- Семиднeвная Панорама
Генпрокурор: некоторые судьи продолжают служить интересам корпорации Плахотнюка
Государственные учреждения, в том числе Антикоррупционная прокуратура, более года не предпринимали конкретных действий по расследованию дела о мошенничестве на предприятии с госкапиталом «Metalferos». На расследование, которое сейчас ведет Генпрокуратура, пытаются оказать влияние фигуранты дела, а судьи чинят препятствия в делах, связанных с экс-лидером Демпартии Владом Плахотнюком. Такие заявления сделал сегодня на брифинге генеральный прокурор Александр Стояногло.
Об обысках и задержаниях знали заранее
Генпрокурор отметил, что последние две недели в обществе активно обсуждается дело АО «Metalferos» (бывший «Вторчермет»), после того как прокуроры провели многочисленные обыски и задержания.
Он подчеркнул, что действия прокуратуры по этому делу не связаны ни с ситуацией на рынке металлов, ни с приватизацией госпредприятия «Metalferos».
«Действия Генеральной прокуратуры не были спонтанными, они были результатом титанической работы, проделанной прокурорами за последние 5 месяцев. Тот факт, что этот сектор бизнеса был монополизирован, был хорошо известен многим людям, которые знали, что значительная часть финансовых ресурсов, обращающихся в бизнесе, была присвоена с помощью различных схем», — пояснил он.
Александр Стояногло напомнил, что дело начатое год назад антикоррупционной прокуратурой, было «чисто формальным и ограничивалось поверхностным расследованием неважных вопросов».
По его словам в расследовании был упущен основной аспект преступления — экономический, не был проведен анализ счетов. За время карантина Генпрокуратура проверила сотни банковских счетов. По итогам проверки были задержаны 16 человек, часть из которых, задерживались и ранее.
В результате расследования выяснилось, что рынок металлов был полностью монополизирован компанией «Metalferos», которая заключала договоры на поставку металлов только с определенными компаниями по некорректных ценам. На счета этих фирм переводилось в среднем до 280 долларов за тонну. На самом деле металлы приобретались по цене около 150 долларов за тонну, разницу присвоили обвиняемые.
Только одна из схем предприятия нанесла ущерб государству около в 1,2 млрд леев.
Следствие установило, что при отсутствии экономического обоснования с 2012 по 2019 год Влад Плахотнюк организовал бы через компании-нерезиденты, фактическим бенефициаром которых был он сам, экспорт черных и цветных металлов специализированным компаниям из Турции, Австрии, Нидерландов и Германии.
«На основании фиктивных контрактов, подписанных между АО „Metalferos“ и представителями компаний-нерезидентов, которыми руководит и которые контролирует Плахотнюк, металлы были куплены по заниженной цене, а затем перепроданы конечным бенефициарам по цене, завышенной на 27 %. К примеру, только с 2015 по 2017 год одна из компаний-нерезидентов, контролируемая Плахотнюком, получила на счет от компаний из других стран около 35 миллионов долларов США, из которых только порядка 27 миллионов долларов были перевены на счет „Metalferos“, а разница в деньгах через посредников переведена на счета компаний, контролируемых Плахотнюком», — рассказал генпрокурор.
Александр Стояногло сообщил, что когда две недели назад по этому делу задержали 16 человек, многие из фигурантов знали об этом заранее, так как произошла утечка информации в прессу. Также он подчеркнул, что судьи три дня затягивали рассмотрение запроса об аресте подозреваемых.
На данный момент все задержанные находятся под следствием на свободе, так как ходатайства прокуратуры об аресте удволетворены не были. По словам генпрокурора судьи как первой, так и апелляционной инстанций, не учли ни тяжести совершенных преступлений, ни общественный резонанс дела, ни тот факт, что оставшись на свободе, некоторые из ранее арестованных продолжали незаконную деятельность.
«Повторяется блокирование всякий раз, когда затрагиваются интересы гражданина Владимира Плахотнюка»
Также Александр Стояногло заявил, что некоторые судьи продолжают обслуживать интересы олигарха Влада Плахотнюка.
«Я заметил одну важную вещь. Повторяется блокирование судьями дел всякий раз и во всех случаях, когда затрагиваются интересы гражданина Владимира Плахотнюка.
Прокуратура не верит в совпадения.
Я ранее сообщал о препятствиях и задержках на пути прокуратуры при заочном аресте Плахотнюка, при аресте его собственности, при санкционировании обысков в бывшей штаб-квартире Демократической партии или при аресте лиц, причастных к банковскому мошенничеству.
Я уже могу предвидеть мотивацию судей, так как доказательства, представленные прокурорами, слабы. Это бесплодный предлог, чтобы придать правдоподобность решениям судов. Этот предлог не пройдёт! Уверяю вас, что вся документация, представленная прокуратурой, изобилует доказательствами и аргументами. Точно так же и качество процессуальных документов в порядке.
Одно странно. До июня 2019 года мы заметили абсолютную незаинтересованность судей по отношению к сотням людей, которые, хотя и не имели отношения к криминальному миру, были незаконно арестованы, преследовались и привлекались к уголовной ответственности. Стоит ли верить веским свидетельствам прокуроров того времени?
Похоже, проблема в другом. Некоторые представители судебной власти не соблюдают закрепленный законом принцип независимости и продолжают служить интересам корпорации Плахотнюка. Точнее, об этом принципе независимости они вспоминают только тогда, когда к ним возвращается дело, которое беспокоит "координатора".
Я хочу внести ясность. Последнее чего я хочу — это конфронтации с судебной системой. Я ни в коем случае не хочу сказать, что посягаю на независимость судей. Но в создавшейся ситуации оставляю за собой право вмешаться с инициативой кардинальных изменений судебной системы.
Я не хочу, чтобы это воспринималось как шантаж, но в демократическом обществе справедливость должна служить закону и обществу, а не кураторам в тени групп интересов.
Я очень надеюсь, что меня правильно услышат и поймут.
Расследование хищения миллиарда, а также других резонансных дел должно быть приоритетом не только для обвинения, но и для всех тех, кто способствует отправлению правосудия. Только совместными и последовательными усилиями и действиями, основанными на законе и добросовестности, мы сможем восстановить доверие к правосудию. Другого пути нет», — сказал Александр Стоногло.
Справка-Пояснение
Metalferos — это акционерное общество, в котором 78% акций принадлежит государству. Занимается сбором и транспортировкой отходов металлов, поставкой лома и похожими видами деятельности.