- Секреты Профессии
Бельцкий тренер по велоспорту: «В спорте нужно что-то отдать, чтобы получить результат»
Сергей Руссу с 1987 года живёт велоспортом. Сергей — мастер спорта международного класса СССР по велоспорту-шоссе. Сергей рассказал, как он пришёл в этот вид спорта, с какими проблемами он сталкивается ежедневно, а также каким он видит велоспорт сегодня.
Совмещал велоспорт и работу полицейского
— Мой товарищ и сосед по дому привёл меня в велоспорт. В конечном итоге я остался в этом виде спорта, а он ушёл. В своё время у меня была довольно приличная карьера в велосипедном спорте. Занимался я здесь, в городе Бельцы. Моим первым тренером был Александр Оалэ. Сейчас он работает директором спортивной школы велоспорта в Кишинёве.
Я состоял в сборных Молдовы и Cоветского Cоюза. После развала СССР в 1992 году я перешёл в итальяно-белорусский полупрофессиональный велоклуб «Cavalera». Я выступал два года в этом велоклубе, а в 1994 году закончил свою спортивную карьеру.
После окончания карьеры велосипедиста я 23 года проработал в органах внутренних дел. В разных должностях: начиная от рядового полицейского до заместителя командира полка охраны в Кишинёве, также был заместителем комиссара Теленештского РОВД. Закончил карьеру полицейского я здесь, в Бельцах, в полку патрулирования «Nord». Однако все те 23 года, когда я работал полицейским, я из спорта никуда не уходил. Я продолжал деятельность в Федерации велосипедного спорта Молдовы. Начал с простого судьи на старте, а закончил председателем судейской коллегии. Я старался совмещать обе деятельности, чтоб быть в курсе велоспорта и не покидать спортивную арену.
Являюсь тренером-преподавателем с февраля 2017 года. Однако в период работы полицейским, я также тренировал ребят. Мой стаж работы тренером — 11 лет. Сейчас моя основная должность — это тренер по велоспорту в бельцкой спортшколе Министерства образования и исследований. Также на полставки работаю в отделении туризма в спортшколе № 1. Таким образом мы профилируем велоспорт и в этой спортшколе. Помимо работы в спортшколе я являюсь администратором спортивного клуба «Cycling Team Balti».
Сергей закончил свою спортивную карьеру в 1994 году.Плюсы и минусы работы в спортшколе
— На мой взгляд, без таких велоклубов, как «Cycling Team Balti», сегодня велоспорта в Бельцах просто не может быть. Клуб даёт автономность в принятии определённых решений совместно с родителями, учредителями и спонсорами.
Все спортивные школы сейчас лимитированы как бюджетом, так и определёнными должностными обязанностями. С другой стороны, работая и в школе, и в клубе, появляется возможность развивать партнёрские отношения с государственными учреждениями. Все дети, которые занимаются в спортшколе, автоматически становятся и членами нашего спортклуба. Это даёт нам больше рычагов влияния на них, а также появляется более тесный контакт с их родителями. Всё-таки именно родители отвечают за ребёнка, а тренер предоставляет возможность для раскрытия таланта ребёнка. Поэтому очень важно обсуждать все вопросы с родителями, в том числе и вопросы относительно здоровья ребёнка.
Бывают, конечно, и разногласия с родителями. Я признаю, что я тоже не подарок. Но часто всё сводится к тому, что тренер — это педагог, который учит детей применению и получению практических навыков, а также тому, чему недоучили родители. Некоторые родители настолько сильно любят своих детей, что не понимают, что детям нужно с детства давать удочку, а не рыбу. Дети сами должны научиться принимать решения, а также отвечать за них. Я считаю, что чем быстрее у детей появятся необходимые практические жизненные навыки, тем скорее они адаптируются к реалиям повседневной жизни.
«У многих детей есть большие проблемы со здоровьем»
— Прежде чем принять ребёнка в секцию, я даю родителям направление к семейному врачу и кардиологу. В наши дни у многих детей есть большие проблемы со здоровьем. За то время, сколько я работаю в спортшколе, я выявил нескольких сердечников, которым нельзя было заниматься спортом, что подтвердилось позже и медицинскими заключениями. Одна из проблем многих детей сегодня — это переедание в вечернее время и как результат — ожирение. Сегодня даже есть дети, которые уже болеют сахарным диабетом. В сегодняшней суете цен и расходов не обращается должное внимание на сбалансированное питание у детей. У нас в основном все дети питаются хлебобулочными изделиями и фастфудом. Дома также редко контролируется приём пищи. Родители дают детям деньги, а те приобретают фастфуд. Если вы посмотрите на обёртку тех же сухариков, то вы увидите содержание вредных добавок и разных консервантов в их составе. Если ребёнок употребил такую пищу перед тренировкой, у него печень откажется нормально работать. А если будет плохо работать печень, то у нас появится проблема с восприятием информации, а также с применением физических нагрузок. На мой взгляд, это все болезни социального характера, которые принесла нам цивилизация.
Также существует проблема интенсивного обучения сейчас в образовательных учреждениях. С одной стороны, всё в школе направлено на развитие детей. Но в то же самое время дети после школы приходят психологически вымотанными. Вспоминаю себя в школе, да, у нас тоже была учёба, но у нас всегда оставались силы на внешкольные занятия. Сегодня особое внимание приходится уделять детям, которые пришли на тренировку после школы. Нужно посмотреть, в каком психологическом состоянии они находятся. Тренеру приходится переключить психологическую усталость ребёнка на принятие физической нагрузки.
Усталость у ребёнка после школы не даёт ему сил для запуска физических способностей. Зачастую эта проблема существует в лицеях. Те дети, которые там учатся, более уставшие. При этом школы забывают о том, что кроме ментального развития детям необходимо и физическое воспитание, чтобы они были здоровы. В большинстве лицеев начало занятий 8.30 утра. Наверное, это более удобное для многих время. Однако с точки зрения физиологии лучшее время для раскрытия умственных и физических способностей — это время с 8 до 10 утра. А потом начинает накапливаться усталость, с которой не все могут бороться. Учителя объясняют это тем, что образование является обязательным, а спорт и кружки — факультативными. Но тем самым они нарушают конституционные права ребенка на гармоничное развитие.
Сергей считает, что нужно уделять особое внимание здоровью детей сегодня.Работал в школе учителем биологии
— Школьные программы — очень загруженные, сырые и непродуманные с точки зрения возрастных показателей, а также нагрузок на детский организм. Бывает, что программу 10 класса дети изучают в 7 классе. Я два года в школе преподавал биологию. Вспоминаю, как в советское время биология была разделена на зоологию, общую биологию, ботанику и анатомию. Сейчас же в каждом классе этот курс смешивается. Из-за этого для ребёнка многие вещи становятся непонятными, а потом он и вовсе всё забывает. Всё в кучу, и всё скачет из одной темы в другую. Также многие темы повторяются из года в год.
Я считаю, что это не совсем правильно. Важно, чтобы для ребёнка новая информация была краткой и понятной. Также для детей нужна практическая часть, где накопленные знания можно было бы проверить и применить на практике. Дети лучше воспринимают информацию, когда она применима в реальной жизни. Вот здесь многое зависит и от учителя: какой он профессионал своего дела, и есть ли у него тот практический или жизненный опыт.
Первичная работа с детьми
— В спортшколу и спортклуб мы принимаем детей от 9 до 14 лет. Это тот возраст, когда с детьми ещё можно работать. Может прийти и ребёнок постарше, но у него должна быть хорошая спортивная база. Проблематично работать с детьми, которые только начали заниматься спортом.
Когда дети только приходят, всё начинается с начальной подготовки. Первые полгода мы занимаемся перевоспитанием. К сожалению, приходится учить некоторых детей говорить «здравствуйте», «спасибо» и «до свидания». Есть дети, которых мы учим соблюдать личную гигиену.
Период начальной подготовки считается самым сложным и самым важным. В этот период необходимо отучить ребёнка от некоторых общепринятых ценностей. В спорте нужно уметь отдавать, а многие люди в жизни привыкли только получать. Это называется паразитизм. В спорте нужно что-то отдать, чтобы получить результат. На протяжении двух-трёх лет мы пытаемся научить ребёнка отдавать свою энергию, отдавать всего себя и выкладываться изо всех сил на тренировке. Это важно для получения максимального результата, что в будущем будет применимо и в других сферах деятельности. Тренировка — это постоянное и дозированное преодоление боли. Когда болевой порог уходит всё дальше, у тебя выходит спортивный результат. В зависимости от того, как ты натренируешь свою биохимическую систему в организме, будет понятно, чемпион ты или нет. Однако стоит отметить, что не каждый спортсмен может стать чемпионом. Есть психологический фактор, генетика, а также физиология и личные качества спортсмена.
Физические данные спортсмена — это 70 процентов, 10 процентов даёт велосипед. И 20 процентов — это личные качества спортсмена. В них входят настрой, восприятие самой гонки, а также тактико-техническая подготовка. В международных соревнованиях по велоспорту участвуют более 100 человек, а призовых мест всего три. В таком виде спорте очень важна тактика и психологическая устойчивость. Достигая высоких мест, ты всегда должен быть благодарен своей велосипедной команде. Только на тренировках с командой ты по-настоящему развиваешься и достигаешь высокого уровня.
Сергей считает, что начальный период подготовки велосипедистов является самым важным.Велоспорт сегодня не может быть бесплатным
— Если говорить честно, велоспорт сегодня не может быть бесплатным. Даже несмотря на то, что мы находимся в спортшколе. Обслуживание велосипеда стоит денег. Приобретение запчастей для велосипеда, его ремонт и периодическое обслуживание лежит на плечах тренера. Государство нам не выделяет необходимых денег, которые бы пошли на техническое обеспечение. Если велосипед в плохом техническом состоянии, я, как тренер, не возьму на себя ответственность выводить ребёнка на тренировку, на улицу. Я заинтересован в том, чтобы транспорт был в отличном техническом состоянии. Согласно всем нормам и требованиям, один велосипед предназначен на четыре года. У нас за четыре года всё оборудование обновляется два раза, ввиду большого износа. Велоспорт — это отчасти технический вид спорта. Да, он не мотокросс и автогонки, но в нём тоже есть техника и механика, которая требует определённых вложений и инвестиций.
Большая часть техники, которую мы используем на соревнованиях — б/у, но она в отличном техническом состоянии. А для нас важно чаще участвовать в соревнованиях для того, чтобы росла личная средняя скорость спортсмена во время гонки. Однако отмечу, что профессиональное мастерство спортсмена проявляется только в тот момент, когда спортсмен участвует в соревнованиях различного ранга, в том числе и европейского. Но поездка в ту же Румынию на три дня обходится в 7000 леев, учитывая все расходы. Но есть и другая аномалия сейчас. Чем лучше условия у спортсменов, тем хуже результаты. И наоборот. Всё это потому, что у спортсмена, который имеет хуже условия, есть мотивация расти. В тепличных условиях мы забываем обо всём полезном вокруг. У меня были хорошие спортсмены: Дмитрий Арвентий, Влад Босый, Ион Попов и другие ребята. Сейчас в моей группе есть талантливый спортсмен 2009 года Семён Мичковский. В этом году он во всех соревнованиях был в призовой тройке.
Проблема дорог в Бельцах
— Конечно, велосипедисты жалуются на качество дорог в городе и на отсутствие велодорожек. Но предлагаю быть реалистами и правильно понимать тот город, в котором мы живём. У нас единственная велодорожка в городе — это от улицы Лесечко до улицы Конева, а также по улице Болгарской, где установили дорожные знаки, что это велодорожка. Всё остальное, что сделано по городу и выделено красным цветом — это не велодорожка, а пешеходная зона.
Власть обвинять во всём тоже не стоит. Нужно понимать, что город Бельцы строился в 60-е годы, когда во дворе была одна машина, и это уже хорошо. Я в Бельцах живу с 1979 года. У нас во дворе стоял один мотороллер и один «Москвич». В городе был очень низкий автомобильный трафик. Естественно, что это не представляло большой проблемы для велосипедистов. Сейчас при увеличении трафика появилась необходимость в велодорожках. Однако очень проблематично перестроить сегодня целый город. Можно решать вопросы, но нужно и необходимое количество денег. Реальные места, где сейчас возможно сделать велодорожку — это улица Николая Йорги, а также проспект Победы и ул. Тудора Владимиреску.
Тротуары также нельзя уменьшать сегодня. Они очень важны. В случае падения на тротуаре, который будет меньше нормы, человек может упасть на проезжую часть. Есть определённые стандарты, которым нужно следовать.
Вообще, я считаю, что чем меньше город, тем меньше проблем. Если мы говорим о Кишинёве, то там очень часто сигналят, не понимая, что велосипедист — это также участник дорожного движения. Или даже могут сбить тебя. Исходя из полицейской и водительской практики могу сказать о том, что велосипедист, находясь на дороге, должен быть заметен и иметь отражающие элементы на одежде.
Что касается спортивных школ и организаций, мы тренируем детей только в дневное время суток, при хорошей видимости. Ночью опасно тренировать детей — это даже запрещено. Что касается дорожных велосипедов, которые есть у большинства, то они должны быть оснащены всеми необходимыми защитными средствами, как звонок и катафоты (отражающее устройство — «СП»). Считаю, что спортсмен также должен быть в жилете. Особенно осенью, когда достаточно сумрачно. Мы на работе надеваем жилеты и сопровождаем спортсменов жёлтыми мигалками. Жёлтая мигалка не даёт приоритета на проезжей части, но водители обязаны снижать скорость. Она является светом предупреждения. Жилеты также очень эффективны в работе. Многие водители говорят, что видят велосипедистов благодаря этим жилетам.
Сергей отмечает, что велосипедисты являются равноправными участниками дорожного движения.«Тренера в первую очередь может сбить машина на дороге»
— Одна из основных ошибок велосипедистов-обывателей — это несоблюдение дистанции. Если дистанция между тобой и автомобилем будет составлять 15-20 метров, даже в случае неадекватного движения со стороны водителя, ты будешь в безопасности. У автомобиля скорость и вес больше. Но когда велосипедист спускается с горы, то его скорость может достигать от 50 до 80 км/час, в зависимости от ветра. Поэтому также важно, чтобы и водители соблюдали дистанцию от велосипедистов. Когда я еду по дороге с малышами, я остаюсь позади них, чтобы они были подальше от машин. Они ещё учатся и изучают местность. Поэтому они могут случайно не заметить машину, камешек или яму. Они у меня едут парами, так как для детей это более безопасно, а я еду сзади и корректирую их движение из-за спины. Тренер — это тот человек, которого может сбить машина в первую очередь на дороге. И мы всегда идём на этот риск. В нашем виде спорте только так. Я не задумывался о страхе умереть, я просто делаю своё дело.
Езда на велосипеде требует концентрации и определённых теоретических и практических знаний, знаний правил дорожного движения. Поскольку у нас не везде в городе есть велодорожки, мы ездим по дорогам, где ездят автомобили и чувствуем себя равноправными участниками дорожного движения.
Важно также уметь держать равновесие на дороге и быть психологически устойчивым. Первое, с чем мы работаем в велоспорте, — это стабилизация психологического состояния ребёнка. Мы учим его не бояться транспорта, шумов и звуков. Этим всем мы занимаемся первые несколько лет.
Если велосипедист впереди вас едет медленно или неуверенно, я бы пригляделся к нему, прежде чем его обгонять. Он может быть или начинающим, или пьяным, что ещё хуже. Я, объезжая велосипедистов, оставляю боковую дистанцию. Я знаю сейчас многих людей, которые катаются на велосипедах после работы, чтобы снять стресс. Я стараюсь заранее оценивать психологическое состояние любого человека, который едет на велосипеде. Я это знаю, потому что я, помимо велосипеда, еду на скутере, автомобиле и автобусе. Когда я сам еду, мне несложно перестраиваться от одного транспорта к другому. Но когда еду с детьми, в первую очередь, думаю об их безопасности. Также очень важно, чтобы было взаимоуважение и понимание на проезжей части.
На мой взгляд, основная проблема во время езды на проезжей части — это отсутствие взаимоуважения. Мы проводим велопробеги в нашем городе, и меня радует то, что в них стало участвовать больше людей. Особенно это было заметно после пандемии. Когда я начинал эти пробеги организовывать в 2018 году, мы собирали от 30 до 80 человек. После пандемии нам удалось собрать около 300 человек — это было грандиозно и красиво. На последнем велопробеге нам также удалось собрать около 200 людей, из которых было 50 детей. Даже водители машин, которые пересели в этот день на велосипеды, начали понимать те проблемы, c которыми сегодня сталкиваются велосипедисты.
Сергей подчеркивает, что важно уважать друг друга на проезжей части.Артём Сэрэтяну
Фото из личного архива «СП» и из личного архива Сергея Руссу
Читайте также:
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.