- Сравнение Полезно
«Жизнь в Евросоюзе зависит от самих людей»: дрокиевчанин о переезде в Румынию
В контексте евроинтеграции Молдовы мы начинаем серию интервью с нашими соотечественниками, живущими в ЕС и европейцами, живущими и работающими в Молдове. Наш первый герой — Александр Страту. Ему 38 лет. В 2016 году он переехал из Молдовы в Румынию, где живет в Брашове и работает на заводе по производству выпечки. Он поделился своими наблюдениями, как отличается жизнь в стране-соседке от нашей.
Членство Румынии в Европейском союзе
Румыния стала членом Евросоюза 1 января 2007 года. Вступление в ЕС потребовало от страны значительных изменений в законодательстве, экономике и политической системе. Румыния должна была соответствовать критериям Евросоюза:
- обеспечить верховенство закона;
- бороться с коррупцией;
- соблюдать прав человека.
Процесс евроинтеграции Румынии был поддержан властями страны и большинством населения страны. Румыны видели в ЕС возможность для экономического и социального развития.
С момента вступления в Евросоюз Румыния добилась значительных успехов. Экономика страны стабильно росла благодаря инвестициям из фондов ЕС, которые способствовали развитию инфраструктуры, модернизации сельского хозяйства и промышленности. Эти инвестиции помогли Румынии улучшить транспортные сети, построить новые дороги и мосты, модернизировать железную дорогу.
Вступление в Евросоюз сделало Румынию привлекательной для иностранных инвесторов, что способствовало созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения.
Помимо экономических достижений членство в ЕС принесло Румынии и социальные выгоды. Румыны могут свободно передвигаться, учиться и работать в других европейских странах. Это способствовало культурному обмену и повышению качества образования.
Опыт переезда и жизни в Румынии инженера из Дрокии
— Как давно ты живешь в Румынии и как переехал?
— Я родился и жил в Дрокии до 2016 года. Работал на сахарном заводе инженером 10 лет. Было и хорошее, и плохое. Дошел до момента, в котором заметил, что то, что я хочу делать для завода, никому не надо, задача была просто строго следовать правилам, которые на самом деле никого не интересуют. Я так не могу. У меня были разногласия с начальством, были сложности с выплатой зарплаты.
В 2016 году жена предложила попробовать найти работу в другом месте. Она мне помогла сделать резюме, я его разместил в интернете. Через месяц мне позвонили из рекрутингового агентства и предложили работу в румынской фирме. Я прошел собеседование и должен был устроиться на должность бригадира. Когда я приехал устраиваться на работу в Румынии, мне предложили заняться техобслуживанием и назначили начальником отдела механиков. У меня в подчинении было 3 человека, я наладил работу отдела: на момент моего прихода никто даже не заполнял отчетную документацию.
На этом месте я проработал около года. Налаживание работы отдела потребовало закупать запчасти для полноценной и бесперебойной работы оборудования. Директор не захотела в это вкладываться и заниматься решением проблем.
Я перешел работать в другое место, где и работаю до сих пор, больше 6 лет. Я работаю менеджером техобслуживания на заводе по производству выпечки в Брашове, занимаюсь техническими и инвестиционными проектами.
— Каковы основные различия между жизнью в Молдове и в Румынии с точки зрения доступа к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам?
— Я не почувствовал особую разницу. Что в Молдове, что в Румынии руководство предприятий предоставляло мне необходимые для работы курсы — языковые (английский язык), профессиональные для повышения квалификации. В обеих странах прекрасно понимают, что если не вкладываться в развитие персонала, то развивать предприятие не получится.
Что касается здравоохранения, мне довелось в Румынии полежать в больнице. Я давно не лежал в больнице в Молдове, но насколько знаю, то и дома сейчас система здравоохранения ориентирована на пациентов — с крыш не течет, нормально кормят. Моя мама работает в больнице в Дрокии и говорит, что там хорошие условия. Что касается страховки, то моя румынская медстраховка покрывает все мои болячки и даже имеет более широкое страховое покрытие.
Особенный плюс страховки в том, что у меня в контракте прописано, что помимо медицинской страховки я накапливаю денежные бонусы, которые могу использовать в качестве медицинского абонемента для обслуживания в частной клинике — анализы, несложные операции — через своего работодателя. Если я не использую этот абонемент, то бонусы я могу использовать для того, чтобы поехать в отпуск, это называется tichete de vacanța. Я нахожу на сайте отель в горах, на море, в лесу, если они работают с этой системой, то я могу за эти бонусы поехать туда.
В Румынии очень вежливые полицейские. Я в Молдове такого не помню. А тут все очень спокойные и доброжелательные. Недавно я был в клубе и на улице наблюдал картину — из-за поворота здания вышел побитый человек, с разбитым лицом, пьяный, к нему подошел полицейский. Они пообщались и разошлись каждый в своем направлении. У клуба стояли еще другие сильно пьяные люди, но так как они не нарушали общественный порядок, полиция их не трогала.
— Как ты оцениваешь экономическое положение Молдовы по сравнению с Румынией? Есть ли какие-то конкретные преимущества или недостатки в каждой из этих стран?
— Экономическая разница между Молдовой и Румынией — это земля и небо. Тут можно много рассуждать.
Финансирование. Разница в том, что финансирование здесь, не важно, откуда оно поступает, используется совсем иначе, чем в Молдове. Это выражается в том, что в Румынии больше контроля за деньгами. Речь о деньгах, которые приходят от третьей стороны (гранты, финансирование МВФ), не из бюджета, там вообще другой уровень контроля.
В Молдове пару лет назад украли миллиард и тут тоже воруют, каждый по-своему на разных уровнях, но здесь хотя бы пытаются что-то делать вокруг этой суммы. Субъективно, если посмотреть, в Румынии из 100 тысяч присвоят 40, а остальные направят на что-то нужное, те же дороги, а в Молдове будет другое соотношение — 60 украдут, а на 40 попробуют закрыть задачу.
Бюджет. Предположим, что бюджетные деньги не воруют. Куда идут эти деньги? Я не знаю, как в Молдове сейчас, но я в корне не согласен с тем, как бюджетными деньгами распоряжаются румыны. Платить кучу денег людям, которые не хотят работать, ничего не делают, живут на пособия — это неправильно. В момент, когда государство поддерживает этот паразитизм, они провоцируют деградацию самого государства.
Повсеместно по всей Румынии ты не сможешь даже найти людей, которые согласятся прийти к тебе поработать за деньги, например, поставить забор. Пособие по безработице позволяет людям не искать дополнительный заработок. Все вопросы каких-то хозяйственных нужд решаются только через специализированные фирмы, найти просто человека, когда ты хочешь решить какой-то бытовой вопрос, не получится.
Зарплата. В Румынии зарплата или пособие по безработице позволяют жить и платить коммунальные услуги без того, чтобы ущемлять себя в чем-то еще. В Молдове, насколько я понимаю, ситуация другая.
— Как ты считаешь, какое влияние на Молдову оказывает членство Румынии в Европейском союзе? В чем заключаются основные преимущества или недостатки для молдаван, живущих в Румынии?
— Основное преимущество — румынский паспорт и возможность ехать куда угодно. Но, вот как наши молдаване хотят уехать в Румынию и сделать румынский паспорт, вот так же румыны ищут способ уехать в Германию, Италию или Францию. И они уезжают массово. Сейчас процентов 30 подсобных или низкооплачиваемых работ выполняются гражданами Пакистана, Шри-Ланки, Индии, Бангладеша.
Я никогда не искал способов уехать из Молдовы, но так случилось, что я приехал сюда, работаю и живу, и дальше пока никуда не собираюсь. И я знаю еще несколько человек, которые тут живут, работают и никуда дальше не собираются. Дело не столько в стране, дело в том, как ты сам себя ощущаешь в каком-то месте.
— По твоим наблюдениям, есть какие-то существенные культурные различия между нашими странами? Как они влияют на твою жизнь и взаимодействие с местным населением?
— В Румынии много бесплатных концертов, представлений, возможностей культурно отдохнуть. Мне очень нравятся тут джазовые концерты, которые проходят в маленьких местных барах. Это и местные, и приезжие музыканты из Европы, США. Люди в Румынии очень заинтересованы в культуре. Я вообще заметил, что как только ты выезжаешь из Молдовы в европейском направлении — люди намного более расслаблены, раскрепощенней, они не такие закомплексованные. Они не настолько насторожены в разговоре, общаются легко и свободно, поэтому и уровень культуры тут выше, потому что есть запрос на нее от местных жителей. Они умеют отдыхать.
С другой стороны, расслабленность местных жителей для меня все-таки вызывает некоторый дискомфорт. Я привык к такой обстановке, когда ты напряжен всегда, как привыкли все в Молдове. Для меня иногда бывает шоком замечать, как они не обращают внимание на какие-то вещи, которые цепляют меня. Стоят два человека, один другого задевает специально, но окружающие на это не обращают внимание вообще. Каждый занимается своими делом. Даже с дорожной полицией — никто тебя не трогает, пока ты не начнешь нарушать, а в Молдове у меня было несколько случаев, когда дорожная полиция вела себя иначе.
Также постепенно я стал вникать в местный юмор. Мне как-то объяснили, что румынский юмор основан на человеке, описывает какие-то качества или недостатки, а у нас — на ситуации. И это интересно наблюдать.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал — t.me/gazetasp.
— За время жизни в Румынии ты сталкивался с каким-то сложностями для тебя, как для молдаванина?
— Нет, сложностей особенных никогда не было. Пожалуй, только языковая проблема. Споры по поводу румынского и молдавского языков не утихают ни тут, ни в Молдове. Но тут все равно можно спокойно высказывать свое мнение.
И также еще момент — румынское гражданство предоставляют людям без знания румынского языка. Если этот человек остается жить в Румынии, то появляется проблемы — язык надо учить. Язык не самый простой в изучении. Я давно тут живу, но даже у меня иной раз бывают трудности в произношении каких-то слов. На работе мы общаемся на румынском, и я иной раз стопорюсь, потому что знаю это слово на русском, а на румынском забыл, как оно произносится. У меня иногда и с понимаем языка бывают проблемы. Специфика использования слов в предложениях иногда не дает уловить смысл сказанного.
— Как ты считаешь, членство Молдовы в Евросоюзе скажется на отношениях с Румынией? Какие преимущества это может принести для обеих стран и их граждан?
— Я понятия не имею. Не все люди в Румынии довольны нормами Европейского союза. Законы, ограничения, пособия. Люди отсюда убегают, едут куда угодно, некому работать. В Молдове и так некому работать, а ситуация с пособиями ухудшит эту ситуацию, если там тоже начнут сидеть на шее государства, потому что такова норма Евросоюза — пособие должно покрывать все запросы, значит, работать не нужно.
Молдова сейчас находится в ситуации, когда евроинтеграция — единственный более или менее очевидный путь для страны. Но люди должны понимать, что жизнь в Европейском союзе тоже зависит не только от государства, но и от них самих. Если хочешь, чтобы было хорошо — работай над этим.
Наталия Преображенская
Читайте также:
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.