- Следы Публикаций
Что за год изменилось у многодетной семьи из Бельц, которая жила в диких условиях
Журналист «СП» в очередной раз наведался к многодетной семье из Бельц, чтобы посмотреть, как выглядят её жилищные условия. Год назад мы писали, что пятеро детей от года до девяти жили в крайней антисанитарии. В доме не было печи и туалета. Полы прогнили, потолок обваливался, а по стенам пошли трещины. Как рассказывали соседи, родители пили. У матери семейства не было работы, а супруг трудился неофициально. Случай вызвал большой резонанс в городе. После этого мы периодически наведываемся к семье, чтобы узнать, что у них меняется. На этой неделе мы побывали там вновь после долгого перерыва и выясняли, как родители и дети пережили карантин.
Глава семейства: «Жена устроилась на работу»
Наш визит в семью Светланы и Александра был уже четвёртым по счёту. Мы ни разу не застали родителей пьяными. Так было и в этот понедельник.
Светланы, матери семейства, днём не было. К нам вышел её муж, Александр. С ним были двое младших сыновей. Они не производили впечатление голодных, ели мороженое.
В дом нас хозяева не приглашали, но снаружи было заметно, что жилищные условия у них стали лучше.
— У нас всё идёт нормально. Мы готовимся отправлять детей в школу. В этом году у нас трое уже идут: дочка идёт в первый класс, средний сын — во второй и старший — в четвёртый. Нам звонили и предупредили, что первое сентября будет без линеек и вообще школа будет работать иначе.
Карантин, как и многих, нас подкосил. У меня нет работы, и я искал калымы. Кому-что помочь. В этот период нам активно помогали верующие. Насколько мне известно, из примарии тоже что-то давали. Это были продуктовые пакеты. У меня просто супруга занимается этими вопросами. Несколько лет назад приходили и замеряли размеры крыши, чтобы поменять. Но правда до сих пор никого не было.
Супруга устроилась на работу на швейную фабрику. Она во время карантина сидела дома, так как предприятие закрыли. Вот сейчас работает, — рассказал Александр.
По словам отца, в этом году трое детей пойдут в школу. Фото: Сергей ПузикМать: «Будем стараться сами делать ремонт потихонечку, детей поднимать»
Вечером того же дня мы встретились и с матерью. По её словам, в этом году из собеса к ним приезжали один раз, в начале карантина. Тогда привезли продуктовые пакеты. Светлана отмечает, что в этом году семья не получила помощь для детей перед началом учебного года.
— В этом году из примарии вообще никого не было. Точнее, один раз приехали перед пандемией и привезли пакет с продуктами. Я звонила им, но у них был отключён телефон. Я не помню, как зовут работницу, с которой мы говорили на эту тему. Я хотела узнать, может, необходимы какие-то документы собрать, чтобы получить эту помощь, но так и не дозвонилась.
В прошлом году нам дали 4 тысячи леев на двоих детей, которые шли в школу, чтобы мы купили все необходимые принадлежности. А сейчас ничего не дали. Но нам помогли верующие из Дома молитвы. Они дали тетрадки, пеналы, карандаши и т.д. В основном они нам и помогают.
Я работаю пять дней в неделю, часто остаюсь в субботу, чтобы доплатили. Мне некогда ходить в примарию. И в этом году от них помощи практически не было. Мы всё равно будем стараться сами делать ремонт потихонечку, детей поднимать. У нас две комнаты сделаны, а вот предбанник ещё остался. Самим стыдно заходить. Но будем стараться делать, — говорит Светлана.
Многодетная мать утверждает, что в этом году никто из соцработников не пытался с ней связаться. Единственная встреча была во время карантина, когда семье передали продуктовый пакет. Фото: Константин ХайретдиновСобес: семья получит материальную помощь
Главный специалист по защите детей в ситуации риска Управления соцобеспечения примарии Крезантема Карайман рассказала, что за этот год соцработник наведывался к семье не менее пяти раз. Однако увидеть мать удалось только однажды, когда ей передали продуктовые пакеты. Наша собеседница добавила, что вопрос помощи к школе детям рассматривался на комиссии и получил одобрение.
— Данная семья находится под мониторингом. Однако в этом году из-за коронавируса визиты не такие частые. Мы посещаем только тогда, когда в этом есть острая необходимость. Семья была проинформирована о том, что для получения помощи для школьных принадлежностей необходимо написать заявление. Так делается по процедуре, и в дальнейшем это рассматривается на комиссии.
Соцработник, который мониторит эту семью, мне сообщила, что на днях информация была предоставлена комиссии и семья получит материальную помощь на всех детей, включая и на школьные принадлежности. На комиссии оказание помощи каждой семье рассматривается индивидуально. Кому-то необходимы вещи, кому-то продукты, кому-то школьные принадлежности. То есть помощь выделяется на конкретные цели.
О том, что будут выделяться средства, семья не знала, так как из-за пандемии мы проводим комиссии без бенефициаров.
У нас есть номер телефона матери, и мы неоднократно приходили к ним домой. Но мне соцработник сообщила, что мать часто меняет номера телефонов, и связаться с ней трудно. Начиная с февраля мы посетили эту семью пять раз. Но только один раз смогли поговорить с матерью, когда передали продуктовые пакеты. В другие разы то никого не заставали дома, то был отец, но был не в состоянии с нами разговаривать. То, что с ними никак не пытаются связаться – неправда. Не всё так, как они говорят.
Я не знаю, как мать пыталась с нами связаться, учитывая, что человек из нашей службы работает с ними с 2017 года. Это один и тот же человек, и вряд ли мать не знает телефона или не смогла связаться, — говорит Крезантема Карайман.
С чего всё началось
История с многодетной семьёй началась чуть больше года назад. Тогда читатели прислали нам видео, в котором очевидец заснял дикие условия, в которых проживали пятеро детей. Мужчина зашёл в дом, чтобы передать помощь и заснял увиденную антисанитарию на телефон.
Мы тогда побывали в этой семье, мать детей признала, что семья живёт тяжело, но отдавать детей она не намерена.
Такая картина была в семье год назад. Кадры видео очевидца
Спустя месяц, в конце августа, мы посетили их во-второй раз и как раз попали на ремонт, который начался у них в доме. Светлана тогда рассказала, что помощь им оказали верующие. Кроме этого, они же подарили кое-какую мебель. В свою очередь, примария обещала выделить средства на школьные принадлежности для детей.
Во время третьего визита мы увидели ещё изменения. Комнаты в доме явно преобразились, появилась печь, а во дворе установили туалет. До этого семья справляла нужду в выгребную яму, которая была выкопана в огороде. Многодетная мать тогда говорила, что собирается устроиться на работу.
Константин Хайретдинов