В своём письме «СП» В. Панчук сообщил, что результаты конкурса не утвердил региональный представитель Агентства по госзакупкам.
Хитрый план сработал!
<...> В этот раз начали с нашего конверта, председательствующий озвучил предложенную нами цену: 0,86 леев без НДС и 1,03 с НДС за один квадратный сантиметр. Настала очередь вскрыть конверт «Газеты.md»…
… Вице-примар Александр Усатый по всем правилам драматургии вскрыл конверт нашего конкурента в этом конкурсе, степенно перечислил все представленные им документы и после небольшой мхатовской паузы, медленно и внятно, «с нескрываемым удивлением» озвучил предложение «V. V. V. Comerț Service», SRL: «Ноль лей, ноль бань».
«М-да, на что только не пойдёшь ради того, чтобы «СП» ни копейки не досталось из городского бюджета»,— подумал я сразу.
Благодаря тому, что за последний месяц я стал уже почти экспертом в законодательстве, касающемся государственных закупок, после этой первой мысли у меня появилось ещё несколько умозаключений и догадок. Утвердив такую цену, примарийская комиссия, по моему мнению, нарушила ещё одну статью закона:
«Статья 46. Анормально заниженная цена оферты
(1) Анормально заниженной считается цена оферты на продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, которая значительно ниже цены оферт других офертантов, в ситуации, когда:
b) офертанту не удаётся продемонстрировать наличие у него доступа к особым технологиям или более выгодным рыночным условиям, которые позволили бы ему предложить столь заниженную цену оферты».
Думаю, что нулевая стоимость выполнения услуг априори является анормально заниженной, тем более что у офертаната «V. V. V. Comerț Service», SRL действительно «нет доступа к особым технологиям и более выгодным рыночным условиям». Я точно знаю об этом, так как наши газеты печатаются в одной и той же типографии в Кишинёве примерно по тем же расценкам, газетная бумага для наших изданий тоже стоит примерно одинаково.
Единственным «более выгодным рыночным условием», позволяющим издателям «Газеты.MD» работать на примарию бесплатно, а также зачастую столь же безвозмездно раздавать свой «продукт» прохожим на улице и за бесценок подписывать на него пенсионеров, является получение спонсорской помощи от своих неофициальных издателей — бельцкого горкома ПКРМ и его руководителей. Впрочем, это уже повод для обращения в суд по поводу несоблюдения уже другого закона — «О защите конкуренции». Но это уже несколько другая тема для судебных разбирательств.
А будет ли экономия бюджету?
Казалось бы, наш проигрыш должен был дать нам повод не только для грусти, но и для радости — ведь благодаря нашему участию в конкурсе в этом году удалось сэкономить более 150 тысяч леев городского бюджета! Да вот только не верится мне в честность и бескорыстность нашего городского руководства, и я почему-то уверен, что примария найдёт всё-таки способ потратить наши с вами деньги на поддержку своей карманной прессы. И сделать она это сможет без всяких тендеров и прочих заморочек — ведь не зря же в условия конкурса не был вписан предполагаемый объём закупки услуг по публикации официального вестника. Для этого у примарии в распоряжении есть другие фонды и дырки в законе.
Вот только один из возможных вариантов. В Законе о государственных закупках в статье № 2 «Область применения закона» говорится,
«(1) Настоящий закон применяется в отношении договоров о государственных закупках <…> оценочная стоимость которых, без налога на добавленную стоимость, равна или превышает:
a) 40 000 леев — для договоров о государственных закупках товаров и услуг».
Таким образом, какую-то часть официальной информации примария действительно будет размещать в «Газете.md» бесплатно, согласно заключённому договору по результатам тендера. А для другой информации, носящей как бы рекламный характер, сможет заключить другой договор на сумму менее 40 000 леев, причём по любой приемлемой для договаривающихся сторон цене. И таких договоров, насколько я понимаю, примария в течение года может заключить несколько и даже на бóльшую сумму, чем 150 тысяч леев. Но поживём-увидим…
Уведомления с опозданием
Уже после повторного тендера, 27 февраля, практически через месяц после проведения первого, мы получили ответ за подписью Василия Панчука об отмене его результатов и о решении провести повторный конкурс. (Наша примария в переписке с «СП» всегда трактует закон, обязывающий отвечать на вопросы и запросы в течение 15 дней, как «в течение месяца», а из устной или письменной формы запроса и ответа всегда выбирают исключительно последнюю — такие они у нас «прозрачные»).
В ответе, подготовленном Еленой Буркатой, указано, что результаты первого конкурса не утвердил региональный представитель Национального агентства по государственным закупкам. Интересно, а сам он знает об этом своём решении или, арендуя кабинет в здании примарии, он тоже заразился тамошней привычкой говорить в лицо одно, а делать противоположное?
Что дальше?
Впрочем, его центральное руководство тоже не отличается аккуратностью и пунктуальностью: ответ на своё ходатайство мы не получили до сих пор, в связи с чем намерены обратиться в судебные инстанции. Намерены мы подать в суд на Агентство и за нарушение Закона о государственных закупках, повлёкшее неутверждение результатов первого тендера.
Намерены мы также предложить Парламенту внести изменения в законодательство о государственных закупках, касающихся услуг по изданию официальных бюллетеней. Считаем, что участвовать в таких конкурсах должны иметь право только те издания, которые: а) имеют сертифицированный аудитом тираж; b) могут представить количественные и качественные характеристики своей аудитории, подготовленные независимыми компаниями, проводящими статистические исследования; c) не имеют в своём штате и в составе учредителей членов какой-либо партии или политического движения; d) могут представить бухгалтерский баланс предприятия, доказывающий отсутствие безвозмездного финансирования со стороны политических партий, коммерческих структур, общественных организаций, профсоюзов и т. д., то есть смогут доказать свою финансовую независимость и самоокупаемость.
Сообщение о проведении тендера или конкурса ценовых оферт должно быть в обязательном порядке размещено во всех средствах массовой информации регионов и на сайтах примарий и районных Советов, а не только в Бюллетене государственных закупок. Свои предложения мы намерены передать через руководителя парламентской комиссии Кирилла Лучинского.
Воруют-с…
О том, как в нашей примарии проходят тендеры и как в них выигрывают «нужные» или «верные» люди, в «СП» неоднократно сообщали бельцкие бизнесмены. Правда, во всех случаях к результатам было не подкопаться — благодаря чиновничьей находчивости и несовершенству законодательства, всё выглядело вполне законно. Но, поучаствовав в этом фарсе, называемом «конкурсом ценовых оферт», я сам убедился, что бизнесмены во многом правы. Ведь если к таким выкрутасам чиновники примарии и агентства прибегали по поводу, в общем-то, незначительной для городского бюджета суммы, то я могу себе только представить, что творится при распределении более крупных сумм…
P. S. Чтобы деятельность примарии в этом направлении была более прозрачной, я предложил начальнику отдела примарии Елене Буркатой сообщать «СП» о результатах прошедших в примарии тендерах, торгах и конкурсах: кто участвовал, кто победил, кому, что и на какую сумму будет поставляться. Считаем, что бельчане имеют право знать, как тратятся их общие деньги. Елена Дмитриевна перенаправила меня к вице-примару, отвечающему за финансово-экономическую деятельность муниципия.
Уважаемая Марина Степановна Коваль, переадресовываю Вам просьбу «СП» со страницы еженедельника (по причине обоюдной занятости нам трудно организовать очную встречу) и очень надеюсь на любой, но лучше (для всех бельчан) положительный ответ.
Р. Р. S. Примечательно, что, по словам Елены Буркатой, после моей жалобы на неправильную трактовку законодательства бельцкая примария теперь не требует, чтобы в конкурсах ценовых оферт было не менее трёх участников. «Теперь достаточно и одного», — сообщила мне начальник отдела. Интересно, зачем держат в примарии штат юристов и нет ли мне смысла потребовать у них поделиться со мной зарплатой?
Повествование закончил жертва и «соучастник» конкурса ценовых оферт Слава Перунов