Если вы думаете, что только Владимир Воронин питает слабость к отдыху в кодрах Молдовы, то вы глубоко ошибаетесь. Чиновники нынешнего правительства, мандат которого близится к завершению, вдохновились примером лидера коммунистов и обзавелись участками леса всего в пяти километрах от Кишинева.Придя к власти, лидеры правящих партий обещали вернуть государству лес в зоне села Требужены Оргеевского района, арендованный семьей Воронина в 2008 году. Но не сдержали слово. Более того, в последние годы министры, депутаты, государственные чиновники, равно как и бизнесмены, прибрали к рукам все леса вокруг Кишинева, чтобы, в конечном счете, обустроить себе там дачи, подобно лидеру коммунистов.У каждого правительства своя «Цыганка»Когда-то в лесу у села Данчены по трассе Кишинев — Леушены был только детский лагерь «Poieniţa veselă». Теперь все 103 гектара леса арендованы, и арендаторы считают их своей частной собственностью. И здесь воздвигают роскошные особняки и обустраивают фешенебельные турбазы. Причем не оторванные от цивилизации, а со всеми городскими удобствами: природный газ, электричество, водопровод, канализация.
Даже в холодное время года строительные работы не прекращаются. По дороге протяженностью около двух километров, разрезающей лес на две части, и с одной, и с другой стороны доносятся звуки дрели и другого строительного оборудования. Высокое ограждение мешает любопытным посмотреть, что происходит за ним. Доступными простым смертным остались лишь детский лагерь да лесная дорога.
По другую сторону национальной автомагистрали, у села Сочитены, огораживание леса и строительство было остановлено — местные жители воспротивились и отстояли земли благодаря организованным акциям протеста. Жители села Данчены с тоской вспоминают былой лес«Едва сменилось правительство, фактически, через один-два месяца после прихода к власти новых правителей, началось строительство в лесу. Зона стала частной собственностью, недоступной для местных жителей, постоянно снуют туда-сюда роскошные автомобили. Шумно стало в лесу», — говорит Елена из Данчен.
Она рассказывает, каким был этот лес раньше: «Это лес моего детства. Я знала его наизусть, знала, где и какие цветы растут — от желтых тюльпанов до белых фиалок и ландышей. Знала грибные места. Сейчас лес перестал быть нашим. Его поделили на участки, перегородили заборами, обставили камерами видеонаблюдения, охраной и собаками».Кто они, арендаторы?Среди тех, кто арендует лес в зоне Данчены-Сочитены, значатся: Джику Рэдукан, сын министра регионального развития и строительства Марчела Рэдукана; супруга министра здравоохранения Андрея Усатого Александра Усатая; министр информационных технологий и связи Павел Филип; заведующая управлением инвестиций и публичной собственности при Министерстве здравоохранения Сильвия Волосатая; руководитель Яловенской службы земельных отношений и кадастра Екатерина Бешлиу-Басок; а также множество бизнесменов, в том числе директор охранной фирмы «Беркут» Вячеслав Мурзаков, жена директора предприятия «Chişinău-Gaz» Ольга Куюмжу, директор фирмы «Algu Construct» Андрей Цынцарь.
Многие из тех, кто арендовал участки из лесного фонда села, к примеру, Джику Рэдукан, Вячеслав Мурзаков, Ольга Куюмжу, Андрей Цынцарь и другие, уже построили дома. Арендаторами в этой зоне являются также фирмы: «Poiana Vulpii» (30 га), принадлежащая Лилии Синчук-Енгелен, жене осевшего в Молдове бельгийца Люка Енгелена; «Dumbrava Nestemată», «Ecoflora-Tur», «Dinamic Consulting» и «Vila Comerţ» (18 га), принадлежащие Виктору Тоакэ.
Под ширмой развития туризма все эти фирмы, по сути, преследуют совсем иные цели, из области недвижимости. К примеру, в агротуристический пансионат «Poiana cerbului», расположенный напротив детского лагеря «Poieniţa veselă», доступ запрещен. Об этом говорят не только местные жители, но и охранники объекта, с которыми можно побеседовать, позвонив по номерам телефона, указанным на табличке у входа.Первая попытка легализации провалиласьГод назад директор Агентства земельных отношений и кадастра Анатолий Гилаш предложил правительству законопроект, предусматривающий размен более 250 га сельскохозяйственных земель села Копчак района Штефан-Водэ, покрытых лесной растительностью и находящихся в частной собственности, на около 87 га леса в государственной собственности, расположенных за чертой села Новые Русешты и села Сочитены Яловенского района, города Дурлешты и села Буцены Хынчештского района.
Вот как аргументировал автор свою инициативу: «В условиях намеченного Республикой Молдова курса на интеграцию в европейское пространство в круг мер, которые необходимо принять, вписывается и развитие туризма разного направления, начиная с традиционного и заканчивая специально оборудованными местами для отдыха. В последние годы в Республике Молдова начался этап оживления туризма, в плане благоустройства определенных живописных мест в целях привлечения большего числа туристов и посетителей. Таким образом, помимо главной цели хозяйствующего субъекта — прибыли, государство также достигнет намеченной цели — содержание зеленых площадей в хороших условиях, взимание определенных налогов и сборов, поддержание чистоты, привлечение туристов и т.д.» «Проект разработан агентством на основе заявления Андрея Штирбу от имени 38 физических и юридических лиц и передан заинтересованным министерствам для представления заключения по нему. Однако этот документ не был представлен на утверждение правительству, поскольку исполнительный орган не рассматривает вопросы размена земель, находящихся в государственной собственности, на земельные участки частной собственности», — утверждает сейчас Анатолий Гилаш. По данным кадастра, Андрею Штирбу (1971) принадлежат семь строений в Данченах, причем площадь одного из них составляет 104,9 квадратных метра.Председатель Следственной комиссии по проверке управления лесным фондом, водоохранными зонами рек и водоемов Симион Грищук рассказывает о правонарушениях в лесу села Данчены.(ВИДЕО Ольги Чаглей) Застопорился у Филата По сведениям приближенных к ЛДПМ источников, проект застопорился у Влада Филата. В ответ на обращение репортеров газеты «Adevărul» лидер ЛДПМ сказал, что не припоминает этот случай, и добавил, что в ситуациях, когда возникали определенные вопросы или проект был недостаточно обоснованным, он возвращал его органу, предложившему документ. По всей вероятности, инициатива Гилаша не была утверждена из-за возникшего политического кризиса вследствие трагического инцидента в заповеднике «Пэдуря Домняскэ».
Однако авторами инициативы о размене молодого леса на спелый лес были совсем другие лица. Правду мы узнали в селе Копчак. Здесь, в период 2006-2011 годов, было засажено лесом более чем 380 гектаров сельскохозяйственных земель, находящихся в частной собственности, расположенных непосредственно на границе с Украиной. «Директор фирмы, арендовавшей этот земельный участок, — «Focar Agro» — сказал, что больше не хочет обрабатывать этот участок, поскольку он расположен далеко от села. Тогда было решено засадить его лесом. А еще сказали, дескать, земля не плодородная, что отнюдь не соответствует действительности», — говорит кадастровый инженер примарии села Кочак Думитру Избаш.«Люди приходят в примарию и спрашивают, как обстоят дела с их землей. По прошествии стольких лет ГП «Moldsilva» не передало землю ее владельцам. От этого и местный бюджет страдает, терпит убытки, так как никто не платит налоги», — добавил сборщик налогов Георге Негреску.Братья Цынцарь скупили лес Жители Копчака говорят, что нынешний примар, Василе Цынцарь, который в ту пору был ветеринарным врачом, и убедил их продать засаженные лесом земельные участки кишиневским чиновникам и бизнесменам. «У примара есть брат в Кишиневе, которого зовут Андрей. Он и купил лес у людей. Он и еще с кем-то, то ли итальянцами, то ли бельгийцами, как я слышал. Платили по шесть тысяч леев за гектар. Они имеют дома в Яловенах, в лесу, и хотели сделать обмен», — говорит копчакский лесник Лазэр Симион. Примар Цынцарь отрицает свою причастность к этой «сделке».
Депутат ЛДПМ Юрие Апостолаки, экс-директор Бендерского лесного хозяйства, рассказывает, как было принято решение об облесении сельскохозяйственных земель: «Такова была политика коммунистического правительства. Нас обязывали изыскивать участки и засаживать их лесом. Деньги нужно было находить нам самим, то есть, лесным хозяйствам. Государство не осталось в накладе, напротив. Увеличились площади лесонасаждений».Фирма Андрея Цынцаря в фаворе Министерства здравоохраненияФирма «Algu Construct» учреждена в 2006 году Андреем Цынцарем, а ее местонахождение — в квартире учредителя по улице Кузы-Водэ в Кишиневе. Изначально основным родом деятельности этого предприятия был экспорт древесины. В последние годы компания специализировалась на строительстве домов из цельной древесины в наших лесах. Случайно или нет, все леса в данченском лесу схожи между собой, а одна из тамошних туристических баз принадлежит господину Цынцарю.
Начиная с 2011 года, после того как «прибрала к рукам» лес, находящийся в частной собственности жителей села Копчак, фирма «Algu Construct» стала выигрывать аукционы на ремонт больниц. Так, за последние годы предприятие Андрея Цынцаря отремонтировало административный корпус и еще пять отделений Республиканской больницы. Только для ремонта административного корпуса выиграл несколько аукционов на общую сумму свыше 7,3 млн леев.
Помимо этого, фирма недавно завершила работы в Центре здоровья Токуз Каушанского района и конференц-зале кишиневской больницы Святой Троицы. В общей сложности, в 2011-2013 годах «Algu Construct» выполнила работ на сумму свыше 18 млн леев. Источник значительной части этих денег — проект, финансируемый Всемирным банком. Половина аукционов даже не появляется на сайте tender.md.«Вы что, прокуроры, чтобы заниматься расследованиями?» «Что, я единственный, кто выигрывает аукционы? Я выигрывал аукционы не только в Министерстве здравоохранения, но и в Министерстве строительства, и в других министерствах. Не понимаю, в чем проблема? Я совершил что-то противозаконное? Вы что, прокуроры, чтобы заниматься расследованиями?», — говорит Андрей Цынцарь, отрицая какую-либо деловую связь с семьей Усатых, равно как и строительство его фирмой домов в лесу села Данчены.
Министр Андрей Усатый не пожелал прокомментировать по телефону или по электронному адресу конфликт интересов, сказав, чтобы мы связались с ним по телефону после его возвращения из командировки в Туркменистан. Однако чиновник не захотел установить дату и время встречи.
Следует отметить, что в декларации о доходах за прошлый год министр не упомянул ни арендованный участок леса в Сочитенах, ни принадлежащие его жене пять засаженных лесом земельных участков в Копчаке общей площадью в 2,58 гектара.
У Андрея Цынцаря есть еще одна фирма — «Algugrup», которая арендует три гектара леса около воинской части, где тоже имеет дома.На кого работают государственные учрежденияВ лесу у села Сочитены, по ту сторону автотрассы Кишинев-Леушены, арендаторы не успели построить себе особняки — местные жители воспротивились. «В мае, ночью, часов около трех, приехали и начали закладывать бетонные столбы для ограждения. А часов в шесть утра мы обнаружили их и не разрешили продолжить работы. С тех пор нас таскают по полициям, мол, мы влезли в их частные владения и разрушаем их», — говорит Диана Лысый, одна из организаторов акций протеста в мае.
Диана Лысый рассказывает, что этот лес посадили местные жители после того как пожар уничтожил старый лес. «Не хотим, чтобы у нас отобрали наш лес, как это случилось в соседнем селе Данчены. Усатый не постеснялся продвинуть свою жену, остальные же прибегли к посредникам, таким как Виктор Тоакэ, который арендует 18 из 33 гектаров леса. Знаем, что арендаторы находятся под политической защитой, иначе говоря, имеют «политическую крышу». Мы писали и отправили жалобы повсеместно, и в парламент, и в прокуратуру. А в «Moldsilva» нас однажды не преминули упрекнуть за то, что мы возмущаемся: «Вам что, воздуха не хватает? Вы осознаете, какую экономическую деятельность можно было бы здесь развернуть?», — добавила Диана Лысый.
Как говорит женщина, примар села подписал и проставил печати на градостроительные сертификаты и разрешения на строительство, однако не указал исходящие номера.Против протестующих возбудили уголовные делаПротив жителей села Сочитены, воспротивившихся строительству в лесу, были возбуждены уголовные или административные дела. Среди подвергнутых уголовному преследованию есть и один несовершеннолетний. «И по сей день эти так называемые бизнесмены ходят по дворам и пытаются убедить нас больше не противиться, не отстаивать лес», — говорит Диана Лысый.Валентина Басюл, Ольга ЧаглейРасследование выполнено в рамках Кампании «Журналисты за прозрачность управления публичными фондами», проводимой Центром журналистских расследований при поддержке программы «Эффективное управление» фонда «Сорос-Молдова». Финансирующее учреждение не оказывает никакого влияния на тему и содержание публикуемых расследований. 1. Арендатор – «Algugrup», одна из фирм Андрея Цынцаря
2. Вячеслав Мурзаков, директор охранной фирмы «Беркут»
3. Ольга Куюмжу, супруга директора «Chişinău-Gaz»
4. Андрей Штирбу, «человек с деньгами и «крышей» в парламенте»
5. Джику Рэдукану, сын министра Марчела Рэдукану
6. Александра Усатая, супруга министра Андрея Усатого
7. Сильвия Усатая, заведующая управлением в Министерстве здравоохранения
8. Андрей Цынцарь — тот, кто построил виллы в лесу и скупил лес для размена в селе Копчак
* Лагерь «Poieniţa veselă»
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)