- Семидневная Панорама
«Помимо бытовых трудностей тяжело эмоционально»: как жители Приднестровья справляются с энергокризисом
Журналисты «СП» 9 января отправились в Приднестровье, где начался энергетический кризис из-за прекращения поставок российского газа в регион. Журналисты пообщались с двумя семьями — из Бендер и Тирасполя. Они рассказали, как справляются с кризисом, что считают самым сложным и в целом о настроении в регионе.
«Тяжелее всего чувство неопределённости»
В первую очередь мы приехали в город Бендеры. Там мы встретились с Андреем Литвиненко. Он рассказал, что происходит в городе, о том, как изменился его быт и как он справляется с кризисом. Он живёт в квартире с женой и ребёнком. Мы изначально договорились не обсуждать политику и поговорить только о делах бытовых.
— Когда начались отключения?
— Централизованное отопление стало пропадать утром 1 января. 2 января стали выключать свет сначала на 1 час, на следующий день — на 2 часа. Когда стали отключать на 4 часа стало сложнее. С 7 января отключают уже 2 раза в день по 4 часа. Не успеваешь обогреть помещение. У меня работает кондиционер и бойлер, которые одновременно я не включаю. Так как в ванной холодно, бойлер греется не как раньше, примерно полтора часа, а уже 3 часа. В итоге остаётся только 1 час, чтобы включить кондиционер.
Андрей рассказал, как обстоят дела в городе. Фото: Дмитрий ЕрёменкоГаз в плите есть, правда давление слабое. Если в многоэтажке у кого-то в квартирах есть автономка, тогда на верхних этажах газа может не быть совсем. У частного сектора газа нет совсем. Вода тоже есть, но также давление слабое. Наши ведомства писали, что давления хватает до 4 этажа, но в домах на возвышенностях воды нет. У моей подруги лежачая мать, они живут на 8 этаже. Для них это очень большая проблема. Вода очень нужна, а натаскать поблизости неоткуда, так как насколько мне известно, далеко не во все дворы подвозят воду.
Давление газа в системе снизилось, но его достаточно, чтобы приготовить еду.
— Какая температура в квартире?
— Мы живём в угловой квартире на 1 этаже. У нас потолки 3,5 метра, раньше считал, что это плюс, но сейчас скорее минус, так как тяжелее отопить. У нас температура примерно +15, +16 градусов. За ночь охлаждается до +14. Дочь скорее страдает из-за того, что нет бесперебойного доступа к гаджетам, интернет выключают, а они там общаются с ровесниками в чатах. Она любит читать, но это неудобно делать под одной лампой, когда мы втроём сидим. Лампа у нас работает от Powerbank.
Дочь Андрея читает книгу под лампой.— Как готовились к отключениям?
— Мы знали, что могут быть отключения и поменяли тэн на бойлере, купили Powerbank и заклеили окна. От стен и пола очень холодно, но с этим мы ничего сделать не можем. Тем, кто живёт на верхних этажах, теплее. Я слышал, что люди жалуются, что у них всего +18, +19 градусов.
В квартире Андрея средняя температура 15-16 градусов.
Батареи окутали пледами, чтобы от них не тянуло холодом.
— Что сложнее всего?
— Если отбросить быт, самое тяжёлое — это эмоциональное состояние. Потому что сам себе задаёшь вопрос: а сколько это продлится? Что делать? Работа у меня связана с интернетом и, если у меня его не будет, не дай Бог, я могу потерять работу. И что дальше делать? Самый большой вопрос: когда это всё закончится? Да, мы подготовились к тому, к чему могли, но всё равно, когда живёшь в неведении, тяжелее. Кроме того, нормальные морозы ещё не начались, и не ясно, как будут справляться электросети. Я помню, как у нас были отключения в 2003 году, у меня тогда занятия проходили без света. Также отключения были в 2009 году. И вроде как ни для кого это не новость, но то, что света нет по 8 часов по районам, это сложно. Даже связаться с родственниками не можешь нормально, так как интернета нет. Также мы морально готовимся к тому, что услуги могут подорожать. Так получается, что в голове обдумываешь, а если потеряю работу, а тут и услуги подорожают, вот это очень тяготит.
— Есть проблемы с интернетом и связью?
— Это прямо боль. У меня телефон себя так никогда не вёл. Даже когда показывает, что сеть есть, интернета нет. Я не могу прочитать даже сообщения. С проводным интернетом тоже проблема. Когда включают свет, ещё примерно час нет интернета. То есть отключают на 4 часа электроэнергию, а потом ещё час настраивают интернет, и он то появляется, то исчезает.
Я вижу много паникёрских высказываний, но сам не разделяю их. Да, тяжело, но терпимо. Особенно кризис почувствовали те, кто и до него были уязвимыми. Они в первую очередь ощутили. Я не понимаю, когда слышу, что, мол, появились жертвы кризиса, холодов, мол, вот кто-то уже угорел. Это происходит каждый год и без кризиса. Я не понимаю, когда от молодых слышу, что мол, вот, не могу уснуть. Если ты не можешь уснуть из-за чувства тревоги, да, понимаю, у меня такое же, а если из-за холода, тогда даже не знаю. Это уже передёргивание, — рассказал Андрей.
«Живём в одной комнате, чтобы меньше обогревать»
После мы отправились в Тирасполь. Когда мы туда приехали уже стемнело. В городе не везде был свет. На одной из центральных улиц было освещение, на других его не было совсем.
По городу ездят троллейбусы. Освещение есть далеко не везде.Мы встретились с Михаилом (имя изменено по просьбе собеседника). Он рассказал, как обстоят дела в городе и у него дома. Он был в отпуске и пропустил начало энергетического кризиса.
— Я живу в общежитии на 6 этаже. На этаже есть газ и можно приготовить поесть. Электричество отключают по 8 часов, вот это на самом деле напряжно и, естественно, отопления в доме нет. Мы включаем электрический нагреватель и отапливаемся им. Мы успеваем натопить до 19–20 градусов. Если не топить, то температура падает до 18 градусов.
— Как поменялся быт?
— Мы живём с семьёй в одной комнате, чтобы отапливать только одну комнату. Для освещения используем керосиновую лампу, также на всякий случай есть сухое горючее, которым можно разогреть консервную банку, то есть разогреть еду. Есть фонарики. Сейчас стараемся раньше ложиться спать. Живём по графику: 4 часа на то, чтобы поработать, постираться, искупаться, при нормальном освещении почитать, подзарядить гаджеты. Ребёнок сейчас не ходит в школу, так как каникулы продлили и чаще гуляет, чтобы не сидеть в доме.
Кроме электроприборов, Михаил пользуется керосиновой лампой.
— Что самое сложное?
— Проблема в том, что моя работа связана с компьютером и не всегда за 4 часа можно успеть сделать всё, что нужно. Вода есть только холодная. Мобильная связь у нас очень плохая, даже местная. Интернет работает с перебоями. Мобильный интернет дорогой, медленный и не всегда его хватает, — сказал Михаил.
Напомним, что с 1 января прекратился транзит российского газа через Украину, и Приднестровье перестало его получать. Подача газа прекращена у десятков тысяч бытовых потребителей, нет отопления, горячей воды, остановилась работа местной промышленности.
Молдавская ГРЭС, которая ранее работала на российском газе, перешла на запасы угля и прекратила продавать электроэнергию на правый берег Днестра.
С 3 января в Приднестровье ввели веерные отключения электроэнергии сначала на час, потом на четыре часа в сутки, с 13 января отключают свет на 5 часов. Из-за этого начались перебои с водоснабжением и с мобильной связью.
Из-за отключений электроэнергии и тепла до 19 января включительно продлены школьные каникулы, некоторые предприятия перешли на ночной режим работы.
Константин Хайретдинов
Фото: Дмитрий Ерёменко
Читайте также:
Тирасполь отказывается от помощи: власти Молдовы обратились к жителям Приднестровья
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.