- Сами Посудите
Недетские игры вокруг заведений в детском парке Бельц
Тема застройки бельцких зелёных зон и прежде всего детского парка «Андриеш» коммерческими объектами вновь возникла в этом году, став очередным поводом для обмена обвинениями между местными властями и их оппонентами. «СП» выясняла позиции различных сторон в этом споре.
«Незыблемое имущество»
В начале года к вопросу о заведениях в детском парке «Андриеш» вернулось Бельцкое территориальное бюро Государственной канцелярии. Глава этого ведомства Октавиан Маху направил в муниципальный Совет представление об отмене двух пунктов в двух решениях Совета ещё 2003 и 2004 годов. Оба решения касались продажи участков, на которых ныне находятся кафе «Малыш» и ресторан «Prime» (ранее «Берёзка»).
«В ходе проведённого контроля было установлено, что, приняв пункт 11 приложения к решению № 10/20 от 26.12.2003 о продаже участка площадью 786 кв. м по ул. Московской, 4, АО «Буратино» (ресторан «Prime». — «СП»), а также пункт 44 приложения к решению № 7/11 от 10.12.2004 о продаже участка площадью 294 кв. м по ул. М. Садовяну, 3, ИП "Гула Инга" (кафе «Малыш». — «СП»), муниципальный Совет произвёл отчуждение публичной собственности территориально-административной единицы мун. Бельцы в публичном парке "Андриеш"», — говорится в представлении.
Госканцелярия считает, что упомянутые пункты были приняты незаконно, приводя на двух страницах аргументацию — выдержки из Конституции, Гражданского и Земельного кодексов, Закона о местном публичном управлении и др.
Главный аргумент Госканцелярии сводится к тому, что общественные парки относятся к публичной сфере имущества административно-территориальных единиц, а такое имущество «является незыблемым, не подлежит отчуждению и не может подвергаться преследованию».
А в Законе о зелёных насаждениях городских и сельских населённых пунктов прямо сказано, что «зеленые насаждения, используемые в общественных интересах (к ним относятся и парки со скверами. — «СП»), являются объектом исключительно публичной собственности и не могут быть приватизированы или сданы в аренду».
Завершает представление ведомства требование к Совету отменить незаконные пункты в течение 30 дней.
Обращение бюро Госканцелярии муниципальный Совет рассмотрел на своём заседании от 23 февраля. Советник Владимир Гула из мажоритарной фракции «Нашей Партии» заявил, что воздерживается от голосования в связи с конфликтом интересов: его супруга Инга — учредитель и директор ООО «Proactiv-Grup» (создано в результате реорганизации ИП), которое владеет кафе «Малыш» и землёй под ним.
Прений по этому поводу на Совете не было. Большинством голосов народные избранники отклонили представление «как поданное с нарушением сроков». Воздержались четверо советников из оппозиции и Владимир Гула.
«Личное мнение как гражданина»
Спустя два дня после заседания Совета Октавиан Маху разместил на своей странице в «Фейсбуке» публикацию, в которой, не стесняясь в выражениях, обрушился с критикой на городские власти:
«23 февраля на муниципальном Совете был выставлен на голосование мой запрос об отмене контракта по продаже земли в центральном парке под баром "Малыш", принадлежащему советнику от "Нашей Партии" Владимиру Гуле. До этих пор беглый преступник, по умолчанию пока ещё примар Бельц Ренато Усатый, очень часто говорит в своих речах, как он хочет навести порядок в центральном детском парке. И вот я ему и его команде дал реальный шанс навести этот порядок, вместо голословных и лживых речей в "Фейсбуке" сделать настоящий шаг по устранению ошибок, начав с бара "Малыш". Почему именно с "Малыша"? Все другие объекты находятся на городской земле, подписав контракты на аренду, только бар "Малыш" выкупил землю у города.
Вообще, говоря про центральный детский парк, так и другие объекты недвижимости так же связаны с советниками и активистами "Нашей Партии". Ресторан "Оскар" на данный момент принадлежит Власу, директору объединения рынков, человеку Ренато Усатого. Ресторан "Березка" в свое время, по неподтвержденным данным, был приватизирован при участии советника от "Нашей Партии" Гулы.
Более того, в ресторане "Березка" в свое время любил устраивать пьяные оргии сам Ренато Усатый с приезжими российскими звездами эстрады.
Понимая, что это центральный детский парк, были запросы от оппозиции, призывающие ввести полный запрет на продажу алкогольных напитков и табачных изделий, но эти запросы, как и запрос от 23 февраля, были отклонены. Все это открывает ряд вопросов, которые я задаю как Ренато Усатому, так и его команде:
— Почему Бельцкий муниципальный Cовет не захотел отменить контракт по продаже земли под баром "Малыш"?
— Почему Бельцкий муниципальный Cовет не запретит продажу спиртной и табачной продукции в центральном детском парке? <...>
— Когда в настоящее время контроль над объектами недвижимости принадлежит активистам "Нашей Партии", что мешает перейти от слов к делу и провести процедуру передачи зданий на нужды города взамен на гектары болотистой целины за комплексом "МETRO"? А в зданиях "Оскара" и "Малыша" можно сделать детские развивающие центры.
— Конкретно что собирается разваливать Ренато Усатый на бульдозере, заезжая в центральный детский парк? Не трогая "Оскар" Власа, объезжая "Малыш" Гулы, пропуская любимую "Березку", где напивался <...> не раз, что разваливать осталось? <...>»
Готовя этот материал, мы связались с Октавианом Маху. В беседе с «СП» он заявил, что его страничка в Интернете не касается его основной работы: «Это моё личное мнение не как руководителя Госканцелярии, а как гражданина».
На вопрос о том, почему к решениям Совета 2003 и 2004 годов Госканцелярия вернулась спустя более чем 10 лет, г-н Маху ответил: «Поступили заявления от физических лиц. Я не помню уже, какая фамилия, помню, что было заявление. [Оно] было направлено специалисту. Были запрошены все документы у примарии, и в ходе рассмотрения специалист, который отвечает за законность принятия решений, посчитал, что они незаконны. Поэтому было направлено представление».
Решения муниципального Совета должны были проходить проверку на предмет законности и в 2003–2004 годах, когда существовал аналог Госканцелярии — Управление административного контроля. Этот момент начальник бюро Госканцелярии прокомментировал так: «Я не знаю, проходило или не проходило. Есть регистр документов, которые приходят на контроль. На основании Закона о местном публичном управлении в случае, если подаются заявления от физических лиц, Госканцелярия вправе вернуться к рассмотрению по любому акту, если петиционер представит доказательства, что он не знал, было или не было [решение]».
По словам Октавиана Маху, после отказа Совета документы отправили в суд.
«У новой власти не остаётся лазеек»
В то же время вопрос построек в детском парке поднял ещё один критик нынешних местных властей, коллега Октавиана Маху по работе в муниципалитете при коммунистах, ныне независимый муниципальный советник Андрей Чёрный. Он направил в адрес примарии заявление с требованием рассмотреть на муниципальном Совете вопрос отмены договоров аренды и продажи земли в детском парке.
На своей странице в Интернете 24 марта Андрей Чёрный написал: «По инициированному моему запросу договора аренды и купли-продажи земли по заведениям в детском парке и на территории центрального стадиона будут рассмотрены на заседании земельной комиссии примарии.
Принимая во внимание, что большая часть этих заведений принадлежит представителям партии Усатого и его пособникам, дело доходило до откровенного цинизма: подвергая вопрос критике, Усатый даже не инициировал никаких процедур для наведения порядка в данном спорном, на его взгляд, вопросе.
Теперь у новой власти не остаётся лазеек, чтобы безрезультатно "торпедировать" этот вопрос, постоянно подвергаемый критике бельцким мэром, а также присутствующий в предвыборной программе "Нашей Партии".
Посмотрим теперь, как исполнят свои обещания "демократичные" и "современные" бельцкие власти», — говорится в публикации г-на Чёрного.
«В капкане, как и вы»
И Октавиан Маху, и Андрей Чёрный ссылаются на критические высказывания примара Ренато Усатого относительно застройки Бельц при предыдущих властях города. В частности, среди заявлений бельцкого мэра были и слова о намерении приобрести большой бульдозер для борьбы с незаконным строительством.
Позднее Ренато Усатый был вынужден признать, что не обладает законными инструментами для радикальных способов наведения порядка в застройке. В частности, общаясь на прошлогоднем градостроительном совете с гражданами, недовольными деятельностью ресторанов в детском парке, примар сказал:
«То, что в один день это всё будет снесено к чёртовой матери, можете в этом не сомневаться. Но юридически я не могу влиять на то, что сделано до меня.
Да, я говорил в предвыборную компанию, что стройки в парке "Андриеш" нужно сносить. Но [вице-примар] Игорь Шеремет изучал месяц-второй-третий и говорит, что мы как мэрия сегодня сносить не можем. Если, говорит, не хватает ещё нескольких уголовных дел, которые на меня уже повесили, то давай попробуем. Я нахожусь в капкане так же, как и вы».
Ренато Усатый также заявлял в СМИ, что местная администрация сообщала правоохранительным органам о случаях строительства в парках, но те не увидели нарушений закона. Тогда он предложил экономическим агентам, имеющим постройки в парках, оценить стоимость зданий и обсудить варианты обмена на другие участки для застройки. Речь идёт о свободных 5 гектарах, по которым истекли договоры аренды.
С тех пор о подвижках в вопросе обмена ничего слышно не было.
«Сразу начинается этот медийный понос»
Свою позицию насчёт публикаций Октавиана Маху и Андрея Чёрного и представления Госканцелярии «СП» изложил и. о. примара Игорь Шеремет:
«Конечно же, идёт определённая кампания очерняющего характера. У нас в Бельцах так принято... Есть уведомление об отмене решений 2003, 2004 года, и сразу начинается вот этот медийный понос, извините за выражение.
Ребята, я понимаю, что до 2015 года всё решалось на уровне понятий и беззакония. Вернулся закон, и есть блюстители закона. Да, Маху подал уведомления, но ещё суд не высказался, насколько они обоснованы.
Вы понимаете, речь идёт об аннулировании решений Совета от 2003–2004 года! По Закону об административном суде в обязательном порядке должна быть соблюдена определённая юридическая процедура. Всякое заинтересованное лицо, включая Госканцелярию, имеет право обжаловать решение Совета в течение 30 дней с момента его принятия. Маху был в 2004 году начальником Юридического управления. Он что, подождал 13 лет, чтобы поднять этот вопрос, а потом начать очерняющую кампанию? Почему он не поднял его до 2015 года, когда оба с Чёрным были во власти?
Есть юридическая процедура, после того как она исчерпается, в зависимости от результатов тогда и надо уже комментировать — выполняет свои обязательства Ренато Усатый или не выполняет. Хотя этот вопрос Совет должен решать.
Не хочу даже комментировать высказывания восстановленного судом советника Чёрного. Он сам говорил на предыдущем Совете, что он экономист, а не юрист.
В 2004 году "Малыш" кому принадлежал? Тому же Гуле. Когда появился Ренато Усатый? В 2015 году. Гула с 2015 года поддерживает "Нашу Партию", он член фракции в Совете, значит, его поддерживают и прикрывают?.. Не в этом дело. Дело в том, что мы с прошлых лет унаследовали многочисленные юридические проблемы, включая центральный парк».
По словам Игоря Шеремета, самый вероятный сценарий решения вопроса с парком — прибегнуть к Положению о торговой деятельности, которое принял муниципальный Совет в ноябре 2016 года и дополнил после Нового года. Согласно ему, запрещается коммерческая деятельность в капитальных строениях в центральных парках.
«Есть ремарка в Законе о внутренней торговле (если помните, когда поменялись авторизации на торговлю на уведомления): старые авторизации, выданные экономическим агентам на коммерческую деятельность до принятия нового закона, действительны до срока их истечения. По закону, когда эта авторизация исчерпает свой срок, соответствующие экономические агенты не будут иметь права уведомлять местную власть о торговой деятельности. И, сами понимаете, потеряется интерес даже в этом здании [в парке]. То есть по этому пути законно, нормально мы можем со временем разрешить вопрос, чтобы произвести обмен, как это предлагал Ренато Георгиевич», — говорит и. о. примара.
«Не раз вызывали с Центр по борьбе с коррупцией»
Муниципальный советник Владимир Гула, комментируя представление Госканцелярии, настаивает на том, что объекты, о которых идёт речь, и участки под ними были приватизированы законно.
«И кафе "Малыш", и ресторан "Берёзка" существовали задолго до нас, не знаю ещё с каких годов. Я даже встречал данные, что объекты в парке были ещё при румынах.
В советское время все предприятия имели акты на право пользования [участками]. В 1997 году, если не ошибаюсь, начался процесс приватизации.
По закону о программе приватизации, все предприятия должны были оформить земельные отношения [под объектами] или на условиях выкупа, или на условиях аренды. Даже был установлен понижающий коэффициент для приватизации земли под такими объектами, для разных городов он был разным: 0,15, 0,30 и т. д. То есть экономическим агентам по всей республике давалась льгота — они от нормативной стоимости земли платили от 15 % до 30 % процентов. И предприятия массово оформляли документы, их были десятки, сотни и тысячи.
Согласно тому закону, все предприятия должны были обратиться в Кишинёв, потому что требовалось согласование с Департаментом приватизации. Без этого согласования ни один объект не продавался».
Кафе «Малыш»
Советник рассказал, что прежде кафе владело АО «Албинуца». В 90-х годах оно оформило аренду земли под объектом. ИП «Гула Инга» (в 2007-м реорганизовано в ООО «Proactiv-Grup») приобрело 100 % акций АО. При смене собственника договор аренды участка был продлён строго в прежних границах (294 кв. м), то же самое и при продаже земли, утверждает г-н Гула.По мнению Владимиры Гулы, в законодательных актах до определённого времени существовали разночтения: «Маху ссылается на то, что в парках нельзя было продавать участки, поскольку это земли общего пользования, которые не подлежат приватизации. Хотя закон о программе приватизации чётко говорил... В 2006 году пошёл закон о разграничении земель, где чётко было указано, какая земля публичная, государственная не подлежит продаже. И с того периода нельзя было продавать в парках».
«Для реконструкции кафе были получены градсертификат, проект, заключения служб, разрешение на строительство, которое подписывали примар, вице-примар, главный архитектор. Меня с супругой не раз вызывали с Центр по борьбе с коррупцией и проверяли все эти документы. Они проверяли и говорили: "Какие могут быть вопросы?"».
В декабре 2014-го примария выдала разрешение на возведение пристройки к кафе «Малыш». Она, по словам Владимира Гулы, не выходит за пределы участка. «Мы хотели установить в парке игровой лабиринт, но тогда руководство сказало: "Устанавливайте у себя на территории, стройте, чтобы было и зимой, и летом". Мы были в том числе у Маху, он говорил: "Стройте, я не против"».
Чтобы вы поняли, все разрешения подписывал в том числе и Маху. И авторизацию на алкоголь и табак — последнюю на 2011–2016 годы — тоже он подписывал. Да, и хочу заметить, что в этом кафе не продаётся табак и не разрешается курить».
Владимир Гула отрицает, что имеет отношение к ресторану «Prime» («Берёзка»): «Я не знаю, что он [Маху] имеет в виду, когда говорит о моём участии в приватизации. Я работал тогда в примарии заместителем начальника отдела муниципальной собственности и земельных отношений. Через наш отдел проходили документы по купле, продаже и аренде. Отдел согласовывал и проверял документацию».
«Если это случится, обратимся в Европейский суд»
«СП» обратилась за комментарием и к владельцу ресторана «Prime» Юрию Албу.
Ресторан «Prime» (бывш. «Берёзка»)
«Когда я покупал этот участок, он уже был приватизирован, — отметил предприниматель. — Я вложил сюда миллионы. И как сейчас это можно отменить? Зачем мне тогда это было нужно? Если это случится, то мы обратимся в Европейский суд.
Человек приобретал, зная, что это собственность. Он не ходил, не мутил, не давал кому-то взятки. Представьте, что вы купили дом, а потом этот дом хотят забрать, потому что у Маху такая инициатива, потому что есть Гула, а они между собой враги. Мы не имеем отношения к политике, мы занимаемся строго бизнесом. Право нашей собственности зарегистрировано в кадастре — в государственном органе, мы не захватывали дополнительные участки или метры, мы строили всё на своей территории, выполняли все-все-все предписания, как нормальные инвесторы. Если мы инвесторы-молдаване, это не значит, что мы враги народа».
Юрий Албу также опроверг участие Владимира Гулы в приватизации объекта: «Он ни в какой помощи не участвовал и никакого отношения к этому не имел».
Высказывания же о том, что Ренато Усатый не исполняет предвыборные обещания о сносе, в том числе потому, что ему нравится ресторан «Берёзка» и он там выпивал, бизнесмен прокомментировал так:
«Это не построил Ренат, чтобы сносить. Сегодня у власти одна партия, завтра — другая. Это здание здесь было раньше и было принято другими властями, в партии которых состоял Маху. Лично он и лично Василий Тарасович [Панчук] подписывали сдачу в эксплуатацию. У меня с ними были такие отношения, что мне бы не подписали, если бы не было законно. Здесь всё было и есть по закону. И это проверяли антикоррупция, прокуратура, экономическая. <...>
Ну, пришёл он [Ренато Усатый] сюда три раза. А потом он был в "Виспасе". Теперь давайте заберём землю у "Виспаса"? Это глупо», — заключает Юрий Албу.
***
Подведём итоги. Точку в юридической стороне этого спора поставит суд. На сколько он затянется, неясно, это могут быть годы. Предложения мэрии насчёт сворачивания коммерческой деятельности в парке в капитальных строениях и обмена участков тоже в ближайшее время не будут воплощены, поскольку торговые авторизации там ранее были продлены ещё на пять лет, вплоть до 2021-го. А значит, скоро в детском парке «Андриеш» изменений не предвидится.
P. S. Источники, с которыми мы общались, касались и других коммерческих объектов в детском парке, сообщая интересные сведения. Поэтому Следует Продолжение...
Руслан Михалевский
Фото: Андрей Образцов и Владимир Петрусевич
Сводные Показатели
Объекты в детском парке «Андриеш»
1. Кафе «Малыш»
Участок площадью 294 кв. м находится в собственности ООО «Proactiv-Grup» (учредитель Инга Гула).
2. Ресторан «Prime» (бывш. «Берёзка»)
Участок площадью 786 кв. м принадлежит Юрию Албу.
3. Ресторан «Oscar»
Участок площадью 560 кв. м в аренде у ООО «Rîlschi-Paradis» (учредитель Каролина Русу). Здание в собственности у этой фирмы, и оно сдано в аренду под ресторан ООО «Calea Norocului».
4. Недостроенное здание под детское кафе
Участок площадью 111 кв. м в аренде у Фёдора Димитрищука.
Общая площадь парка — 29 445 кв. м (2,94 га).
По данным из кадастра
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.