- Следы Публикаций
Подлинная история Ивана Колесова. Поисковики помогли найти семью комиссара, чьё имя носит улица в Бельцах
История Ивана Колесова, о которой в сентябре писала «СП», получила продолжение. В предыдущем материале мы выясняли, в честь кого названа улица Колесова и почему в документах там указано имя Елены. Выяснилось, что это ошибка и речь идёт о комиссаре Иване Колесове, который пал в боях за Бельцы в 1941 году. Однако подробной информации о нём в открытых источниках не было. Благодаря бельчанину Андрею Кожокарю, который увлекается военной историей, нам удалось связаться с семьёй Колесова и узнать подробности жизни и смерти комиссара.
Внучка Колесова: «Раньше мы посещали Бельцы»
Как писала городская газета «Коммунист» 9 мая 1965 года, у Ивана Колесова остались двое детей — сын Юрий и дочь Нелли. Сегодня их уже нет в живых. Но мы поговорили с одной из его внучек, Натальей Бакаевой.
По её словам, семья раньше поддерживала связь с Бельцами. По большей части — мама Натальи и дочь Ивана Колесова, Нелли Ивановна. Они приезжали сюда, участвовали в различных мероприятиях в память о войне. Правда, после смерти Нелли Ивановны контакты с Бельцами прервались.
— Меня зовут Бакаева Наталья Леонидовна. Я 1954 года рождения, мне 66 лет. Я внучка Ивана Минеевича Колесова. Моя мама, её уже нет в живых, в своё время очень активно общалась с бельчанами. Примерно в 1982 году мы вместе с сестрой приезжали в Бельцы. Это было зимой. Нас водили в музей. Были на воинском кладбище. Там был памятник Ивану Минеевичу. Но тогда вместо него стоял обелиск в виде пирамидки, как раньше ставили, со звёздочками.
В 60-е годы сестра моей бабушки начала поиски информации о нём. Она искала его однополчан. На то время я была школьницей.
Потом к нам приезжали его однополчане. Я даже помню некоторые фамилии — Маевский, Горошка, Шехтер, они с ним воевали. Тогда бабушка и мама очень часто ездили в Бельцы. У них было там много знакомых и друзей. Потом после распада Союза моя мама писала в бельцкую администрацию и спрашивала, сохранилась ли информация об Иване Минеевиче. Ей ответили, что всё сохранилось, в том числе название одной из улиц. Вот мы узнали, что все в порядке. Но связи с людьми уже не было.
У Колесова было двое детей: старший сын Юрий Иванович и дочь Нелли Ивановна. И у них четверо детей, то есть внуки комиссара: я, моя сестра Нелли и двое братьев, Михаил и Анатолий.
В нашей семье основной род занятий — медицина. Сын Ивана Минеевича, Юрий, был врачом. Вот мы по его стопам пошли. Его сын тоже врач, я врач и моя сестра врач, — рассказала внучка комиссара Колесова.
В поисках семьи Колесовых помогали поисковики-добровольцы в России
История о комиссаре Колесове получила продолжение благодаря бельчанину Андрею Кожокарю.
Он увлекается историей, в особенности Второй мировой войны. После прочтения материала «СП» о Колесове он заинтересовался этой темой, решил отыскать информацию. В итоге ему удалось выйти на поисковиков в России. Это добровольцы, которые изучают историю воинских захоронений и находят неизвестные могилы погибших в годы войны солдат для их идентификации и перезахоронения. При их содействии семью комиссара удалось найти.
— По второму высшему образованию я историк. В университете писал дипломную работу по приграничным боям в Молдавии июнь-июль 1941 года. Когда увидел статью в «СП» про Колесова, решил узнать больше. Информации о Колесове было немного. Но в статье было указано, что он фигурирует в некоторых документах как уроженец Рязанской области. В интернете нашёл поисковиков из Рязани. Они связались с центральным архивом Министерства обороны в Подольске. Удалось достать две фотографии комиссара Колесова.
Также выяснилось, что он уроженец не Рязанской, а Пермской области. После этого я увидел статью в газете «Коммунист» в бельцком архиве, где было указано, что после войны семья Колесова проживала в Волгограде. Там было написано, что сын Колесова, Юрий, поступил в Волгоградский мединститут.
Я начал искать в интернете кого-то с отчеством Юрьевич и фамилией Колесов. И нашёл врача-эпидемиолога Волгоградского военного госпиталя Михаила Юрьевича Колесова. Я никак не мог с ним связаться. Понятно, там сейчас борются с эпидемией. Но рязанские поисковики подсказали людей в Волгограде, тоже поисковиков. Так вот, они две недели ходили в тот госпиталь, не могли с ним связаться. Но в итоге смогли на него выйти. А через него уже нашли его сестер.
Статья в волгоградской газете «Наш горожанин», посвящённая Ивану Колесову. 2006 год. Фото: архив семьи Колесовых
Параллельно изучая историю комиссара Чонгарского 109-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии Ивана Колесова, я стал изучать и историю этого полка. Во-первых, не так много полков в РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) носили какие-либо названия. Обычно просто цифры. Этот полк отличился во время гражданской войны в Крыму, но это отдельная история.
В 1941 году он находился во второй линии обороны, вокруг Бельц. С 22 июня полк не принимал участия в боевых действиях. Уже 2 июля, когда началось генеральное наступление немецко-румынских войск, полк принял участие в обороне. К 7 июля штаб полка находился в селе Стурзовка. Командиром полка был Герой Советского Союза Афанасий Лапшов, который получил это звание как раз за оборону Бельц. Он погиб через два года на Курской дуге.
Бои полка вокруг Бельц проходили со 2 по 7 июля. Произошло это после того, как с фронта со стороны Фалешт и Унген была выведена 30-я горнострелковая дивизия из-за потери 2/3 личного состава — она уже была неспособна обороняться. Командира дивизии, генерала Галактионова арестовали за то, что он сдал позиции, и впоследствии расстреляли. Хотя после войны по запросу семьи было проведено расследование, и в итоге его имя восстановили, правда, уже посмертно.
После того как 30-я дивизия ушла с фронта, 109-й полк фактически остался один на бельцком направлении. Это со стороны Фалешт. А с другой стороны, Рышкан, также отступал 404-й полк, который понёс большие потери. Вот с 4 июля 109-й полк оборонял территорию от Маранден до Корлатен, то есть полукругом. В эти дни погибли два командира батальона.
После комиссара Колесова назначили командовать одним из батальонов. 7 июля он погиб. Правда, версии того, как он погиб, разнятся. Где-то описывается, что он возглавил атаку и погиб в ней. Есть и версия, что его ранили во время атаки, а погиб он после.
Красным отмечена граница территории, которую оборонял 109-й стрелковый полк, а чёрным маркером — примерное место гибели комиссара Колесова.
Один лейтенант описывал, что фельдшер полка Мария Варламова вынесла Колесова с поля боя и отправила одного солдата принести воды раненому комиссару из речки Копачанки. Вот этот лейтенант описывает эмоции солдата, который, когда принёс комиссару воды увидел, что на месте, где он его оставил, воронка от бомбы.
В этот же день полк отступил, и вечером 7 июля немецкие и румынские войска вошли в город, — рассказал Андрей Кожокарь
Собеседник добавил, что особую благодарность выражает поисковикам из Рязани и Волгограда Николаю Стрелкову, Алексею Царёву и Дмитрию Афанасьеву, а также всем, кто помогал в поисках семьи комиссара Колесова.
Подлинная биография Ивана Колесова
Иван Минеевич Колесов родился 1 января 1901 года в городе Кунгур Пермского края.
С малого возраста работал. В 15 лет трудился на Мотовилихинском заводе в Перми, где изготавливали сельхозтехнику, двигатели, артиллерийские орудия и снаряды. В 19 лет он был призван в Красную армию. С 1920-го по 1941 год, с трёхлетним перерывом, нёс военную службу. Он участвовал в гражданской войне, был задействован в ликвидации контрреволюционных групп басмачей в Удмурской и Каракалпакской АССР.
С марта 1920 по июнь 1922 года будущий комиссар занимал различные посты в ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем).
До 1923 года был политруком 35-го Царицынского отдельного дивизиона ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление, затем НКВД).
С 1924 по 1927 год служил в погранотрядах.
С 1931 по 1934 год работал политруком в полковой школе 92-го Ленинградского полка, 31-й Сталинградской дивизии.
После этого до 1938 года занимал различные должности в политбюро подразделений Тихоокеанского флота.
С июня 1938 по июль 1941 года Колесов был комиссаром 232-го и 109-го стрелковых полков 30-й дивизии.
Погиб 7 июля 1941 года во время боев за город Бельцы.
С чего начались поиски
В сентябре журналист «СП» разбирался, в честь кого на самом деле названа улица Колесова. В кадастре и в документах бельчан указана Елена Колесова, хотя известно было, что улица изначально носила имя Ивана Колесова.
В городском архиве мы нашли документ, в котором указано, что улица действительно названа именно в честь комиссара.
В примарии нам ответили, что в 2015 году, когда на муниципальном Совете утверждался список улиц, по всей видимости, произошла ошибка и её, улицу, могут переименовать обратно.
Как мы предположили, путаница возникла из-за того, что Елена Колесова (1920–1942) также известна как участник войны. Она была разведчицей, командиром диверсионной группы партизанского отряда специального назначения и погибла в Белоруссии. Но к Бельцам она не имеет никакого отношения.
Константин Хайретдинов
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.