высок центральный двустворчатый вход иконостаса, именуемый Царскими вратами. Проходя через них в святая святых — в алтарь, священник не может не преклониться, и выходя из алтаря к пастве, дабы лба не расшибить, тоже должен поклониться почти в пояс людям.
А еще в прежние времена людей в церковь, особенно в праздничные дни, приходило гораздо больше, чем вмещалось, и вопрос решался старшинством: чести встать под своды церкви удостаивались старшие, старейшие и достойнейшие, а остальные прихожане смиренно стояли службу в притворе и у входа.
На снимке видна часть алтаря, по две стороны от распахнутых Царских врат и две новые иконы, купленные отцом Михаилом для этой церкви. Направо: образ Спасителя, налево — икона Божией Матери.
Церковь нуждается в реставрации
— Убранство для этой церкви собиралось священнослужителями и прихожанами разных поколений много лет. Однозначно определить возраст каждой иконы ее наполнения невозможно. Есть иконы старые и очень старые. Их легко отличить от более современных по рамам, окладам, цветовой гамме и материалам: одни из них выполнены на холстах, другие написаны на деревянных досках.
Назвать возраст этих икон трудно, но первые образы, доставленные сюда вместе со срубом довольно давние: с 17-18 веков. Важно дополнить, что церковь периодически получала дары и обновлялась, поэтому теперь эта церковь наполнена иконами разных возрастов. Самые старые из них сильно нуждаются в реставрации. Мне очень жаль наблюдать за тем, как они старятся и разрушаются, но силами только паствы из числа наших прихожан оплатить все необходимые работы реставраторов, мы, увы, не можем.
В церкви много старых икон, иконостас венчает образ «Тайная Вечеря».Сложность еще и в том, что не все реставраторы с охотой берутся за работу с артефактами. Вот, к примеру, недавно мы отдавали на реставрацию потолочный подсвечник — поликандр (реставрация проводилась в Черновцах, оплата за эту за услугу составила 200 евро), — сетует отец Михаил.
Отец Михаил опустил центральный подвесной передней части наоса подсвечник, чтобы рассказать о его устройстве и реставрацииМастер сделал, что мог, но, возвращая подсвечник, при прощании со мной сказал, что в другой раз за такую работу не возьмется, так как ему сложно было найти детали, болты, заглушки, да и старинная резьба там совершенно иная. А сами взгляните: подсвечник разборный, тут каждый рожок пронумерован, и, например, третий первого круга ни за что не встанет на место пятого. Это только с виду он выглядит простым и лаконичным, на деле конструкция непростая, и если самостоятельно разобрать его, не факт, что удастся потом собрать, — утверждает батюшка.
Каждый рожок поликандра, большого церковного светильника для множества свечей, пронумерован.Вообще, тут очень нужна не просто большая, а глобальная реставрация: самой церкви, звонницы, икон, церковной утвари, книг, ведь с каждым годом мы ее по малой толике, но утрачиваем: все незаметней становятся важные надписи, все темней тона святых ликов, все суше и заскорузлей краски. У меня не одна эта церковь в радении, их под моей опекой три, и невозможно отвернуться от других обязанностей ради блага одной церкви, пусть и уникальной, и исторической.
Вот мы всем миром и Божьей помощью и стараемся удержать церковь Святого архангела Михаила и Гавриила в достойном виде и состоянии, за что я безмерно благодарен жителям села, но в деле сохранения памятника архитектуры и истории страны, должна проявляться забота не только малой толики из числа верующих сельчан, а и государства.
Возвращаются святыни
— В конце прошлого года в одном из хранилищ, расположенном на чердаке этой церкви, я обнаружил ларь с документами. Пока мы не успели их полностью разобрать и классифицировать, но эти свидетельства важные и знаковые не только для села Гинкауцы и нашей церкви. В этом древлехранилище обнаружены документы Духовной Консистории, различные хартии и рукописи разных лет. Среди них манифесты императоров Николая I и Александра II с 1843 по 1857 год, издание «Епархиальные ведомости» Кишинева 1913 года, свидетельство о явке к исполнению воинской повинности 1909 года, приходо-расходные книги и исповедные росписи за 1899-1903 годы, метрические книги разных лет, свидетельства и квитанции на погребение, свидетельства о смерти, свидетельства о браке, свидетельства о крещении, венчании и другие документы.
Фотографии найденных уникальных документов.Также недавно мной в кладовых была найдена старинная, расшитая серебром филонь. Это теперь священнослужители в разные дни носят разного цвета одежды. Я не беру на себя смелость предполагать, сколько ей лет. Много. По моему мнению, очень много.
Филонь — «круглое» одеяние священников, без рукавов, с вырезом наверху для головы.К вернувшимся святыням также относится дважды подаренная икона Марии Магдалины. В первый раз ее церкви села Гинкауцы подарили в 1899 году. Предположительно, во время советской власти этот образ был вынесен из церкви верующими и ради сохранения спрятан. Я был до глубины души тронут, когда дочери Ольги Лунгу — они проживают в Кишиневе и часто помогают нам — где-то отыскали, купили и вновь принесли этот образ в дар нашей церкви.
В последнее время я все чаще думаю о том, что хорошо бы именно тут, у нас в Гинкауцах, открыть духовный музей земли молдавской, чтобы не пылились в ларях и закромах святыни и артефакты.
Икона с изображением Марии Магдалины. На обратной стороне надпись: «Пожертвована в Гинкауцы Солониею из села... (название утеряно), в ноябре 1899 года».
Двусторонний запрестольный, или иначе выносной, крест сродни хоругвям, который выносят из алтаря во время крестных ходов и торжественно несут впереди шествия. В Гинкауцах есть два таких креста, оба датируются 1782 годом.
Необычная история современной церкви
Сегодня деревянная церковь Святых архангелов Михаила и Гавриила располагается бок о бок и на одном подворье с современным церковным сооружением: самой высокой церковью Единецкого района, строящейся в честь в честь Святых Петра и Павла: удивительной красоты постройкой, которая поражает своими формами и величием. Высота церкви — 29 м.
Разные по стилю, архитектуре и исторической нагрузке две церкви: Св. Архангелов Михаила и Гавриила (часть здания видна слева) и Святых Петра и Павла в селе Гинкауцы Единецкого района находятся на одном церковном подворье.
— У нас много интересного. Надо сказать, что наша новая церковь Святых Петра и Павла — тоже ведь со своей интересной историей. Начал ее строительство отец Константин. Я не знаю его фамилии, но знаю доподлинно, что он родом из буковинского посёлка в Сторожинецком районе Черновицкой области, из Красноильска. Поспорили они с двоюродным братом, кто построит храм больше и красивей. Выиграл спор отец Константин, так как наша Гинкауцкая церковь на 8 кв. метров по площади оказалась больше украинской. Вот так, параллельно с нашей, в Красноильске появилась семикупольная каменная Покровская церковь. Правда, она была построена всего за 18 месяцев, а наша ещё достраивается. Начали строительство обеих церквей одновременно в конце 1989 года, но там церковь к октябрю 1991 года была уже полностью готова. У нас церковь тоже функционирует, мы тут проводим почти все летние службы, но до окончательного завершения работ у нас еще очень много дел, — разводит руками священнослужитель.
Церковь Святых Петра и Павла. Внутреннее убранство
Спасают церковь верующие
— Я всем говорю, что спасают церковь и в каждом благом деле и начинаниях помогают именно прихожане. Жалко, что жителей в селе становится все меньше: раньше в селе было больше 2 тыс. человек, теперь едва 500 наберется. И тем не менее, на совете мы планируем большие и малые дела, и всем миром приступаем к их выполнению. Добрых людей в Молдове немало, и хоть немногочисленно наше население, помыслы и дела многих светлы. Например, недавно мы установили ограждение. Изначально проект составлял около 300 тыс. леев, где только установка фундамента и монтаж секций оценивалась в 55 тыс. леев. Но лепту внес строитель из Единец Юрий Кукута, выполнивший эти работы за 7 тыс. Кованые секции тоже выполнили гораздо дешевле, чем изначально предполагалось за них заплатить. Таким образом, вся ограда обошлась нам в 100 тыс. леев.
Ограда церковного подворья в селе Гинкауцы и церковь Св. Петра и Павла.
Колокола старые, а голос церкви новый...
Сопровождая журналиста на колокольню по приставной лестнице в притворе старой церкви, отец Михаил рассказывает:
— Если я правильно понимаю, то первоначально на этой звоннице было 3 колокола старинного литья, но со временем два из них оказались треснувшими. По той причине, что живого звука они не дают, мы теперь не используем эти колокола в службах. Сами понимаете, купить новые колокола или перелить эти стоит очень дорого, а как быть церкви без колоколов...
Вот, чтобы не оставить церковь безголосой, нам пришлось приобрести электронную колокольню — устройство, в память которого внесен ряд звонов, мы поместили в помещение новой, большой церкви. Данное приспособление соединено с усилителем и репродукторами, оно исполняет нужную колокольную мелодию без колоколов и в режиме реального времени, и звон далеко раздается, его отовсюду хорошо слышно.
В притворе есть лестница, ведущая на колокольню.Звонница. Главные колокола имеют трещины. Самый малый колокол — не старинный, он из приобретений одного из предшественников отца Михаила.Наталья Тайшина
Фото автора
Читайте также:
Забричанский Христорождественский монастырь: как живут монахи и зачем сюда едут паломники
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.