- Сотни Перекрёстков
Откуда пошли названия бельцких районов: «БАМ», «Тында», «Уренгой», Октябрьский и Дачия
«СП» продолжает серию материалов о бельцких топонимах — народных и официальных названиях микрорайонов, кварталов и достопримечательностей. На этот раз мы поговорим о происхождении названия «БАМ» — официально микрорайона Дачия. Вы узнаете, кто район так окрестил, как его назвали изначально и почему бельчане сначала не хотели туда переселяться.
География района
Микрорайон Дачия, который в народе чаще называют «БАМом», находится на северной окраине города рядом с объездной дорогой. Его границы проходят по улицам Дечебала и Ивана Франко с одной стороны и Болгарской и Лесечко с другой.
Многие называют «БАМом» всё, что расположено дальше клинической больницы, включая гимназию № 15 и прилегающий к ней частный сектор до ул. Ивана Франко. Однако это не так, как минимум частный сектор здесь относится к Пэмынтенам. Хотя каких-то «официальных» и чётких границ ни у «БАМа», ни у других районов города нет.
На «БАМе» расположено множество объектов соцкультбыта: 15 образовательных учреждений (6 детсадов, три профессиональные школы, два колледжа, два лицея и одна гимназия), несколько супермаркетов, продовольственный рынок, церкви и молитвенные дома разных конфессий и многое другое.
Микрорайон относится к сектору полиции № 4 «Дачия».
«БАМ» формируют следующие улицы: Дечабала, Ивана Франко, Болгарская, Александру чел Бун, Конева и Лесечко.
Панорамы микрорайона с дрона
Как строился «БАМ»
Бывший главный архитектор Бельц Борис Грицуник рассказал, что «БАМ» начал застраиваться в 70-е годы. Сначала это были пятиэтажные дома, детсады и школы. А первая многоэтажка там появилась в 1978 году, спустя 4 года после его назначения на должность главного архитектора. Эта был дом по нынешней улице Александру чел Бун.
— Когда меня назначили главным архитектором города в 1974 году, улица Ворошилова, нынешняя Александру чел Бун, была границей застройки города. За ней были поля. То есть эта зона, где сейчас профессиональные училища, считалась окраиной. Параллельно ей, по улице Дечебала, было несколько частных домов и винпункт (место, где сырьё подвергалось первичной переработке) винноконьячного комбината. По ту сторону улицы Болгарской был построен временный жилой городок строительно-монтажного поезда. Это была такая организация, если не ошибаюсь из Одессы, которая строила дорогу Бельцы — Кишинёв, в народе «бетонку». Это был конец застройки Бельц.
В 1974 году в городе появился первый многоэтажный дом. Это была 14-этажка по улице Йорги [напротив магазина МETRO]. До неё в городе дома не превышали 5 этажей. После этого было принято решение приступить к застройке города многоэтажками.
Возведение одной из первых многоэтажек на «БАМе», 1978 год.
Вид на «БАМ» со стороны выезда из города в сторону Рышкан, 80-е годы. Фото: бельцкий архив
Бывший председатель горисполкома Анатолий Кухарук добился реконструкции завода ЖБИ и КПД № 5 — он выпускал панели, из которых строили дома. Раньше они делали [компоненты для домов] не более пяти этажей, а Кухарук добился, чтобы они производили панели для 9-этажных домов. После этого мы начали строить. Но тогда встал вопрос: где строить и зачем начинать с окраины? Поэтому приняли решение сначала построить дома в центре и около автовокзала.
Мощность нашего завода составляла около 25 домов в год, но нам оставляли около 10. Государственный комитет по планированию распределял эти панели по всей республике. Наши дома можно увидеть в Кишинёве, Дрокии, Сороках и т. д. Поэтому пятиэтажки и детские сады начали строить на «БАМе» раньше, так как материала для девятиэтажек просто не было.
Многоэтажки там мы начали выпускать примерно с 1978 года. Это были дома по улице Александру чел Бун. В отличие от 10-го квартала, где первые многоэтажки строили на болоте, на «БАМе» земля была твёрдая и не требовалось проводить много земляных работ.
Также встал вопрос об отоплении. Туда необходимо было провести теплотрассу, и делать это для нескольких домов было нецелесообразно. Представьте — тянуть трубы от ТЭЦ на «БАМ». То же касается канализации, водопровода и т. д. Поэтому решили вести там массовое строительство и заселить как можно больше людей.
Когда начали строительство, там не было инфраструктуры, ничего. Но когда возводили дома сразу застраивали школы и детсады. Поэтому можно сказать, что это образец комплексной работы. Там и так люди были недовольны. Добираться далеко до работы, грязь была такая, что в пасмурную погоду без сапог ходить было невозможно. Там не было троллейбусов, ходили только автобусы. Тогда пришлось думать и о транспорте. Проблем было много, — рассказал Борис Грицуник.
Перекрёсток улиц Дечебала и Александру чел Бун в конце 80-х. Фотография из альбома архитектуры городского Совета народных депутатов. Фото: бельцкий архив
Согласно документам бельцкого архива, одни из первых многоквартирных пятиэтажных домов были сданы в эксплуатацию в 1975 году. Это были дома по адресам:
- Улица Ворошилова (ныне Александру чел Бун) — корпуса № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 14, 15, 16, 17 и корпус учебного заведения № 32.
- Улица Конева — корпуса 11, 12, 13, 21, 26, 30 и 31.
- Улица Болгарская — корпуса № 7, 8, 9, 23, 20, 18, 19, 27, 28, 29, 22, 23, 24.
Сегодня нумерация на этих адресах изменилась. К примеру, по улице Ворошилова (Александру чел Бун) дом № 6 сегодня уже девятиэтажка, в то время как первая высотка там появилась в 1977-1978 годах.
Жительница «БАМа»: «Мы очень не хотели переезжать в этот район»
Тамара Цыганаш, жительница «БАМа», въехала в одну из первых девятиэтажек, которые появились в этом районе. Она расположена по улице Александру чел Бун. Как вспоминает бельчанка, переехать её вынудили. Первое время привыкнуть было очень сложно — район был молодой, и с инфраструктурой ощущались проблемы, однако теперь уезжать оттуда она не планирует.
Фотография из альбома архитектуры городского совета народных депутатов. Фото: бельцкий архив
— Я помню, что мы заселились в дом в 1977 году. Это был один из первых девятиэтажных домов. Нам досталась однокомнатная квартира как раз на девятом этаже. Честно говоря, не очень хорошая квартира. Наш старый частный дом по улице Матросова (ныне ул. Сучавы) забрали и снесли, а взамен дали квартиру на «БАМе».
Мы были против и очень не хотели туда ехать. Ну представьте: мы жили неподалёку от стадиона, фактически в центре, и тут надо уезжать непонятно куда. Там у многих моих соседей забрали дома и взамен дали квартиры.
Я работала в центре, по улице Пушкина, в кулинарии, и добираться из нового района, конечно, было неудобно. У нас было два автобусных маршрута. Первый был № 8, а второй я уже не помню. Потом постепенно мы привыкли.
В первой квартире я жила до 1985 года, а после мы переехали тоже в 9-этажку на «БАМе», но уже на 4-й этаж по улице Конева. Новую многоэтажку тогда только достроили.
«БАМ» стал разрастаться, появилась инфраструктура, и всё теперь есть. А раньше приходилось практически за всем ездить в центр, — отмечает Тамара Цыганаш.
Так откуда в Бельцах появились «БАМ», «Тында» и «Уренгой»?
Один из старейших журналистов Бельц Михаил Местер рассказал, что когда-то части микрорайона, которые сейчас называют Верхним и Нижним «БАМом», именовали в народе «Тындой» и «Уренгоем». Он поведал, откуда пошли эти названия.
— Застройка там начиналась точечно. Состояла она из пятиэтажных домов. Уже позднее стали появляться 9-этажки. В Советском Союзе было понятие «пятилетка». И вот в одну из таких пятилеток начали строить. Больша́я часть земли на «БАМе», на которой велось строительство, принадлежала одной семье. Её впоследствии отправили в ссылку. Не знаю, куда. Наверное, в сторону Сибири. Но именно на тех землях построена больша́я, если не бо́льшая часть «БАМа».
Вообще, откуда пошло название «БАМ»? Это Байкало-Амурская магистраль, колоссальное строительство в СССР, одна из крупнейших по протяжённости железных дорог в мире. Для страны было жизненно важно развивать зауральскую территорию. На строительство «БАМа» отправили очень много молодёжи, в том числе и молдаван. И туда ехали заработать. В Бельцах жил человек, он был машинистом, который получил три степени ордена Трудовой Славы за строительство «БАМа».
Собственно, Тында и Уренгой — это станции на Байкало-Амурской магистрали. В Бельцах на «БАМе» так называли верхнюю и нижнюю часть этого района.
Вообще, были другие две станции, которые назывались Дугда и Алонка. Так вот считалось, что их построила Молдавская ССР, так как туда съезжалась молдавская молодёжь. Но Тында и Уренгой, наверное, были более знаменитыми станциями, поэтому в честь них называли части района «БАМа» в Бельцах.
Лично для меня «БАМ» — это не Бельцы. Это отдельный город, со своей инфраструктурой, спланированный, довольно развитый и входящий территориально в состав муниципия. «БАМ» — это большое достижение для города, — отмечает Михаил Местер.
Бывший главный архитектор Борис Грицуник считает, что название «БАМ» распространилось в народе благодаря строителям этого района.
— По генплану этот район назывался Пэмынтены-2. Но потом поняли, что эти районы [старые Пэментены и строящийся] никак не связаны между собой. Поэтому решили переименовать. Тогда мы решили его назвать Лучафэрул, это довольно нейтральное название. Но в компартии упёрлись и не захотели. Они решили его назвать Октябрьский, так как название пролетарское и идеологически важное (в честь Октябрьской революции 1917 года в России. — «СП»). В итоге так его нарекли. Но имя не прижилось. Позднее району дали название «Дачия» (в честь древней исторической области Дакия. — «СП»), и официально оно до сих пор так и осталось, хотя люди чаще говорят «БАМ».
Лично моё мнение, что название «БАМ» придумали строители, которые там работали. Мне известно, что, когда у них проходили планёрки, на которых их распределяли по объектам, говорили: «Так, ты сегодня на „БАМ“». Имелось в виду, что это далеко, — вспоминает бывший главный архитектор.
Перекрёсток улиц Александру чел Бун и Конева сегодня. Фото: Константин Хайретдинов
Константин Хайретдинов
Справка-Пояснение
БАМ — Байка́ло-Аму́рская магистра́ль, с 1985 года — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её протяжённость составляет 4300 км.
Ты́нда — узловая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги, находящаяся в городе Тынде Амурской области. Стратегическая роль станции (как «столицы БАМа») состоит в том, что здесь сходятся грузовые и пассажирские потоки в направлении Дальнего Востока, Забайкальского и Хабаровского краёв, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Иркутской и Амурской областей. Построена в 1977 году.
Новый Уренго́й — город в Ямало-Ненецком автономном округе, неофициальное название — «Газовая столица России». В 70-80-е там велась ещё одна большая всесоюзная стройка наряду с БАМом. Там открыли богатое месторождение газа. 6 июня 1966 года бригада пробурила первую разведочную скважину, после чего там построили город, а позднее и железную дорогу, которая соединяла это место со всей страной. Станция Новый Уренгой, в отличие от Тынды, к Байкало-Амурской магистрали не имеет отношения.
Дугда́ — железнодорожная станция, названная в честь посёлка Дугда в Зейском районе Амурской области России.
Алонка — одноимённая железнодорожная станция, также названная в честь посёлка, который расположен в Верхнебуреинском районе Хабаровского края. Возведен строителями Молдавской ССР в период строительства Байкало-Амурской магистрали.
ЖБИ и КПД № 5 — бельцкий завод железобетонных изделий и крупного панельного домостроения.
«Лучафэрул» (рум. Luceafărul — «Утренняя звезда», «Вечерняя звезда») — поэма Михая Эминеску, одна из признанных вершин его творчества и румынской поэзии в целом.
Дакия (рум. Dacia) — древняя историческая область, античное государство, а затем римская провинция, где жили племена гето-даков. Границы Дакии менялись со временем, включая и территорию Республики Молдова, но её ядром были земли современной Румынии.
Читайте также в серии «Откуда пошли названия бельцких районов»:
- Новые Бельцы — земля сначала гетов и готов, а потом — поляков
- «Китайская стена» и 10-й квартал
- «Высранка», «Высланка» или «Выстройка»
В материал после публикации были внесены уточнения.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.