- Случился Прецедент
Бельцкая коммунальная драма «300 контейнеров»
В «СП» обратился Игорь Соколов, представитель компании «Eximotor», победившей в тендере на поставку городу 300 мусорных контейнеров. По его словам, баки в город уже доставлены, но примария под различными предлогами отказывается подписывать акт приёма-передачи. «СП» выясняла позиции обеих сторон.
Контракт с АО «Eximotor», обязавшимся по результатам тендера предоставить городу 300 контейнеров с объёмом в 1100 литров за 1,77 млн леев с учётом НДС, примария подписала 28 февраля.
Согласно процедуре, предприятие обязывалось продать городу контейнеры в течение 30 дней со дня регистрации договора в государственном казначействе.
«Eximotor»: «Мы контейнеры привезли, но их отказываются принимать»
Как сообщает АО «Eximotor», первую партию из 48 контейнеров предприятие выгрузило 2 апреля на территории МП ДРСУ в присутствии комиссии примарии. Комиссия провела на месте проверку соответствия товара заявленным параметрам и одобрила качество привезённого товара, в итоге был подписан акт приёма-передачи первых 48 баков.
6 и 7 апреля в город прибыла следующая партия из 96 контейнеров, но, как утверждают представители «Eximotor», примария в лице начальника Управления коммунального хозяйства Вячеслава Зинковского и его заместителя Александра Кудряшова отказывается подтверждать прибытие контейнеров, объяснив это по телефону тем, что бельцкие власти хотят провести повторную экспертизу контейнеров, хотя партия таких же контейнеров была уже протестирована.
Как утверждает представитель компании Игорь Соколов, даже после того как 13 апреля АО «Eximotor» отправило в адрес примарии претензию с просьбой указать официальную причину отказа принимать товар, ответа так и не поступило.
«Письмо мэрией получено, но ответа до сих пор нет. По телефону Александр Кудряшов завил [нам], что ему сообщили о несоответствии поставляемых контейнеров габаритам, якобы контейнеры имеют объём не 1100 литров, как указано в сертификате качества, декларации, сертификате происхождения, спецификации, а 700 литров, что почти вдвое меньше.
При этом условия контракта уже нарушены, так как, согласно договору, претензии по качеству поставляемых товаров или услуг предъявляются продавцу в течение 5 дней с момента обнаружения и должны быть подтверждены сертификатом, выданным независимой авторизированной организацией. Делать официальное письмо и документировать претензию примария отказывается. Далее Кудряшов потребовал у нас сделать за наш счёт экспертизу и заявил, что, если объём контейнера подтвердится, товар будет принят», — рассказал Игорь Соколов.
В тот же день, 13 апреля, АО «Eximotor» заказало проведение экспертизы в Торгово-промышленной палате Молдовы.
— Экспертиза подтвердила, что объём контейнеров составляет 1100 литров. Заключение экспертизы было показано Александру Кудряшову, соответствие признано, но... контейнеры всё ещё отказываются принимать. При этом «Eximotor» несёт убытки за проведение экспертизы, юридические услуги, оплату охраны выгруженных на территории ДРСУ, но не принятых документально контейнеров, — возмущается Игорь Соколов.
7 мая, по словам представителя компании, и. о. примара Шмульский, заместитель начальника УКХ Александр Кудряшов, начальник Юридического управления примарии Виталий Балан и начальник Службы госзакупок Лилиана Черемуш осмотрели каждый контейнер из партии 300 штук и определили условия подписания документов: «Eximotor» меняет четыре контейнера на новые и оплачивает пеню за задержку поставки (обусловленную отказом мэрии принимать контейнеры. — «Eximotor»). Поставщики согласились и выполнили условия. Однако контейнеры так и не приняли без каких-либо задокументированных причин.
10 мая Игорь Соколов сообщил «СП», что в примарии заявили, что намерены провести свою экспертизу.
— Я сказал, что мы уже сделали экспертизу, которую они требовали. Во-первых, экспертиза, заказанная нами в Кишинёве, проводилась экспертами на территории ДРСУ, при этом присутствовали все: и Кудряшов, и Зинковский, и Шмульский. Сейчас они говорят, что будут делать экспертизу. Какую экспертизу? У нас в Молдове только ТПП уполномочена её проводить. Они (примария) не могут провести её, так как, не подписав документы, они не являются собственниками этих баков.
Во-вторых, в чём логика делать экспертизу того же бака с тем же экспертом, если уже чёрным по белому написано, что бак объёмом 1100 литров соответствует всем стандартам? Они просто затягивают. По контракту есть пеня за неприёмку: по 1000 леев в день, включая выходные. Эти люди уйдут после выборов, а примария всё равно заплатит. Иск в суд — это ещё и госпошлина, и услуги адвокатов — ещё 100 тысяч леев. Всё это затягивается, и по итогу будут платить налогоплательщики Бельц. Мы не благотворительная организация, мы честно выиграли тендер, честно привезли баки, которые соответствуют всем требованиям, — заключил Игорь Соколов.
Что показала экспертиза ТПП?
Согласно замерам и расчётам экспертов ТПП, изложенным в заключении экспертизы, общий объём измеряемых контейнеров составил 1,0552 кубометра, или 1055 литров.
Тут же эксперты заключают, что, «принимая во внимание возможные погрешности в измерениях, а также то, что объёмы рёбер жёсткости не измерялись, полезный объём контейнеров, приобретённых примарией согласно контракту № 44 от 28.02.2018, может составлять 1100 литров».
Служба госзакупок: «Мы запросили тестирование по всем параметрам»
Начальник Службы госзакупок примарии Лилиана Черемуш пояснила, что за приёмку товаров отвечает Управление коммунального хозяйства, так как запрос о покупке контейнеров поступил от них.
— Они проверяют, соответствуют контейнеры параметрам или нет, сопровождаются ли всеми необходимыми документами и т. д. Полномочия рабочей группы по закупкам закончились одновременно с подписанием контракта — мы определили победителя, Управление бухгалтерского учёта подписало контракт, а дальше уже всем должно заниматься УКХ. Как они принимали первые 48 контейнеров, не знаю. Позже была организована комиссия по оценке качества контейнеров, и очень многие её члены во главе с председателем рабочей группы Геннадием Шмульским высказали сомнение относительно их качества.
По словам собеседницы, она не понимает, почему УКХ попросило победителя тендера провести экспертизу только на объём контейнеров: «Они (контейнеры) были и ржавыми. Часть баков заменили, так как на них явно проступала ржавчина, у нас есть и фотографии».
Контейнеры дожидаются результатов новой экспертизы на территории ДРСУ. Фото: Сергей Пузик
Есть у примарии вопросы и к проведённой Торгово-промышленной палатой экспертизе.
— Вы же видели, что там написано: объём контейнера — 1055 литров, который, учитывая возможные погрешности, может составлять 1100 литров... «Может». Мы не имеем права закупать контейнеры с другим объёмом, чем указанный в документах тендера. Если там написано 1100 литров, то у контейнера должен быть именно такой объём.
На последнем заседании рабочей группы, которая проходила на прошлой неделе, было решено пригласить сертифицированного специалиста. У нас есть сомнения и в происхождении баков, так как они похожи на бывшие в употреблении, покрытые новым гальваническим слоем. Примария заказала экспертизу в кишинёвском Центре сертификации, обладающем лицензией на проведение таких экспертиз. Мы отправили им все запрошенные ими документы, и после их изучения специалисты приедут в Бельцы, чтобы увидеть эти контейнеры. Думаю, один из них будет частично или полностью разрушен в ходе экспертизы. Мы запросили тестирование по всем параметрам. Если оно подтвердит, что контейнеры соответствуют всем требованиям по объёму, толщине металла и т. д., примария примет их без каких-либо проблем, — сообщила Лилиана Черемуш.
По её словам, делается это вовсе не из вредности.
— У нас с ними подписан контракт. У нас есть свои обязательства, так же как и у них — свои. Мы не обязаны принимать меньшее качество, чем то, что запрашивали. Если у нас есть сомнения, их нужно развеять: либо подтвердить, что товар соответствует, либо доказать поставщику, что он пытается продать нам несоответствующий товар. Это бюджетные деньги, и мы не имеем права растрачивать их таким образом.
Кроме того, как сказала Лилиана Черемуш, АО «Eximotor» также не соблюло сроки поставки — все 300 контейнеров они должны были привезти до 4 апреля, чего не случилось.
Заместитель начальника УКХ Александр Кудряшов, на которого неоднократно ссылается представитель АО «Eximotor», подтвердил корреспонденту «СП» информацию о запрошенной экспертизе и попросил обратиться за подробностями к начальнику Службы госзакупок Лилиане Черемуш и и. о. примара Геннадию Шмульскому. С Лилианой Черемуш мы побеседовали ранее, и.о. примара на наши звонки не отвечал.
Сергей Паскарь
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.