- Собственной Персоной
Бартош Гаварецкий: «Я стал волонтёром, чтобы помогать людям»
В последнее время «СП» неоднократно писала о мероприятиях, организатором и участником которых был Бартош Гаварецкий, 23-летний американский волонтёр с польскими корнями. Бартош согласился рассказать нам о своей деятельности, о своих взглядах на Бельцы и многом другом.
«Всю жизнь мечтал жить и работать в Восточной Европе»
— Расскажите нам о том месте, откуда Вы приехали.
— Моя семья родом из Варшавы. Я родился в штате Мичиган. Живу в маленьком, по американским меркам, городке Окемос, который находится в часе езды от таких городов, как Детройт и Чикаго, неподалёку от границы с Канадой. В моём родном городке живёт около 25 тысяч человек, так что Бельцы для меня — достаточно большой город.
— Как Вы попали в Молдову?
— Это длинная история. Всё началось в тот момент, когда я решил подать заявку на участие в волонтёрской программе «Корпуса мира». Всю свою жизнь я хотел жить и работать в Восточной Европе, так как меня всегда интересовала история Советского Союза и жизнь людей в странах, когда-то его составляющих.
В «Корпусе мира» мне предоставили 6 вариантов стран, в которые я смог бы отправиться. Там было пять африканских стран и Молдова.
Я выбрал Молдову, так как владею русским языком, и подумал, что здесь я смогу сделать больше, нежели в каком-то другом месте.
После трёхдневного тренинга в Филадельфии я вылетел в Кишинёв. Два месяца прожил в селе Милештий Мичь, где изучал румынский язык. После этого прошёл тренинг по развитию общественных организаций.
После тренинга мне нашли организацию, в которой я мог бы работать. Ею оказалась бельцкая общественная ассоциация «Caroma-Nord», занимающаяся проблемами экологии.
Первые 3–4 месяца ушли на то, чтобы понять, как эта организация работает, чем занимается, какие мероприятия организует, и сформировать прочную связь с её сотрудниками и волонтёрами.
«В Америке существует целая культура волонтёрства»
— Что для Вас значит быть волонтёром? Почему Вы выбрали этот путь?
— Быть волонтёром для меня — значит помогать людям. У каждого человека есть выбор: сидеть дома и заниматься своими делами или же поддерживать других. Лично я чувствую себя намного лучше, помогая тем, кому нужна моя помощь.
Также это отличная возможность многому научиться, в том числе и тому, чему не учат в школах и университетах. Волонтёр видит жизнь именно такой, какая она есть.
В Америке существует целая культура волонтёрства (добровольной помощи. — «СП»). Я с самого детства участвовал в уборке парков, в наведении порядка в библиотеках.
Когда мне было 16 лет, я сам написал проект, чтобы найти средства на покраску одного исторического дома. Это был совсем маленький проект, но я получил благодаря ему очень ценный опыт.
Позже я был волонтёром в больнице, где наблюдал за работой врача-радиолога, общался с пациентами.
Довелось побыть волонтёром в лаборатории, которая проводила проверку воды в реках штата Мичиган.
В рамках волонтёрства я также занимался преподаванием английского языка эмигрантам из Ирака, Афганистана, Бутана и др. Общаясь с людьми, представляющими другие культуры, я получил очень много опыта для собственного развития.
— В чём заключается Ваша деятельность как волонтёра «Корпуса мира»?
— Свою работу в Бельцах я начал с открытия «Английского клуба». Там каждый четверг встречаюсь с теми, кто хочет пообщаться на английском языке. Каждый раз мы обсуждаем какую-то новую тему, но не как в школе: мы ставим акцент не на грамматику, а именно на живое общение.
Также я участвовал в различных мероприятиях как моей организации, так и других общественных организаций города.
Сейчас большую часть времени я занимаюсь с волонтёрами ресурсного центра «Зелёная школа». Недавно мы с ребятами запустили проект «Câştigăm când reciclăm», призывающий школьников сортировать отходы. Идея проекта пришла от волонтёров. Я мог бы составить этот проект и сам, но моя цель здесь — научить их, как это делается, а не чтобы кто-то свыше всё организовывал, а они только участвовали.
Заявку на получение гранта для финансирования проекта ребята большей частью составили сами, а я им лишь немножко помог. Это даёт мне уверенность, что в будущем они смогут готовить такие проекты самостоятельно, и тогда это будет лучшим доказательством того, что моё пребывание здесь не напрасно.
«Волонтёрству мешает бюрократия»
— Чаще всего Вы участвуете в проектах, связанных с экологией. Почему?
— В Мичигане я не думал об экологии, но при этом всегда был «экологичным» человеком. У меня никогда не было машины, я всегда передвигался либо на велосипеде, либо на общественном транспорте.
«Экологичным» там быть очень просто. В каждом большом магазине есть места, где можно сдать стекло, пластик, металл или бумагу, и при этом получить деньги за это. К примеру, за одну сданную бутылку возвращают 10 центов. Благодаря этому почти никто не выбрасывает отходы, считая это выбрасыванием денег.
Хотелось бы, чтобы у людей в Молдове выработался такой же менталитет, чтобы появилось уважение к природе, к Земле.
Между тем я думаю, что многие молдаване хотят перерабатывать свои отходы, но у них просто нет возможности это делать.
— Каким Вы видите волонтёрское движение в Бельцах, чего ему не хватает для развития?
— В Бельцах много людей, которые интересуются волонтёрством, понимают, что это такое и почему оно так важно, и это не может не радовать. У таких людей обычно есть очень много идей и большая мотивация. Это, по-моему, большой плюс.
Проблема в том, что и волонтёрство не освобождено от такого явления, как бюрократия. Когда человек хочет что-нибудь изменить, ему надо договориться с примарией, собрать разные справки, разрешения. Есть очень много барьеров, но тут проблема не в волонтёрстве, а в чём-то другом.
В Америке тоже есть люди, которые «стесняются» быть добровольцами. Их смущает и то, что волонтёры работают бесплатно.
— Какое из своих достижений в Бельцах Вы считаете основным?
— Моим главным достижением считаю то, что нам удалось запустить проект «Câştigăm când reciclăm». То, что я увидел в глазах учеников, меня обнадёжило. Когда я наблюдаю, как они сортируют отходы, в меня вселяется уверенность в том, что это им интересно и они хотят поддерживать природу и создавать чистый, здоровый город у себя дома.
До сих пор мы насобирали почти 15 тонн бумаги и тонну пластика. Надеюсь, у этого проекта будет продолжение.
«В Молдове люди более открытые»
— Какой Вы видите жизнь в Молдове по сравнению с Соединёнными Штатами?
— Я не скажу обо всех штатах, так что буду сравнивать с Мичиганом.
Здесь люди очень открытые. С ними очень просто общаться. Например, когда я выхожу на улицу, встречаю очень много знакомых людей и разговариваю с ними.
Когда мне становится скучно, я выхожу на центральную улицу и всегда нахожу, с кем пообщаться.
В Мичигане этого нет. Там все ездят на машинах, не очень гуляют по улицам. Обычное общение сводится к «дежурным» «Hello, how are you?» и «I`m fine, thanks». На большее ни у кого нет времени. Здесь можно просто общаться с людьми, и в этом состоит самая большая разница.
Если говорить о ценах, то в Америке всё дороже, чем здесь, но и зарплаты выше.
Несмотря на большую зарплату, её сила в Америке не так уж и велика. Если американец приедет в Молдову, он сможет что-то купить на 10 долларов, а у себя дома он не купит на эти деньги почти ничего. И наоборот, молдаванину будет очень сложно прожить в Америке со своей зарплатой.
Если говорить о дорогах, то они практически одинаковые, а местами в Молдове они лучше, чем в Мичигане.
Бельцы — живой город
— Каким было Ваше первое впечатление о Бельцах?
— В первый день пребывания в Бельцах меня удивило, как многоэтажки соседствуют с частными домами. Нигде в другом месте я такого не видел.
Также меня удивило, что очень много людей ходят пешком. Это мне очень понравилось, так как указывает на то, что город живой.
Показалось странным, что в самом центре города на постаменте стоит танк. Раньше я такого не видел. В Америке нет таких памятников, разве что, может быть, в Вашингтоне. В Мичигане точно нет.
Впечатлила Аллея классиков. Это значит, что здесь уважают свою историю и культуру.
— Где Вы любите бывать в Бельцах?
— Мне очень нравится ходить по улице Индепенденцей и бульвару Эминеску. Там всегда можно увидеть много прохожих и найти, с кем поговорить.
— Посоветовали бы Вы своим знакомым посетить Бельцы? Что бы Вы им рассказали о городе?
— Конечно же, да. Я бы им сказал, что здесь совсем другая культура, здесь можно увидеть совсем другое общение, чем то, к которому мы привыкли в Мичигане.
В парках всегда очень много детей, и все они там во что-то играют. В Мичигане очень много парков, но если никто ничего не организовывает, то в них практически не бывает людей.
Ещё одно: Кишинёв — большой город, но в нём нельзя увидеть настоящей Молдовы, так как там живёт очень много иностранцев. В Бельцах же, наоборот, можно увидеть настоящую молдавскую культуру.
В соседних с Бельцами сёлах можно попробовать отличного домашнего вина, посидеть за традиционным столом с традиционными, а главное, экологически чистыми блюдами. Посоветовал бы им попробовать мамалыгу с жареной рыбой — это просто объедение.
— Расскажите о Ваших планах.
— В будущем я хочу стать врачом скорой помощи (Бартош — студент медицинского университета. — «СП»). Многие говорят, что там очень много стресса, но меня это ничуть не пугает.
Хочу участвовать в миссиях организации «Врачи без границ». Риск большой, но это очень интересная работа. Именно в рамках этой программы врачам удалось остановить наступление вируса Эбола в Африке, что показывает её важность.
Некоторые говорят, что я сошёл с ума, раз мечтаю о таких вещах, но для меня это очень важно и интересно.
Сергей Паскарь
Материал опубликован в № 17 (1121) «СП» от 4.05.2016
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.