- Серьёзная Проблема
Бельцкая больница просит церковь освободить помещение: из-за чего скандал
В помещении Бельцкой клинической больницы с 1999 года работает часовня, в которой почти ежедневно проводятся службы для пациентов больницы, медицинских работников и жителей микрорайона. 26 сентября стало известно, что она закрывается по инициативе руководства больницы. Возник конфликт между директором больницы Георге Брынзой и настоятелем церкви Святого Пантелеймона отцом Анатолием Спэтару.
Что произошло? В чем причина такого решения и возникшего конфликта? Корреспондент «СП» Нелли Ланская выслушала обе стороны.
«Отключили свет и газ, не предупредив»
Отец Анатолий возмущен принятым решением и считает его незаконным. Он рассказал о том, как была создана церковь при больнице:
— Я вообще не понимаю, почему возник конфликт. В этом помещении идут службы с 1999 года. У нас есть документы, которые позволяют это делать. Есть соглашение между церковью, больницей и Министерством здравоохранения. Последний договор был заключен в 2021 году. Нам дали это помещение в пользование.
В 1999 году было письмо от тогдашнего министра здравоохранения г-на Хотиняну митрополиту, чтобы создавать церкви при больницах по Молдове. Был список, где можно обустраивать церковь. В то время директором больницы был г-н Кетрарь. Он получил распоряжение предоставить помещение для церкви. По указу митрополита меня отправили в Бельцы, чтобы создать церковь при больнице. Мы создали церковь при больнице с помощью людей, — вспоминает отец Анатолий.
Отец Анатолий считает, что все эти годы церковь работала без проблем, приносила пользу прихожанам и облегчение больным. Проблемы, на его взгляд, появились после того, как стала известна роль его супруги в разоблачении лидера партии «Шор» Илана Шора и снятия иммунитета с двух депутатов парламента.
— Во вторник отключили свет, не предупредив. Потом прислали письмо. Причем свет отключили раньше, чем указано в письме, на три часа. Я оплатил долги за электроэнергию, воду, интернет. Звонил главному энергетику и просил включить свет. У нас должна была быть праздничная литургия, посвященная дню Воздвижения креста Господня. Звонил г-ну Брынзе, хотел попросить, чтобы включили свет и дали нам возможность провести службу.
На следующий день был в кабинете [у директора больницы] и просил, чтобы дали свет. Он мне сказал, что сделать этого не может и что это распоряжение министерства — освободить это помещение. Церковь должна освободить помещение, чтобы установить медицинскую аппаратуру. Считаю, что это предлог, потому что есть проблемы у матушки после ее участия в известных событиях. И все происходящее тоже связано с этим. По этой же причине отключили и газ, потому что директор «Бэлць-газ» от партии «Шор», — уверен отец Анатолий.
О роли супруги отца Анатолия Арины Спэтару в расследовании против расформированной партии «Шор» читайте здесь:
Арина Спэтару выступила в роли экс-депутата, которого вербовал Нестеровский
На вопрос корреспондента «СП», почему службы не проводятся в новом храме на территории больницы, отец Анатолий ответил:
— Мы на неделе служим в маленьком храме, большие праздничные службы служим в большой церкви. Мы не можем перейти туда полностью, потому что там еще много работы. Мы не вправе там служить, потому что храм не освящен.
Этот храм мы построили по требованию людей, которые живут в том районе. В 2003 году пришли ко мне люди и просили строить храм. В течение трех лет я бегал по инстанциям, удалось решить проблему с землей, и начали строить. Храм строился на средства прихожан, но проводить там полноценные службы мы еще не можем. Он не оборудован всем необходимым и не освящен. Мы для проведения большой службы просто ставили стол и выставляли на нем необходимые атрибуты. Церковь не готова, там еще очень много надо сделать, — считает священнослужитель.
Отец Анатолий считает, что церковь при больнице очень нужна.
— Люди в маленькую церковь тоже приходят и с улицы, и мы не можем остановить людей, чтобы они не пришли на молитву. Но в основном эта церковь, конечно, для больных. Начиная с четверга вечера и до воскресенья там постоянно идут службы.
Были случаи, когда я крестил там пациентов уже в возрасте, проводил обряд венчания. Людям это очень важно, особенно когда они находятся в непростой ситуации, — делится настоятель церкви.
«Воспринимаю это как гонение на церковь, и я оттуда не уйду!»
Для того чтобы освободить помещение, отцу Анатолию дали 15 дней, но он собирается бороться против этого решения всеми доступными средствами.
— Мне дали 15 дней, чтобы освободить помещение. Я это воспринимаю как гонение на церковь. Это своего рода маленький эксперимент. Если получится закрыть эту церковь, они закроют все. Пока ни в одной больнице церкви не закрыли. ... Эта церковь в больнице нужна. Нигде не написано, сколько эта церковь должна там быть — год, или два, или миллион лет. Сроков нигде нет. Это даже не церковь, а молельная комната, которая оборудована соответствующим образом.
Будем обращаться во все инстанции: в министерство, административный Совет больницы, парламент, к президенту, в митрополию и даже пойдем в суд. Потому что они сами решили, что этот контракт недействителен. Договор о сотрудничестве между церковью Святого Пантелеймона и больницей был подписан на основании Закона о вероисповедании. Этот контракт подписали генеральный секретарь Министерства здравоохранения, директор больницы г-н Ротарь и настоятель церкви Анатол Спэтару. Затем он был подписан заместителем директора по хозяйственной части.
В самом конце написано, что любые изменения в контракте оговариваются сторонами и вносятся в письменном виде. Они не сделали даже этого, а просто говорят, что этот контракт недействителен. Просто так.
Г-н Брынза сказал, что я получу письмо из министерства, а на самом деле мы получили письмо за подписью г-на Брынзы.
Каждая церковь строится на деньги прихожан. Очень многие прихожане недовольны этим решением. Там только роспись церкви стоит 10 тысяч долларов, очень дорогой иконостас. Вложены не только деньги, но и слезы тех, кто это создавал. Это приход и это люди. Люди любят Храм Божий и сами его обустраивают и содержат. Батюшка только организует. Такого храма, как у нас, нет нигде. Если его закрыть, то прихожане встанут. Я оттуда не уйду. Это моя колыбель, я вложил в него душу и свою жизнь. Святой Пантелеймон никому не отдаст этот храм, — завершил отец Анатолий.
«Это помещение наше, оно не относится к церкви»
Директор Бельцкой клинической больницы Георге Брынза пояснил для «СП», что помещение, в котором сейчас находится церковь, принадлежит больнице и появилась необходимость освободить его в связи с установкой аппарата МРТ, которого столько лет ждали бельчане и жители всего севера республики.
— Не закрывается храм, который находится на территории больницы. Закрывается церковь в здании больницы, которая была открыта по временному соглашению. В связи с тем, что мы реализуем программу из европейского фонда, нам понадобилось это помещение. И в ближайшее время, возможно, до нового года, мы получим ядерный магнитный резонанс (МРТ), который стоит свыше 500 тысяч евро. И мы должны расположить его так, чтобы доступ к нему имели все: и люди из города, у которых в этом есть необходимость, и больные из больницы, у которых есть доступ к лифту: пациенты после травм, хирургического вмешательства. Больной же не может идти вместе с коляской, его доставляют на кровати. Поэтому аппарат должен находиться возле лифта. А возле лифта находится только это помещение.
Это помещение наше, оно не относится к церкви. У них есть новое помещение на территории новой церкви. Там есть и вода, и газ и тепло, есть все. У них есть все условия проводить красивую службу возле отделения приемного покоя, — уверен Георге Брынза.
Георге Брынза также сообщил, что между больницей и церковью не заключался контракт, на основании которого церкви предоставляется это помещение. А священнослужитель манипулирует людьми, чтобы остаться в здании больницы.
— Никакого контракта с больницей он не имеет, это ложь. Соглашение — это не контракт. То, что он имеет право обслуживать пациентов больницы, это не контракт. Он манипулирует людьми, чтобы добиться своего. Я буду действовать в рамках закона. Мы дали официальный документ, на основании которого он должен освободить помещение через 15 дней. Через 15 дней мы начинаем готовить помещение для МРТ. Все дела больницы решает директор больницы, — говорит Георге Брынза.
«Мы будем действовать в рамках закона Республики Молдова»
На вопрос корреспондента «СП», что будет предпринимать руководство больницы в случае, если церковь не освободит помещение вовремя, Георге Брынза ответил:
«Если не подчинится, то мы будем действовать в рамках закона Республики Молдова. Будет необходимость, будем вызывать полицию.
На территории больницы есть предприятия, которые работают по контракту. Они работают, потому что у нас есть контракт, даже если нам он и невыгоден. С церковью у нас контракта нет. Его соглашение не имеет никакой юридической силы, и он об этом прекрасно знает. Он манипулирует и пытается давить на меня с помощью СМИ. Это рейдерский захват помещения и территории больницы.
То здание, которое находится возле больницы, тоже построено не по закону. У него [отца Анатолия] есть своя территория, может, еще 10 метров возле церкви, но он зашел на нашу территорию. Он знает об этом прекрасно и тем не менее строил. Он думал, что будет здесь всю жизнь, но это не так», — сообщил свое решение руководитель больницы.
Говоря о ближайших перспективах, Георгий Брынза отметил, что «до нового года есть большая вероятность, что МРТ будет там установлен». Он отметил, что проводится международный тендер, выделены деньги и вопрос практически решен.
— Работы начнутся в ближайшее время, — заверил директор БКБ.
Нелли Ланская
Читайте также:
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.