- Собственной Персоной
«Мои работы — плод буйной фантазии»: скульптор по дереву о непростом творческом пути
В Бельцах в картинной галерее и Музее истории и этнографии часто проходят выставки работ народных мастеров. Но не все знают, какой путь проходит мастер, чтобы начать создавать произведения искусства. На этот раз «СП» предлагает читателям узнать получше одного из самых известных бельцких мастеров — скульптора по дереву Думитру Кошуляна. Мастер рассказал «СП», почему его отец оказался в лагере на Ямале, где родился Думитру, как он был дорожником, прорабом, директором ДК, декоратором и даже диджеем, почему считает Наславчу местом своей силы, как работал в Чехии и Румынии, и чем его работы отличаются от других.
«Из детства помню запах тундры»
Думитру Кошулян — молдаванин, но родился он в сталинских лагерях на крайнем севере СССР, на полуострове Ямал. По словам Думитру, его родителей депортировали из молдавского села Михалашаны Окницкого района, потому что власть считала их ненадёжными:
— Мой дедушка был примаром этого села. Ещё даже сохранилась его усадьба за селом. Её молодёжь разобрала и сделала из неё избу-читальню. Дедушку расстреляли.
Самых активных политических деятелей, примаров, всех сослали в Сибирь или расстреляли. Оставили только тех, кто поддерживал власть. Мой папа попал в лагеря в 1951 году. Работал там, строил деревянные баржи, мосты на переправу. Жизнь там была очень суровой.
В 1952 году папа встретил мою мать. В 1953 году, когда умер Сталин, родился я. Вот и помню с севера только тундру, снега и запах ягод — ежевики, голубики. И папа мне часто говорил, что скоро мы поедем в волшебную страну Молдавию. Помню ещё, что я маленький шёл по тропинке и упал с головой в снег.
«Отец приучил меня к запаху дерева и терпению в работе»
Думитру Кошулян рассказал нам, что в 1958 году его семья вернулась в Молдову. Но жить в селе Михалашаны они не могли, потому что у отца был «волчий билет» — справка об освобождении из лагеря. Жить в родительском доме ему не давали местные органы власти. И, по словам народного мастера, его семья прижилась в Окнице:
— Из ГУЛАГа вернулась огромная толпа молдаван. Многие приехали в Единцы, Дондюшаны, Окницу и Сокиряны. И когда я приехал в Молдову, первое, чему я удивился — это цветущая сирень. Ну как цветок может быть таким ароматным? Ещё удивился тому, какой горький орех.
В Окнице я пошёл в железнодорожную школу (сейчас лицей им. Георгия Победоносца — «СП»). Папа мой был мастером на все руки. Он начал работать столяром — делал столы, шкафчики, табуретки, серванты. И ему всё время нужна была помощь. Жили скромно, сестра совсем маленькая. Приехали только с чемоданом из фанеры, набитым сталинскими облигациями.
Герб Окницы в исполнении Думитру Кошуляна.
— И отец всё время заставлял меня работать. И я начал учиться делать двери, вырезал замки, петли, шлифовал, лакировал. Отцу нравилось. Я сам себе создавал игрушки — корабли из дерева, подводные лодки. И когда выходил из мастерской, уже темнело. Отец приучил меня к запаху дерева и терпению в работе с самого утра.
«10 лет работал в управлении дорог, изучал север Молдовы»
Народный мастер рассказал, что после школы, по наставлению отца, он без проблем поступил в Кишинёвский политехнический институт. Но вскоре Думитру Кошулян бросил институт, и ушёл в армию. После армии он поступил в Кишинёвский автодорожный техникум. А после окончания учёбы Думитру переехал в Окницу и начал работать в УАД — управлении автодорог.
Думитру Кошулян во времена учёбы в Кишинёвском автодорожном техникуме.
Со временем Думитру Кошулян стал начальником управления автодорог всего района. По словам мастера, когда он ездил и ремонтировал дороги, подробно изучал природные особенности:
— В сторону урочища Наславчи, там можно было найти интересные вещи — наросты, корни в оврагах, захоронения, отпечатки реликтовых рыб, животных, исчезающие деревья и цветы. Ещё я участвовал в разработке аргиллитового карьера во время строительства Новоднестровской ГЭС. Этот карьер — аномальное явление природы, памятник Мезозойской эры. Наславча — это моё место силы. Место обладает какой-то энергетикой. Приезжие всегда поражаются.
В Наславче есть ещё много необычных явлений. Например, камни в форме ядрышек. По всей Земле такие есть только в Боливии и Наславче. По самой популярной версии эти камушки — окаменелые морские губки, первые примитивные живые существа. Ещё не все знают, что на скалах за Днестром можно увидеть бывшее дно Сарматского моря, которое было 10 миллионов лет назад.
Думитру Кошулян показывает на окаменелости в Наславче, которые были дном Сарматского моря.
«Много лет занимался музыкой»
По словам народного мастера, со временем он понял, что пора уходить из управления автодорог. Думитру рассказал, что после увольнения, он начал работать в народном театре Окницкого Дома культуры:
— Сначала работал с бутафорией, был художником-оформителем, потом звукорежиссёром, потом светооператором, заведующим постановкой, а потом дорос до директора. В те времена в Окнице были разные музыкальные группы — «Норд», «Аккорд». Был вокальный ансамбль «Лира». Они ездили в Прибалтику, ездили в Беларусь, Украину, Армению, Африку.
В Окнице я проводил дискотеки и примерно 12 лет был диджеем. И я был единственным, кто получил лицензию в Москве на видеосалон. И в Окнице дискотеки были у меня в клубе, прямо в центральном ДК. Приезжали много людей из разных городов. Были выездные дискотеки, бар, бильярд, студия звукозаписи. Вообще, музыка — это хороший источник вдохновения. Я до сих пор работаю с деревом и слушаю песни группы «AC/DC».
«Переехал в Бельцы после развала СССР»
Также Думитру рассказал «СП» о том, что после развала Советского Союза, он со своей женой и детьми переехал в Бельцы. По словам мастера, тогда в Окницком ДК побили окна, сократили многих работников, а ему самому по полгода не выплачивали зарплату:
— Резьба не шла, жена сидела на пособиях, а дети маленькие. Ну и приехали мы в Бельцы. Я где-то год-два был прорабом. А потом попал в клуб «Meșterul popular». Спасибо ребятам оттуда. Начал со всеми вырезать, без зарплаты. Мог ничего не продать, и месяц ели только фасоль. В клубе мы создавали работы, и организовывали выставки. Поехали как-то в город Кэлэрашь в Румынии, и у меня там офицер из Болгарии купил работу за 100 долларов. Начал понемногу зарабатывать.
Работа, которую Думитру Кошулян продал болгарскому офицеру за 100 долларов.
— Потом бывший директор театра Анатолий Рэчилэ мне позвонил и предложил начать работать в театре. И там я проработал 22 года. Работал там за всех специалистов в моём направлении — создавал и сабли, и кинжалы, и доспехи рыцарские. И в свободное время немного вырезал на станках. Был я начальником всех цехов — бутафорного, столярного и других. С театром связаны очень тёплые воспоминания. Самое важное в жизни — люди, с которыми ты общался. Например, работал в театре с художником Виктором Палием. У нас с ним много общего. Оказалось, что мы с ним даже служили в одной и той же части в западной Беларуси.
Тогда ещё подружился с Михаем Волонтиром. Он заходил ко мне в мастерскую. Как-то подарил мне плакат, который подписал — «Дорогому сибиряку на память от Михая Волонтира». Это ностальгия. Я ему как-то ремонтировал ружьё для выступления.
Плакат, подаренный народному мастеру Михаем Волонтиром.
Думитру Кошулян и Михай Волонтир.
«Мои работы есть по всей Европе»
В своей жизни Думитру Кошулян много путешествовал. Например, он объехал всю Румынию и чуть не остался там жить. По словам мастера, он успел поработать в музее Южного Дуная в городе Кэлэрашь:
— Там все были удивлены моим творчеством. Были очень удачные изделия. Начал принимать участие в выставках. Если бы я знал в совершенстве румынский язык и если бы жена знала, я бы остался там навсегда. Мне говорили, чтоб остался, дали бы гражданство.
Думитру Кошулян в Румынии.
— Ещё 25 лет назад был в Чехии. Очень хорошо работал и зарабатывал. Слушал музыку, посещал всевозможные выставки. И там моя резьба для них была диковинкой. Денег не жалели. Платили очень-очень хорошо. Работал я там у одного полковника, бывшего начальника КГБ. Я ездил на велосипеде по Чехии. Много ходил пешком, посещал исторические места. Потом возвращался и работал.
Думитру Кошулян в Чехии.
— В Бельцах есть где-то 10-я часть моих работ. Всё остальное за границей. Изделия есть почти во всех странах, с которыми у нас есть какие-то культурные связи — Турция, Болгария, Италия, Португалия, Испания, Канада, Перу, Боливия, Китай и США. В Нью-Йорке знакомые основали свой бизнес — места для отдыха. И там есть целая галерея с моими работами. Ещё недавно отправил работу в Чикаго.
«Работаю в стиле “корнепластика”»
Многие работы Думитру Кошуляна выполнены в стиле «корнепластика». По словам народного мастера, этот стиль в Молдове не считался народным:
— У нас, по традициям, в Молдове в основном была геометрическая резьба. Потому что мы противостояли Османской империи, и немного отстали. Европа в это время уже процветала, и там были такие стили как барокко, рококо, ампир, ренессанс — более сложные и богатейшие школы. Например, Голландская. А у нас на то время был разве что орнамент.
Мои работы — плод буйной фантазии. Вот, если я увидал какого-то рома, его облик отразится у меня в каких-нибудь корнях. Я, когда работал у ромов в Атаках, вырезал гробы. Мне не разрешали их фотографировать, но самих ромов я фотографировал. И они со своими чертами лиц стали моими персонажами в творчестве. Вообще, многие мои изделия — это персонажи народных сказаний и исторические личности.
Так выглядят работы, вырезанные из древесины необычной формы.
— В основном, все эти вещи я вижу в наростах, в корнях. Наросты эти — беспорядочный рост клеток на деревьях. Они могут появляться из-за механических повреждений — пуля, осколок снаряда. А могут быть и от ракового заболевания у дерева. Думаю, корни я вижу в объёме из-за того, что я учился по книгам с юношества.
Интересно, что многие считают, что чага (березовый гриб) как раз лечит от рака. Чага — это нарост на берёзе. У Солженицына есть книга «Архипелаг ГУЛАГ», и там осуждённый врач лечил заключённых чагой в Карелии. Эти наросты найти очень сложно.
Думитру Кошулян в своей мастерской.Сейчас Думитру Кошуляну 70 лет, он — любящий отец и дедушка. У Думитру две дочки, три внука и две внучки.
Некоторые работы Думитру Кошуляна
Мастер показал некоторые свои работы.
Сорокская крепость.Рама из дерева для картины со Штефаном чел Маре.
Собор Святого Николая и герб Бельц в интерпретации Думитру. По словам мастера, в книге «Как рождался город Бельцы» написано, что первый герб города — это конь, потому что в Бельцах выращивали лошадей для российской армии.
Замолксис — божество древних даков.
Работа «Иисус Христос».
По словам Думитру, на таких подносах боярам в древности приносили еду.
Думитру Кошулян рассказал, что иконы он начал вырезать только спустя 45 лет работы с деревом.Эта икона называется «Елена», и она посвящена первой дочери Думитру — Елене.А эта икона называется «Ольга». Она посвящена второй дочери Думитру — Ольге.
Примеры работ Думитру Кошуляна, которые вырезаны из наростов на деревьях.Эта работа называется «Перун» — древнеславянское божество.Икона «Архангел Михаил».Подсвечник, который вырезал из дерева Думитру Кошулян.Резной стол.
Работы Думитру Кошуляна в бельцкой картинной галерее им. Дмитрия Кантемира.
Ренат Романчук
Фото и видео автора и из личного архива
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.