- Секреты Профессии
Бельцкий кондуктор: «В работе мне помогает кавээновская и армейская подготовка»
Вячеслав Кифа (56) работает кондуктором в троллейбусном депо. Бельчане отмечают его чувство юмора и подход к работе. «СП» пообщалась с ним и узнала, как он пришел к этой профессии, чем заинтересовывает пассажиров и с какими трудностями сталкивается.
«Работал кондуктором еще в XX веке»
Вячеслав Кифа — коренной бельчанин. В юности он уехал в Приднестровье, где жил до 1992 года, после чего перебрался на 7 лет в Украину. В 1999 году Вячеслав вернулся в Бельцы к родителям.
«[До отъезда в Приднестровье] я закончил БГПИ — тогда Бельцкий государственный педагогический институт, факультет общетехнических дисциплин и физики. Получается, по профессии учитель. В конце 90-х в бельцкие школы не особо требовались специалисты. А зарабатывать нужно было, вот я и подумал: "Работать не стыдно, стыдно не работать", и устроился кондуктором», — рассказал Вячеслав.
Но тут троллейбусное управление закрылось, и он, так же как другие кондукторы и водители, остался без работы.
«В 2001 году, по неизвестным мне причинам, на пять месяцев закрыли депо, троллейбусы не ходили. Тогда я, чтобы прокормить семью, начал заниматься изготовлением окон и дверей. Работал в этой сфере около 10 лет. Но конкуренция росла, появилось больше 100 фирм, предоставляющих такие же услуги. Я решил поработать за рубежом, ездил в Питер и Москву, но не сложилось».
А в 2014 году вернулся в Троллейбусное управление.
«Больше всего меня радует то, что в 1999 году на работе я познакомился со второй женой, она тоже была кондуктором, как и я. Уже 13 лет она трудится в другом месте, но она меня прекрасно понимает, когда я ей рассказываю о сложностях на работе».
Юмор как образ жизни
Некоторые жители города узнают Вячеслава Кифу по его особой манере объявлять остановки и общаться с пассажирами троллейбуса. Однако он не смог для нас повторить свои шутки, потому что «они рождаются в процессе». Эта веселая манера общения, как он пояснил, не рабочий инструмент, а обычное поведение в жизни. Но мы смогли разузнать о его остановках — визитках.
Например, остановку у роддома он объявляет: «Готовьтесь к выходу, кукольная фабрика». По его словам, впервые он случайно назвал так остановку в 2000-м году. С тех пор несколько раз в день он это повторяет.
Другая остановка — бывшая «Ул. Кирова». «Западный вокзал, он же "Кришма", остановка 2 в 1 на любой вкус», — называет её кондуктор. Как объяснил Вячеслав, «Кришма» — это кафе-забегаловка, куда после тяжёлого дня многие приезжают расслабиться.
«Сорокская, только не крепость, а улица, прошу не путать», — ещё одно «фирменное» объявление.
«99,9% людей хорошо реагируют на мой юмор, улыбаются. Мне особенно приятно, когда люди, которые зашли хмурыми, во время поездки веселеют. Я думаю, что это моя задача — довести людей с комфортом. Но бывают и исключения, когда люди агрессивно реагируют, поэтому работу можно назвать не столько сложной, сколько нервной», — поделился наш собеседник.
Истоки юмора
Сам же Вячеслав объясняет свое чувство юмора двумя вещами: КВН и армия.
В институте он пять лет играл в «Студенческих диалогах» (аналог КВН) в факультетской команде «Интеграл». КВН-овскую подготовку он называет важным жизненным этапом, который помогал ему по жизни смотреть на вещи с легкостью.
Другой важный момент в жизни — срочная служба в армии (1986–1988 гг). А осенью 1987 года его отправили на 4 месяца в служебную командировку в Афганистан. Даже на фронте он пытался разрядить обстановку шутками или веселыми историями. Вячеслав говорит, что его чувство юмора отмечали сослуживцы. «Любые похороны мы превращаем в ирландские поминки», — говорили они. (На ирландских поминках не грустят, а веселятся. — «СП»)
Армейская подготовка помогла Вячеславу и в работе.
«Был такой случай в 2000 году: с перерывом в три дня я поймал двух карманников и в прямом смысле поломал им руки в троллейбусе. С тех они у меня в троллейбусе не "работали". Для меня последствий не было. Пассажиры в тот момент абсолютно меня поддержали. Как иначе, если на месте потерпевших мог оказаться любой».
Непростой график и условия
Как и в любой работе, здесь есть свои сложности, но в силу характера Вячеслав привык не придавать им особого значения. При этом он признаёт, что женщинам-кондукторам труднее выстоять рабочую смену.
«У меня подъём в 3.30, а отбой в 22.00–22.30. Чтобы не тревожить семью по ночам, я ложусь спать отдельно. В 04.15 я уже подхожу к остановке, потому что за мной приезжает дежурный автобус. Примерно 50 минут мы ездим по городу, собираем водителей и кондукторов. С 05.10 до 07.00 начинают постепенно ходить троллейбусы. График у нас "два [дня] через два", но не факт, что дадут отдохнуть в выходные, потому что иногда просят выйти вместо кого-то».
На вопрос о том, как и где питаются водители и кондукторы, Вячеслав ответил: «Обеды на каждом маршруте в разное время. Обычно через три тура после начала, а это около 10.00. Обедать приходится в троллейбусе тем, что сами принесли или купили. Для нас, к сожалению, столовых нет. В обеденное время нужно хорошо перекусить, потому что ужин у нас только к 8-ми вечера».
Нет не только рабочих столовых, но и туалетов. «Я мужчина, меня это не сильно беспокоит, а вот женщины часто сталкиваются с трудностями... Бывает, что на конечных остановках есть договоренности с местными магазинами или барами. Но в большинстве случаев приходится идти в уличный туалет с ужасными условиями, а иногда и его не бывает рядом», — говорит Вячеслав.
По словам Вячеслава, большинство пассажиров хорошо реагируют на шутки.
О материальном и моральном вознаграждении
«За эту работу мы получаем расчётом почти 4000 леев, но на руки около 3200 леев, редко, когда больше. Это сумма небольшая, но стабильная, поэтому я и вернулся в депо», — пояснил Вячеслав.
Зарплата кондукторов зависит от плана, который устанавливает руководство. В плане есть норма по количеству обилеченных пассажиров, которую необходимо выполнить.
«К сожалению, с каждым годом людей в городе становится меньше, поэтому план труднее выполнять.
Другая сложность в том, что на работе нужно общаться с людьми, а когда они "без настроения", трудно работать.
Например, однажды пассажир не понял моих шуток и подумал, что это не моя здоровая фантазия, а пьяное веселье. Он обратился в диспетчерскую, и на линию вызвали нарколога. Нас каждое утро проверяют на трезвость, но если кто-то пожалуется, то приедет нарколог, как в моем случае.
Не скажу, что меня это сильно задело, я совершенно спокойно прошел процедуру, причем в троллейбусе и при пассажирах. А другой человек, возможно, принял бы это близко к сердцу», — поделился Вячеслав Кифа.
Ещё один аспект — в последнее время участились проверки кондукторов. Ревизоры контролируют, чтобы билеты были по туру и в транспорте не было "зайцев". Некоторые кондуктора получили предупреждения, выговор, если нарушения серьезные — могут даже уволить.
«У меня нарушений не было. Я отношусь к этому, как к вынужденной мере, понимаю, что в моей работе, как в любой другой, важно терпение и уравновешенность, а чувство юмора помогает мне и, надеюсь, пассажирам разрядить обстановку во время поездки».
Лидия Ходакова
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.