- Следы Публикаций
Жительница Приднестровья нашла единоверцев в Молдове благодаря статье в «СП»
В «СП» из Приднестровья пришел отклик на статью о старообрядческой общине беспоповцев, опубликованную в октябре прошлого года с просьбой помочь связаться с наставником церкви для получения разрешения на паломничество. Наш журналист пообщалась с наставником общины и помогла наладить связь между двумя звеньями этой цепи. Об этой встрече и о том, почему служитель не стал святить привезённые паломницей иконы, мы расскажем подробно.
Прочитать статью об общине можно здесь: «По стопам прапрадедов»: как живёт единственная в Молдове старообрядческая община беспоповцев
«Завещаю вам непременно отвезти в храм икону!»
В «СП» обратилась жительница города Днестровска Слободзейского района в Приднестровье Татьяна Петровна Лаубер. В своем письме Татьяна рассказала, что намерена приехать в Единецкую старообрядческую церковь с тем, чтобы выполнить последнюю волю своей матери и освятить старинную икону.
Нам Татьяна рассказала:
— Моя мама, Елизавета Семёновна Федина, долгие годы прожила в Молдове и всю жизнь свою искала тут общины единоверцев: старообрядцев—беспоповцев, да так и не встретив их, после продолжительной болезни, умерла на моих руках 16 августа. Она из старинного старообрядческого рода беспоповского чина, родилась и молодость прожила в Башкирском селе Осиповка Ишимбаевского района. Это было чисто старообрядческое поселение, со своим уставом и порядком. Я и сама хорошо помню строгую деревеньку Осиповку, так как мы туда наведывались к бабушке, дедушке и другим родственникам. В Бога мама верила глубинно, каждой клеточкой по отдельности, душой, всем сердцем и целым естеством своим. Она была уверена, что самая чистая из православных — старообрядческая церковь, а самый честный чин соблюдается именно беспоповцами. Переселившись в Молдову в 1969 году, в Башкирию мама ездила несколько раз, и не столько даже, чтобы родных увидеть, сколько для духовного общения и очищения. В 2019 мама совсем состарилась и слегла. Болела она долго и тяжело, но старообрядцы умеют терпеть боль и держать удары судьбы, не на недуги она сетовала. Сильно омрачало ее последние дни то, что нет поблизости никого из близких «во кресте», кто бы мог поговорить с ней о вере, Боге и принять ее покаяния.
Уж сколько раз на смертельном одре находясь, как заклинание она повторяла: «Ищите общину, ищите наших, старообрядцев-беспоповцев, завещаю вам непременно отвезти в храм икону! Хоть на Украину езжайте, хоть в Россию, а хоть в Башкирию, только непременно после смерти моей икону нужно в храм свозить, а как сделаете все по чину, передайте ее Кристине, младшей своей дочери».
К сожалению о том, что в Молдове есть старообрядческая община беспоповцев, мы до недавнего времени не знали. Искали в интернете, где еще, кроме Башкирии и России (куда теперь добраться сложно), поблизости живут беспоповцы, чтобы наказ матери выполнить, а нашли на сайте «СП». Несказанно обрадовались, ибо не выполнить материнской последней воли для нас немыслимо, невозможно. Жаль только, что узнали поздно, совсем немного не дожила она до того момента, а то бы пригласили к ней наставника или других верующих из числа староверов, — рассказала Татьяна.
«Наша обитель открыта каждому нуждающемуся»
Журналист, помогая Татьяне установить контакт со служителями Единецкой общины, передала ее просьбу наставнику Василию Ивановичу Фокову.
— Кому действительно нужно в церковь, тот сам и не спросясь приходит — с нуждою, бедой или радостию — так знаем мы, так учили отцы наши, деды и прадеды. Наша обитель открыта каждому нуждающемуся, тем паче каждому старообрядцу. А так как живем мы просто, обособленно, и никого к себе не зазывая, то у нас никогда не было и нет ритуалов, связанных с паломничеством. Мы платы с паломников не взимаем, особенных требований ни к кому не предъявляем, — сказал наставник, добавив, — Плохо, что я приболел, но пусть приезжают, с открытым сердцем и всем миром, чем сможем, тем поможем.
В начале сентября Татьяна с супругом Борисом и близкими друзьями впервые переступила порог единецкой старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Встретил делегацию из Приднестровья родной брат и первый помощник наставника Василия, выполняющий также роль его заместителя Иван Иванович Фоков.
Решили, что по причине болезни наставника Василия Фокова все таинства проведет его помощник и заместитель Иван Фоков.
Познавательное паломничество: помощник наставника Иван Фоков рассказывает Татьяне о правилах и таинствах, которых испокон веков придерживаются в этой церкви.
«Икона действительно наша, старообрядческая»
Помощник наставника подтвердил древнее происхождение иконы:
— Икона действительно наша, старообрядческая. Она меднолитая, и у нас в церкви есть такая же, но только полная. Эта, что вы владеете — центральная часть триптиха из старинных трехстворчатых складней Деисус. Именно эти складни, одни из самых популярных у нас, старообрядцев. Они ходили среди верующих, начиная с XVIII века.
Действительно, похожи средние части триптиха: трехстворчатые складни Деисус (слева) Единецкой церкви и икона, привезенная Татьяной (справа)
«Освящать святое нет нужды»
На следующий день Татьяна со своей подругой Валентиной пришла в церковь.
Иван выложил на женской половине в Красный угол (полка с иконами на стене с восточной стороны) принесенные Татьяной семейные реликвии: три нательных старообрядческих креста и две иконы: одна из них та самая, материнская — старинная, меднолитая.
Иконы (выложили в Красный угол, возле них положили нательные старообрядческие кресты.
Иван Фоков долго общался с Татьяной, а потом сказал, что ни почистить, ни освятить привезенных Татьяной икон и крестов, он не может.
Служитель рассказал, что в современном мире церкви многих вероисповеданий проводят обряды очищения и освящения святынь, отметив, среди них есть те, кто и деньги на этом зарабатывает, но это в корне нечестно и не по писанию: «если обратиться к текстам святых книг, праотцами староверами сохраненных без поправок и изменений, да нам завещанных, нигде не найдете вы ни упоминаний, ни примеров того, что можно святить святое»
— К сожалению, я вынуждены отказать в вашей просьбе, и не стану освящать ни икон, ни крестов: нет и отродясь не было Чина такого, равно как и права.
Ведь что есть Крест? Он сам по себе святыня, а освящать уже святое, нет в этом никакой нужды. Тоже можно по отношению к иконе сказать. Обозначенная известным библейским именем, она несет честь своего первообраза. Поклоняясь и почтенно целуя ея, простой смертный от нея и получает освящение.
Представим: я человек грамотный, хорошо умею читать и писать и уже даже заканчиваю среднюю школу. И попадается мне в руки большой научный труд. Что на этом этапе я могу в нем исправить и чем дополнить, коли имею только самые поверхностные понятия? Вот и выходит, любое мое вмешательство не улучшит мудрого, выстраданного автором труда, а только навредит ему и испортит. Так и с со святынями нашими православными, — сказал Иван.
После этого он над иконами и другими святыми вещами совершил Молебен и прочитал «Канон Честному и животворящему Кресту».
Кадят староверы не кадилом, а кадильницею — медной чашей на длиной ручке, движения ведут только крестообразно.
Дары и сувениры на память
После того, как все задуманное на этот день было сделано по старообрядческому чину и закону, паломницы поговорили с Иваном Фоковым, расспросили о церкви, прихожанах, преподнесли дары: женские платки и деньги на нужды храма.
В свою очередь Иван в память о посещении церкви и ради оказания удаленной помощи в молитвах также сделал дары: книгу «Краткий молитвослов с молитвами на всякую потребу», святую воду и ладан, скрутик и фитили для лампад и много другого, без чего трудней настроиться на молитву сердцем.
Паломница в память о посещении церкви получила сувениры и дары.
Прощаясь с Иваном Фоковым уже за церковной оградой, Татьяна обещала не однажды вернуться.
Делясь впечатлениями о предпринятой поездке, Татьяна, сказала:
— Отправляясь в паломничество, моей основной целью было выполнить наказ матери и освятить икону. Я не рассчитывала, что в Единцах встречу людей, действительно полностью сохранивших старообрядческий уклад во всех формах его и ритуалах, истинных потомков истинного беспоповского чина. Они неподдельные, искренние и настоящие, они достойные последователи тех, чьи предки несли непоколебимую веру в Бога и неотступную веру в жизнь. Я очень рада, что люди эти, которые когда-то – очень давно скрываясь от гонений и скитаясь по миру именно тут, у нас, в Молдове обрели свой прижизненный рай, и что теперь я, с детства утратившая возможность посещать церковь своих отцов и дедов, могу приезжать в Единцы, чтобы бывать среди людей моей веры.
Наталья Тайшина
Фото автора
Читайте также:
«По стопам прапрадедов»: как живёт единственная в Молдове старообрядческая община беспоповцев
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.