- Собственной Персоной
Бельчанка, проживающая в Грузии, о городе своего детства: «Жизнь тогда кипела»
Уроженка Бельц Буся Куперман (Чернис) рассказала, как будучи школьницей, участвовала в поиске могилы Ивана Колесова, была свидетелем разрушения колокольни у Собора Св. Николая и установки памятника-танка и как оказалась в Тбилиси.
До школы знала только молдавский
Родители Буси Чернис, Татьяна Мироновна и Михаил Авдеевич, жили в Бельцах в одном дворе с бабушкой и дедушкой в доме по улице Ленина (сейчас Индепенденцей) напротив кинотеатра «Пионер». За два года до рождения нашей собеседницы в семье случилась трагедия. Поскольку рядом располагалась воинская часть, по улице часто проезжали военные грузовики. Под одну из таких машин попала их 6-летняя дочь, сестра Буси. Отец не мог оставаться жить на улице, где всё напоминало о трагедии.
Михаил Авдеевич получил участок в переулке Дубоссарском, 1, на углу ул. Горького (сейчас ул. М. Витязула) и построил дом для своей семьи. В этом доме, который располагался прямо напротив танцплощадки в парке Котовского (сейчас центральный парк), прошло всё детство Буси.
У городского фонтана с фигурками лягушек. Фото сделано во время семейного похода в кино. Родители ходили на сеансы по очереди: сначала шла мама, а отец оставался гулять с Бусей, а потом они менялись.
— В детский сад я не ходила, у меня была замечательная няня из села Чучуля Глодянского района Докица Болдуреску. Она была наполовину молдаванка, наполовину цыганка, из очень интеллигентной семьи: её дядя был скрипачом в ансамбле «Ромэн», а тётя певицей. До школы я практически не знала русского языка, только молдавский.
У бельцкой ёлки.
Была «юным другом Советской Армии»
В 1960 году Буся пошла в среднюю школу № 6 (сейчас лицей им. Гоголя — «СП»).
— В школу и обратно я бегала через парк. Первый класс у нас был очень большим — 50 учеников. В классе было много детей военнослужащих. Первая учительница Зоя Кондратьевна Шапиро — бесподобный чудесный человек. Потом классным руководителем был Константин Михайлович Конищев, инвалид войны. Педагоги были великолепные.
Первый класс. По словам нашей собеседницы, класс был не только большим, но и очень дружным.
— Наш класс был отрядом юных друзей Советской армии*. Родители (а моя мама была членом родительского комитета) закупили в военторге ткань защитного цвета и сшили нам форму: гимнастёрки и пилотки. У нас были погоны с буквами ЮДСА. Мы искали могилы военных, которых не могли найти родственники. На воинском кладбище на ул. Котовского (сейчас на этом месте мемориал Воинской Славы. — «СП») мы нашли могилу Ивана Минеевича Колесова и сообщили его родным.
Помню, как мы встречали его жену и дочь, которые прилетели в Бельцы. Это была зима. Мы приехали в бельцкий аэропорт. Там было совсем маленькое здание, где состоялась встреча. Вы себе не представляете, какое чувство гордости мы испытывали, что сделали такое дело. Это словами не передать. Потом у нас была торжественная линейка, на которой родные Ивана Колесова нас благодарили. Это было очень трогательно. Думаю, что сейчас у детей нет такого уровня ценностей.
Читайте также: Подлинная история Ивана Колесова. Поисковики помогли найти семью комиссара, чьё имя носит улица в Бельцах
— Ещё я хорошо помню, как в 1968 году устанавливали на постамент танк, который участвовал в освобождении Бельц. Мы убегали из школы на большой перемене и смотрели, как его устанавливают.
Читайте также: 9 фактов об истории танка Т-34, ставшего памятником в Бельцах.
— В парке, который сейчас называют «Андриеш», мы проводили время на каникулах. При школе была летняя площадка. Мы приходили с утра, с нами занимались воспитатели и вожатые, мы ходили на экскурсии, в кино. На обед шли домой, а потом возвращались на площадку до вечера.
Помню, рядом с «Андриешем» был угловой овощной магазин. Магазин был бесподобный. Когда проходишь мимо, оттуда шли такие запахи солений, что удержаться было невозможно. Хоть дома и консервировали всё и был свой огород, мой отец любил зайти и купить что-то. А напротив был известный галантерейный «магазин Маричики». Его так называли по имени заведующей.
Когда сносили колокольню, батюшке было плохо
— Мой одноклассник Юра Тупчиенко, очень умный парень, был сыном священника собора Св. Николая. Его мама, Евдокия Георгиевна, чудесная женщина, большой души человек, была в родительском комитете вместе с моей мамой. Каждый год 1 или 2 января она приглашала весь наш класс к себе на ёлку. А жили они прямо во дворе церкви. Помню, что там были очень высокие потолки и ёлка стояла громадная. Евдокия Георгиевна переодевалась Дедом Морозом, моя мама была Снегурочкой, и мы веселились.
На христианские праздники мама Юры приходила к нам домой, приносила куличи, бесподобные пасочки творожные, которые она пекла. Отца Юры, хоть он и был священником, мы никогда не видели в рясе. Когда он выходил из церкви, всегда переодевался в обычную одежду. Он был очень современным, продвинутым человеком. Это были чудесные люди, настоящие интеллигенты. Сейчас мало таких людей.
Я помню, как в 1965 году рушили колокольню. Мы все, дети, бегали на это смотреть. Батюшка был просто не в себе, ему было очень плохо. Евдокия Георгиевна плакала, говорила, что нельзя колокольню трогать. Для них это была большая боль.
Читайте также: Как сносили и возрождали колокольню собора Св. Николая в Бельцах
Музыка стала профессией
Одновременно с общеобразовательной школой Буся училась в музыкальной по классу фортепиано. Впоследствии музыка стала её профессией.
— Директором музыкальной школы был Рубен Иванович Гульмисаров — потрясающий человек, чудесный. Это редкость. Педагогом музыки у меня была известная в Бельцах пианистка Нина Петровна Ковоянц. Её муж, Давид Моисеевич Ливерант, аккордеонист, был руководителем хора и ансамбля во Дворце пионеров, который был в здании, где сейчас находится загс. Директором Дворца пионеров была Мария Матвеевна Горлевская, с её сыном Витей мы росли вместе. Наше детство проходило в этом Дворце пионеров: пели в хоре, ходили на разные кружки, участвовали в праздниках. Столько было всего — жизнь кипела.
Ежегодно в мае в городском театре музыкальная школа давала отчётно-показательный концерт.
— Это было ещё в старом здании театра на центральной площади. Хором руководила Лариса Алексеевна Сушкевич. Не очень хотелось ходить на хор: в воскресенье надо было вставать рано и куда-то идти, а хочется отдохнуть. Но зато какие мы были гордые, когда выступали и нам все аплодировали.
По окончании школы Буся поступила в бельцкое музыкальное училище. С третьего курса уже работала в музыкальной школе города Фалешты, куда ездила преподавать два раза в неделю.
Преподаватель в музыкальной школе Фалешт.
По окончании учёбы стала преподавать в своём же училище общее фортепиано и была концертмейстером у вокалистов.
Для свадьбы в загсе было места мало
В 1977 году Буся вышла замуж. С будущим мужем познакомилась в Тбилиси, когда была там в гостях у знакомых.
— Свадьба у нас была в ресторане «Нистру», как и у всех моих двоюродных братьев и сестёр. А роспись — во Дворце культуры. Заведующей загсом была Анна Гидульянова, очень приятная женщина. Сам загс тогда располагался в маленьком здании на ул. Пушкина (сейчас оно принадлежит Союзу украинцев «Заповит». — «СП»). У нас было много гостей, которые приехали из Грузии, Черновцов, Одессы, Николаева. Такое количество людей не помещалось в маленьком загсе, поэтому мы решили расписываться во Дворце культуры. Снимать нашу свадьбу папа пригласил двух операторов из «Молдова-фильм».
После свадьбы Буся уехала в Тбилиси, где до сих пор работает преподавателем в музыкальной школе. У неё два сына и четверо внуков.
Перед отъездом из Бельц
Связь с Бельцами не терялась
В Бельцы Буся приезжала после замужества часто, так как здесь остались родители. Они к тому времени переехали из переулка Дубоссарский в кооперативную квартиру в доме по ул. Ленина (сейчас ул. Индепенденцей), на первых этажах которого расположен магазин «Прометей».
— В Бельцы мы приезжали каждый год. Оба моих сына родились в бельцком роддоме. Старший сын даже учился один год в шестой школе. Самое интересное, что он учился в том же классе, где когда-то училась я.
Буся рассказывает, что часто испытывает чувство ностальгии по родному городу.
— В Тбилиси есть много цыган из Кишинёва, они занимаются здесь торговлей. Когда я их встречаю, мне доставляет удовольствие с ними общаться на молдавском языке. И им приятно, и мне.
В последний раз она была в Бельцах в 1993 году, но продолжает следить за жизнью города, в том числе и общаясь в группе «Снимки Памяти» в фейсбуке.
— В Бельцах остались дорогие могилы, но я уже давно там не была. У меня есть очень большое желание побывать в Бельцах. В ближайшем будущем я обязательно должна поехать. Хотя родных уже там никого нет, но друзья остались. Года два назад мой брат был в Бельцах, показывал видео. Город, конечно, изменился, но «стометровка»** осталась «стометровкой» и часы наши так и есть на своём месте. Когда мы встречаемся с родными, то с великой любовью вспоминаем Бельцы. Не бывает бывших бельчан, мы были и остаёмся бельчанами.
Наталья Петрусевич
Фото из личного архива
* Отряды юных друзей Советской армии — одна из популярных форм военно-патриотического воспитания в СССР.
** «Стометровкой» в Бельцах в шутку называли центральную площадь от примарии до пересечения с ул. Достоевского, по которой по вечерам и в выходные прогуливались горожане.
Другие интервью бельчан читайте здесь:
- Бельчанин, проживающий в Сан-Франциско: «Если бы Союз не распался, мы бы не уехали»
- «Израиль легко мне дался». Бельчанка Галина Маламант рассказывает о своей жизни до и после отъезда
- Экс-директор бельцкой школы, проживающий в Израиле: «Жизнь раскололась на до отъезда и после»
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.