- Сегодня Представляем
«По стопам прапрадедов»: как живёт единственная в Молдове старообрядческая община беспоповцев
В Единцах существует единственная в Молдове община старообрядцев, которая живет и служит в церкви без священников. 14 октября община отпраздновала Храмовый праздник церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Чем эта церковь отличается от других старообрядческих, как удалось через века сохранить традиции и обычаи, как в церкви можно обойтись без священнослужителя и чем живут сейчас члены общины, рассказывает её наставник Василий Фоков.
Старообрядцев в Молдове много. Они живут компактно, большие общины есть в Кишинёве, Тирасполе, Бендерах, Оргееве, Бельцах, Кагуле, Теленештах. Сёла Кунича и Валя Рэдоайей Флорештского района, Покровка Дондюшанского района, Сырково Резинского района, Старая Добруджа и Сакаровка Сынжерейского района, Егоровка и Новая Грубна Фалештского района — также старообрядческие. В Молдове они живут давно, с 18-го века.
И в Единцах живут старообрядцы, но община тут другая. О Единецкой старообрядческой общине нам рассказал её наставник Василий Иванович Фоков.
«Наша церковь, в первую очередь, — православная»
— Единецкая старообрядческая церковь относится к Древлеправославной Поморской церкви, беспоповской. Мы исповедуем Святую Троицу и Господа нашего Исуса Христа, при этом сохраняя все догматы и обряды дораскольной Древлеправославной церкви.
Старообрядцы на службе в единецкой церкви. Мужчинам — место справа, женщинам — слева.
Во-первых, и в главных, я настаиваю на этом, наша церковь — поморская, в первую очередь, — православная. Старообрядцами нас называют, чтобы отличать от других православных, так как служим мы как велось с давних времен, со времен Крещения Руси, по старому обряду. Предки наши не приняли церковную реформу, предпринятую в 1651-1660 годах московским патриархом Никоном и царём Алексеем Романовым и следующие за ней нововведения. Нововведения, вводимые тогда, касались важных ритуалов и догм: до реформы ходили вокруг храма «по солнцу», по новому уставу — против, до раскола говорили два раза «аллилуйя», после — три, наши предки крестились двумя перстами, но по новому уставу надлежало — тремя. Имя «Исус» в наших святых книгах написано с одной «и», а стали писать с двумя — «Иисус».
Двуперстие. Три пальца (большой и два последних) знаменуют Святую Троицу, а два (указательный и великосредний) — два естества Христа, где указательный — Божеское, средний — присгибается до уровня указательного — человеческое.«Мы поклоняемся старым иконам»
— В общем, было изменено множество обрядов, которые для церкви были важны. Но не только это стало истинной причиной раскола. Расколола Русскую православную церковь также попытка редактировать и изменять тексты святых писаний и церковных книг, приводя их в соответствие с греческими стандартами.
Без книг невозможно отстаивать веру, поэтому в общине собираются и бережно хранятся старинные богослужебные книги дораскольного периода.
Мы истово веруем, мы идем по стопам дедов и их прапрадедов, мы следуем за своим родом, радея за детей своих, и их наставляем на путь истинный. В определенное время я стал глубоко интересоваться историей и в очередной раз убедился, что правы были наши предки, исповедавшие старую веру и сохранившие в чистоте ее.
Судите сами: Русь приняла Крещение в 988 году при князе Владимире. Семь столетий с Крещения Руси наши предки жили по законам, которые им передавали отцы, деды, семь столетий церковь ревностно защищала эти законы. И понятно, что когда на Руси насильно пытались насадить новые правила, когда было объявлено, что осенять крестом себя надо щепотью, а не как, по преданию, крестились Христос и апостолы — двуперстием, что службу надо править так, как правят на западе, церковь раскололась на старый и новый обряды.
Сегодня старообрядчество разделено на две большие части — старообрядцы, принимающие священство, у которых трехчинная иерархия, мы же относимся к беспоповцам, у которых нет священников.
Наши предки были преданы, гонимы и измучены, за сохранение старой веры многие во времена Никона были убиты, изуродованы, за веру отрезали уши, носы, языки, отсекали руки, подвергали проклятиям и анафемам. Государство и священство преступили закон божий, закон человеческий и перед лицом праотцов наших лишились божественной благодати, поэтому и ушли староверы скитаться по миру, поэтому отказались и от Родины, и от священнослужителей.
Моленная. Рядовые службы проводятся тут.
Я часто сталкиваюсь с мнением, мол, не столько важно, молишься ли ты, а важно, веруешь ли, но это не так. Господь говорит: «Кто Меня любит, тот живет по моим законам». Вот и наши предки, следуя исконно русскому чину, который произошел из византийского, отказались принимать новые церковные изменения и западные обычаи, принятые в кулуарах, без соборного решения, и тем паче насильно.
По сей день мы служим по старым дораскольным текстам и книгам, сохраняя древнее Зна́менное (или крюковое) пение, запрещенное к исполнению в церкви в 1649 году, поклоняемся старым иконам, чтим и сберегаем истинное, нереформированное, спасительное двуперстное православие, которое было до XVII века на Святой Руси.
Старообрядческий восьмиконечный крест внутри четырехконечного креста — символ искупительной жертвы Христа, через него, уверяет наставник Василий Фоков, ниспосылается спасительная Благодать Божья.
«Для веры не нужен ещё посредник»
— Невозможно во всех красках полноценно описать нашу жизнь, культуру и традиции, и нет такой формулы, по которой непосвященный мог бы понять, откуда и как мы черпаем свой духовный эликсир. Духовность нельзя насадить, можно только перенять, — отвечу я каждому, — передать от сердца сердцу. А вот пояснить, почему мы до сих пор живем без попов, просто.
Наши отцы и деды нас научили, что единый посредник между Богом и человеком есть Христос — Бог и Человек, и истинному христианину для веры не нужен еще посредник, ведь сказано: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Исус». Если задуматься, вера ведь не в стенах храмов живет, не под куполами прячется, а в душах людей, и посему церковь — это собрание людей, а не организации с юридическим статусом: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Обряд обручения. Жених и невеста одеты в праздничные традиционные русские наряды.
Так как предки наши отказались от священнослужителей и попов, за порядком в общине и церкви наблюдает наставник, или духовный отец, главная обязанность которого — молитва и совершение богослужений. Наставник следит за исполнением паствой церковных правил и заповедей Божьих, совершает таинства крещения и исповеди, благословляет браки, учит, как поступить по учениям святых отцов и на основании Божественного писания, разъясняет суть церковных правил. Так по слову апостола Павла и следует, что не священниками были учителя: «Учитель аще и мирский человек будет, искусен же слову учения, и нравом чист, таковый да учит, будут бо рече вси научени Богом».
«Наставник — лицо выборное»
— Наставник у нас лицо выборное, утверждает его община. Порядок поставления наставника у нас соблюдается издавна. Обычно наставники приближают особо ревностно служащих из числа прихожан церкви, обучая их читать на старославянском, петь, мыслить. Из этих приближенных позже наставник назначает преемника.
1993 год. Воскресная школа. Наставник Кир Миронович Вишняков обучает чтению нынешнего наставника Василия Фокова. Фото из архива Василия Фокова
Наставничество у нас — это отдельная, славная история. С начала XX века и до 1922 года нашу общину возглавлял Мирон Кондратьевич Вишняков, затем Сергий Евдокимов. Опосля наставником, около 40 лет, был Нестор Миронович Вишняков, сменил его Максим Сергеевич Евдокимов. В 1974–2006 годах общину возглавлял Кир Миронович Вишняков, а после его смерти наставником стал я, Василий Иванович Фоков.
2002 год. На этой фотографии из мужчин — наставник Кир Миронович Вишняков и два его ученика: крайний слева Василий Фоков, а рядом — Василий Давыдов. Он также служит в старообрядческой Древлеправославной общине Санкт-Петербурга. Фото из архива Василия Фокова«Мы свою веру не рекламируем»
— Каков приход, не меряем — где-то 300 семей живут в Единцах, а сколько по миру расселились, как посчитать? Об одном приходится сожалеть — времена гонят людей на заработки, в другие страны, староверы разъезжаются, а потомки становятся все более светскими.
Часть Единецкой общины. Фото предоставлено Василием Фоковым
Сколько помню себя, наша община живет своей жизнью тихо, мирно и обособленно. Мы в свою веру никого не обращаем, никак её не рекламируем: кому нужно, сам придёт, а других нам и не надо. Сохраняя чистоту веры, молимся, почитаем старших, отказываемся от алкоголя и недостойных одежд. Наши юноши и девушки женятся на своих, предпочтительно из старообрядцев, либо до заключения брака непосвященным — избраннику или избраннице — требуется принять крещение.
Испокон веков вера наша стоит на трех опорах: молитва, смирение и чистота — нравственная, душевная, телесная — и работа. С молитвой мы просыпаемся, молитвой начинаем любое дело, сказав молитву, спать ложимся, соблюдая ежедневное богослужение суточного круга.
Постимся мы по всей строгости церковного устава. Без поста верующему человеку нельзя. Как жилище периодически нуждается в тщательной уборке, так и душа через время должна очищаться от грязи, которую в жизненной суете собирает каждый. Больших постов четыре: Великий — перед днем Святой Пасхи, Петров — перед днем Святых апостолов Петра и Павла, Успенский предшествует Успению Пресвятой Богородицы и Рождественский — перед Рожеством Христовым. За требы: крещение, исповедь, причащение, венчание, отпевание, погребение, освящение дома, колодца и другие молитвенные чины и последования — платы не берем, и десятину (десятую часть доходов — «СП») не требуем, но приветствуем.
«Живём мы скромно»
— Живем мы скромно, стараемся не выделять себя, не бросаться в глаза поведением, нарядами или обликом. Однако все же отличия, если приглядеться, есть.
Крест нательный носит каждый старообрядец. Носит под одеждами, не выпячивая и не бахвалясь, его редко увидишь. А коли и увидел, так по нему отличишь старовера: на нашем нательном кресте нет изображения Христа.
Женщины и в церковь, и в миру не надевают нарядов, открывающих постороннему взору более того, чем позволяют приличия. Старшие женщины не появляются на улице простоволосые, повязывают головы платками.
Мужчины, особенно в старшем возрасте, не бреют бороды, таким образом проявляя покорность Богу. Ведь человек изначально создан Богом «по образу своему» и посему, каким создатель нас создал, таким надо и быть.
На службу приходят в истинно русской одежде: кафтане или подпоясанной рубахе навыпуск (в каждой семье общины хранятся отцовские и дедовские косоворотки), женщины в сарафанах или платьях, скрывающих колена, в платках, заколотых под булавочку или завязанных на узел у подбородка. В повседневной жизни, конечно, верующие одеваются цивильно, каждый сам решает, как ему выглядеть, чтобы соответствовать общепринятому в обществе закону.
«Мы пользуемся мобильной связью и всеми видами техники»
— Естественно, что современный образ жизни откладывает влияние на нашу жизнь, как духовную, так и светскую. В отличие от наших предков, сохраняя веру, традиции и обычаи, мы не стремимся отгородиться от мира, успешно сочетая жизнь духовную и мирскую.
Например, встарь наши предки, защищаясь от вторжений со стороны внешнего мира, старались не обращаться к врачам за помощью. В общине врачевали болящих знахарки, использовались лекарства, изготовленные из трав и корений, но постепенно эти правила смягчались. Правда, по сей день есть еще среди наших женщин потомки знахарок, живут и помогают людям: дар и учение передается по женской линии по наследству. Они, как уверяют в общине, знают лекарственные свойства трав, магические свойства воды, камней, продуктов животного мира, умело используя для того, чтобы исцелять тело и душу: избавляют от простуды, ляка (испуга), от порчи и сглаза.
В общине также уже не одно десятилетие пользуются современными коммуникациями: смотрят телевизор, используют Интернет. Мы пользуемся мобильной связью и всеми видами техники, лишь бы это приносило пользу и не вредило нашей душе.
В начале 1970-х на старообрядческом кладбище построили «сторожку» для отпевания покойников. В 1974 году это здание освятили как церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Погост старообрядцев в Единцах. Надпись на вратах гласит: «Остановись, прохожий, помолись о мне, посети мой прах, ведь я уже дома, а ты в гостях».
В церкви много старинных икон, крестов, ставенок.
Свечи единецкие старообрядцы изготавливают из воска сами. Обычай зажигать огонь во время молитвы сохранен староверами и в знак того, что Христос — это свет миру. Старообрядцы светят лампады и свечи перед образами не только в церкви, но и дома.
Родной брат наставника Василия Иван Фоков часто помогает в церкви.
Наставник Василий после службы. В руках неизменная лестовка.
— Лестовка — это наши традиционные православные чётки, — пояснил Василий, — слово произошло от древнерусского слова «лествица», то есть «лестница». Лестовка внешне и напоминает гибкую лестницу, означая поступенное духовное восхождение и являя собой «меч духовный». Она незаменимая помощница в молитвенном правиле.
Лестовка помогает в молитвах.
Учение о Боге и душе — это самое важное, не имеющее цены наследие праотцов наших. По книгам: богослужебным, духовным, жизнеутверждающим — мы живем и молимся, их изучаем и цитируем, на них ссылаемся в спорах, по ним живем и служим, — подвел итог Василий Фоков.
Зна́менное пение. Старообрядцы-беспоповцы Единецкой общины.
Справка-Пояснение
Зна́менное пе́ние (крюковое пение) — тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи.
Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.
Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век.
Наталья Тайшина
Фото автора
Читайте также:
Забричанский Христорождественский монастырь: как живут монахи и зачем сюда едут паломники
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.