- Специальное Поручение
Италия глазами гастарбайтеров: истории о жизни и работе
Италия манит туристов со всего земного шара и всех национальностей. В любое время года она прекрасна по-своему. Климат, природа, шопинг, культура, огромное число достопримечательностей — развлечения на любой вкус. Но мы предлагаем увидеть Италию глазами тех, кто приехал сюда работать. Корреспондент «СП» Ольга Зенченко-Мигалуш отработала несколько недель няней в итальянской семье и пообщалась с другими гастарбайтерами.
Мой приезд в Италию
С семьей Гальбьяти я познакомилась в Кишиневе. Наши дети играли на детской площадке в парке Долина роз. Услышав разговор мамы с дочкой на итальянском языке, который я неплохо знаю, я подошла и поздоровалась. Мы познакомились и разговорились. Лиля рассказала, что живет в Италии с 18 лет. Училась в университете «Ла Сапиенца» в Риме, там же познакомилась с будущем мужем. Сильвио сделал ей предложение и они поженились. В 2016 году родился Ренато. Через три года — Джессика. Лиля не забывает родину и на лето с детьми приезжает в Кишинев погостить. Это дало возможность детям выучить еще один язык — русский. Пока мы с Лилей общались, наши дети весело играли и не хотели уходить домой. Мы договорились встретиться на следующий день и сходить вместе в кафе. Так, практически весь месяц мы встречались, гуляли, играли. После отъезда подруги в Италию продолжили созваниваться.
31 декабря, поздравляя семью Гальбьяти Новым 2024 годом, я и не думала, что в январе буду гулять с ними по улицам города Монцы. 8 января позвонила Лиля и спросила, могу ли я приехать к ним на месяц, помочь с детьми, пока Сильвио будет находиться в командировке. Лиля занята на работе и без няни ей было не обойтись. Конечно же, я с радостью согласилась.
Уехать из Молдовы в Италию возможно на автобусе — цена вопроса около 80 евро, и на самолете — около 100 евро за билет. Конечно же, самолет — это быстрее и удобнее.
Два часа полета — и я в Италии. В зале ожидания меня встречала Лиля. 40 минут езды на машине и мы в городе Монце.
Монца. Проспект Corso Milano, ведущий в исторический центр.
Моя работа
Мне выпало поработать «Вaby sitter» — няней детей. В мои обязанности входило ухаживать за ребятами, помочь подняться, одеться, позавтракать, проводить в садик. После школы у Ренато запланировано посещение развивающих занятий и кружков. Джессику надо было забрать из детского садика и вечером заниматься с ней: играть, учить буквы, рисовать. Приготовить ужин, покормить и уложить спать.
Время, проведенное в Италии пролетело очень быстро. Мне понравился теплый климат, возможность зимой ходить без шапок и не зябнуть. Еда — здоровая, полезная, которая готовится на оливковом масле. Практически на каждой бутылке натуральной воды указан PH, вода из крана чистая и вкусная. Воздух — его качество идеальное для большинства людей. Я получила возможность подтянуть язык, который очень люблю с самой юности. Вообще, итальянцы считаются одной из самых общительных и дружелюбных наций. Когда идешь по тесным городским улочкам или делаешь покупки на уличном рынке, создается ощущение, что все друг друга знают.
Мне удалось увидеть достопримечательности Монцы, посетить хорошие рестораны. В целом моя поездка принесла много приятных впечатлений.
Но мне хотелось не просто побыть здесь месяц и уехать домой. Было интересно пообщаться с другими людьми, которые здесь работают. Надо сказать, что за это время мне удалось услышать много чего интересного, с некоторыми из рассказов я поделюсь. Они открывают Италию с другой стороны.
Мириан: «Жить стало намного труднее»
С Мириан я познакомилась в поезде, когда ехала в Милан. Представилась журналистом и попросила рассказать о себе, о жизни, о работе.
Мириан 60 лет. Приехала в Италию в 27 лет из Уругвая.
С Мириан на железнодорожном вокзале.
— Я всегда мечтала попасть в Италию. Были девяностые годы, Италия тогда была совсем другой, в обиходе были лиры, все было намного дешевле. Я не боялась переезда, незнания языка. Мой родной язык — испанский, он похож на итальянский, поэтому язык я выучила быстро. Вышла замуж, родила дочь. Когда возникла проблема денег (муж зарабатывал не так уж много), я устроилась на работу.
Работала в Casa di riposo («Casa di riposo» — это учреждение длительного ухода для пожилых людей либо лечебно-реабилитационный центр для престарелых или людей с ограниченными возможностями — «СП»). Тогда еще там можно было работать, не имея медицинского образования. Работа была несложной и очень мне нравилась. У меня была договоренность с семьями, у которых дети отдали родителей (в одной семье папу, в другой — племянники тетю) в это заведение. В мои обязанности входило: приходить по утрам, помогать после завтрака выводить на прогулку, сопровождать, гулять, разговаривать и так далее. То есть разнообразить досуг и составить компанию. Позже возник закон, не позволяющий работать без медицинского образования, поэтому мне пришлось уволиться.
Работала в Милане, в отеле. Там уже было сложнее. Давалось определенное время на каждую комнату. Когда заходишь, сначала берешь все необходимое для уборки. Там был большой шкаф с моющими средствами, оттуда складываешь себе все, что необходимо, и приступаешь к работе. Был специальный журнал, в котором записывалось: кто из клиентов еще остается, а кто выбыл. Комнату, из которой выехали, необходимо было отдраить до блеска. У хозяйки были белые перчатки, которыми она контролировала пыль: надевала и проводила пальцем вверху на шкафах, на светильниках, люстрах.
Потом я развелась. Пришлось уехать из Милана, живу в пригороде. Работаю так же на уборке. Каждый день убираю несколько домов. Жить стало намного труднее, в Италии большой наплыв иностранцев, большая конкуренция. Некоторые сбрасывают цену, лишь бы где-то работать. После того, как в обиход вошли евро, цены выросли вдвое. Раньше зарплату удавалось копить, сейчас все уходит на квартиру, услуги и еду.
Анатолий: «Самое страшное — период без работы»
С Анатолием познакомилась совершенно случайно. Уже будучи в аэропорту, прошла паспортный контроль, и оставшееся время перед вылетом необходимо было переждать в определенной зоне аэропорта. Там несколько человек, ждущих рейс Милан — Кишинёв, разговорились, я присоединилась.
Анатолий рассказывал, как приехал в Италию нелегалом. Сам он из села в Украине под Черновцами.
Анатолий говорит, что сейчас счастлив.
— Я приехал в Италию 18 лет назад. Вначале было очень трудно, очень. Помогло выжить то, что в Милане есть «Pani cotediani»—такие места, где безработным дают продукты и одежду домой. Каждое утро я объезжал три таких места, брал продукты, и это позволяло мне выживать.
Сейчас я уже устроился хорошо. Около 8 лет работаю в большой клининговой компании. Фирма занимается уборкой офисов и лестничных площадок. У меня лично с утра уборка офиса, потом три лестницы. Офис достаточно большой — 15 кабинетов плюс три зала для совещаний, там мы работаем вдвоем с коллегой. На уборки лестниц прихожу уже сам.
Есть дома, в которых убираю уже пять лет. По Милану передвигаюсь на своем электровелосипеде. Снимаю комнату в квартире, другую комнату снимает молодая семья. Так экономнее, чем самому снимать всю квартиру, есть возможность отложить денег.
Самое хорошее событие, которое произошло со мной здесь, — я вылечился от болезни, от эпилепсии. Я заболел после армии, проверялся и в Киеве, и в Черновцах. Предлагали делать операцию на мозг, но предупредили, что могут быть три исхода: положительный, летальный или возможно остаться на всю жизнь умственно больным и «смеяться каждому столбу». Я ответил, если бы не было третьего, если бы было или удача, или смерть, то я бы согласился на операцию. Но третий пункт меня напугал, и я отказался. Обратился к итальянским врачам вскоре по приезде сюда. В Милане есть поликлиника для иностранцев, для тех, кто без документов. Там мне назначили лечение, как показало время, очень хорошее и эффективное. На сегодняшний день я здоров, у меня нет приступов, я счастлив…
Самое плохое в Италии — это период без работы. Из всех лет пребывания здесь где-то 5 лет я нигде не работал. Вот этот период безработицы, неуверенности в завтрашнем дне, нелегальном пребывании, без документов, знакомых и родных и есть самый страшный и трудный.
Наш Telegram t.me/gazetasp
Татьяна: «Я уезжала из Италии, как будто из тюрьмы вырвалась»
С Татьяной мы общались уже в Кишиневе. Сидя в очереди в поликлинике, можно услышать разные истории. Мне повезло: я оказалась именно в той очереди, которую заняла Татьяна, и поэтому — плюс еще одна история в мою копилку.
Татьяна говорит, что в Италию больше не вернётся. Фото из личного архива
— Я родом из Единец, сейчас живу в селе в Единецком районе. У меня пятеро детей, много расходов. Особенно тяжело в зимний период, когда запасы продуктов и закруток, сделанные за лето, таят на глазах и катастрофически не хватает денег. Когда позвонила кума и спросила, не хочу ли я поехать в Италию на работу, я долго не раздумывала. Не смущало то, что не знаю язык, что никогда там не была, что оставляю детей на мужа. Нужны деньги — это решило все.
Собралась за день, поехала на автобусе. Двоюродная сестра моей кумы встретила меня на своей машине, привезла к работодательнице. Городок небольшой. У работодательницы там свой бизнес — В@B («Bed and breakfast» с английского «Кровать и завтрак» — вид мини-гостиницы, существующий в разных домах, в которых из услуг для посетителей предлагаются ночлег и завтрак — «СП»). Сказать, что мне было трудно — это ни о чем. Мне было ужасно трудно. Во всех планах — и физически, и морально. Я не знала язык, я никогда не работала на уборке помещений, я не знакома с итальянскими моющими средствами, у меня дома нет сушки для белья.
Помню, как первое время орала на меня хозяйка! Но и не выгнала. У нее выхода не было — за деньги, которые она платила, там никто не задерживался, у нее, как я поняла позже, постоянно менялись работницы. Она кричала, потом показывала, как делать, если я ошибалась, снова кричала… Общались при помощи переводчика на телефоне.
В отеле комнат было около 10. Если жильцы уезжали, то надо было там все вылизать, если жили те, кто снимает на несколько дней, то там просто надо было освежить комнату: убрать ванную, кухню, заправить постель, помыть пол. Были комнаты, которые снимали постояльцы годами — там уборка проводилась раз в неделю.
Также я отвечала за террасу и дом, в котором проживала сама хозяйка со своей семьей и домашними питомцами. Там тоже надо было убирать. Нагрузка была неимоверная. К концу дня я ног не чувствовала. Гудели ноги, болели руки, кружилась голова от избытка информации. Вокруг никого, кто говорил бы на русском.
Первое время я только пила кофе на завтрак и к 9 вечера ужинала. Обедать не получалось, было очень много работы. Все комнаты были забиты. Люди приезжали и уезжали. Постоянно надо было менять постельное белье, стирать, гладить. Только глажке я посвящала часа два-три. Это сейчас я понимаю, что всё необходимо было обсудить заранее: во сколько начинается рабочий день, время на обед, до скольки работаю, какой день — выходной. Похудела так, что все вещи, в которых приехала, болтались, как на вешалке.
Потом, когда я уже втянулась, я могла подниматься в свою комнату и в одиннадцать вечера, могла после всех уборок в комнатах еще гладить. Я начала понимать язык. Сама уже планировала, что делать в начале, что оставить напоследок. Конечно, меня просили, чтоб я осталась еще работать, но я аргументировала все законом: могу оставаться в Италии только три месяца, потом надо вернуться домой. Я уезжала оттуда, как будто из тюрьмы вырвалась. Вы думаете, я еще туда вернусь? Нет, конечно!
Я заработала денег, но и кучу болячек приобрела. Сейчас в Кишиневе надо проверяться, лечиться. А это расход, на это тоже нужны деньги…
Италия, конечно, очень красивая страна. Но туда надо приезжать туристами. Чтоб не убирать такие комнаты, в которых я работала, а снимать их. Погулять спокойно, поехать на море, поехать а Рим, Милан, Венецию, — заключила Татьяна.
Ольга Зенченко-Мигалуш
Фото автора
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.