- Страницы Прошлого
«Это было время романтики». Известный учёный поделился своими воспоминаниями о Бельцах
Профессор Новосибирского государственного университета, известный специалист в области математического моделирования волн цунами Леонид Чубаров рассказал о своём детстве и юности, проведённых в Бельцах. А также о том, как оказался в Сибири, где провёл большую часть своей жизни и добился больших успехов в научной деятельности.
В детстве носил мешки с деньгами
Леонид Чубаров родился в Бельцах 11 сентября 1948 г.
Родители Софья Абрамовна и Борис Захарович переехали в наш город из Харькова после войны. Отца направили на работу в Министерство торговли в Кишинёв, но, поскольку там жилья не было, его послали в Бельцы.
Семья жила в доме на ул. Ленина (сейчас Индепенденцей), 38. Это было двухэтажное здание, с магазином на первом этаже. Оно не сохранилось.
Мама работала бухгалтером в организации под названием Горпромкомбинат. Он объединял расположенные в разных районах Бельц несколько цехов: стекольный, механический, швейный, багетный и другие.
— В мамины обязанности, кроме прочего, входила выдача зарплаты народу. Поскольку цеха были разбросаны по всему городу, то это было непросто. К тому же до деноминации было очень много бумажных рублей. Я помню, как мы ходили с мамой в банк и получали деньги. Я, маленький, взваливал мешок с деньгами на плечи, и мы шли по городу в разные цеха разносить зарплату. Рабочие меня всячески поощряли. Стеклодувы выдували мне ёлочные игрушки. У меня до сих пор хранится колокольчик, подаренный мне этими ребятами. Можно сказать, заработанный.
Отец работал в Горторге начальником планового отдела, потом коммерческим директором. Горторг располагался в двухэтажном здании на углу улиц Достоевского и Ленинградской (сейчас ул. Шт. чел Маре).
— На первом этаже здания был радиомагазин. Первые телевизоры в Бельцах продавались именно там. В семьях почти ни у кого тогда телевизоров не было, поэтому мы с папой ходили в магазин смотреть футбол. Дома у нас телевизор появился только в 1961 году. Помню, как папа его привёз, мы смотрели и так удивлялись.
В 1961 году семья переехала в квартиру в доме по ул. Ленинградской, 28, рядом с собором Св. Николая. По воспоминаниям нашего собеседника, на первом этаже дома находился промтоварный магазин «Космос».
Математика как опера
В сентябре 1955 года Леонид Чубаров пошёл в первый класс школы № 2. Она находилась в здании на углу ул. Пушкина и Индепенденцей, где сейчас расположен шестой корпус университета.
— В начальной школе у нас была лучшая в мире учительница — Мария Васильевна Маслова. Класс был большой — человек 45. Со многими ребятами мы до сих пор дружим. Директрисой была замечательная Зинаида Амфимьяновна Дитятина. Она была очень строгой, и мы все её страшно боялись.
Любимой учительницей Леонида Чубарова была преподаватель русского языка Маэла Ароновна Кригман.
— Это удивительная женщина. Её отец был личным секретарём Ленина, а мать — большевичка-подпольщица в Румынии. Маэла — это составное имя от «Маркс, Энгельс, Ленин». Её матушка пользовалась большим почётом и на демонстрациях 7 ноября и 1 мая всегда стояла на трибуне. Трибуну тогда устанавливали на площади, напротив места, где сейчас находится «Молдтелеком». Маэла Ароновна была великой учительницей. Она нас, собственно говоря, и сделала. Всё, что мы понимаем в культуре, литературе и во всём, — это она.
Любовь к математике Леониду Чубарову заложил очень хороший человек и прекрасный учитель Николай Николаевич Ладыгин, который преподавал в среднем звене. Он прошёл войну, был ранен, прихрамывал. После ранения у него на голове была шишка, и ученики дали ему прозвище «Математическая шишка».
— В 8-м классе к нам пришёл математик Алексей Яковлевич Аршавский. Это был человек над миром. Он говорил: «Великие учёные доказывают великие теоремы, а мы с вами сегодня докажем теорему Виета! Это музыка! Это опера! Это Бизе!» Когда мы встретились в 1986 году на 20-летии выпуска, он вдруг сказал: «Я должен перед вами извиниться. Я неправильно преподавал вам математику». — «Что Вы такое говорите? Кто может лучше Вас?» — «Нет, не успокаивайте меня. Я виноват. На уроках математики я никогда не читал вам Пушкина…»
Пение в хоре — самое прекрасное дело
Леонид Чубаров учился в музыкальной школе, которая помещалась в двухэтажном здании по ул. Пушкина, где сейчас находится муниципальная библиотека. Школа и музыкалка располагались по соседству.
Здесь наш собеседник познакомился с одним из главных людей в его жизни — учителем по классу аккордеона Давидом Моисеевичем Ливерантом.
— В музыкальной школе есть такой очень противный предмет «сольфеджио» — по нему нужно было писать диктанты. Его преподавал чудесный человек — Юрий Сергеевич Дубровин, который играл на фаготе. Он прошёл всю войну, был ранен, и у него не было ноги. Это был человек удивительного юмора и таланта. Юрий Сергеевич ухитрялся наигрывать нам мелодии на фортепьяно костылём. Это было весело. Тем не менее с музыкальными диктантами по сольфеджио у меня было плоховатенько, но Давид Моисеевич сказал: «Приходи в хор, и все твои проблемы решатся». Я пришёл и понял, что пение в хоре — самое прекрасное дело. Когда поёте вместе, происходит что-то волшебное, — говорит Леонид Чубаров.
Давид Моисеевич Ливерант руководил ансамблем песни и пляски во Дворце пионеров и школьников имени Калинина, сейчас в этом здании находится загс. В хоре этого ансамбля Леонид Чубаров занимался несколько лет.
— Это был отличный коллектив с прекрасными солистами. Танцоры были элитой. Хореографию им ставил специально приезжавший пару раз в год Народный артист МССР Павел Андрейченко, солист ансамблей «Жок» и «Флуераш», позже снявшийся в фильмах Эмиля Лотяну «Лэутары» и «Табор уходит в небо». Музыку обеспечивали три замечательных аккордеониста — Миша Бланк, Гриша Теппер и Фима Шапиро.
На каникулах ансамбль Дворца пионеров ездил на гастроли.
— Директором Дворца пионеров была удивительная женщина Мария Матвеевна Горлевская. Она была невероятно пробивным человеком, добывала для нас транспорт. Мы ехали на нескольких автобусах. Я был на гастролях дважды. Один раз ездили с выступлениями по Западной Украине: Черновцы, Яремча, Стрый, Мукачево, Львов. Доехали до Ужгорода и всюду мы давали концерты. В другой раз мы ездили на гастроли в Одессу. Везде жили в школах. Нам в спортзале кидали маты, и мы были счастливы.
Программа концерта ансамбля песни и пляски бельцкого Дворца пионеров. 1965 г.
Мария Матвеевна создала во Дворце пионеров Клуб старшеклассников, в рамках которого проводились разные мероприятия.
— Одним из первых мероприятий был КВН между школами № 16 и 2. Командам было дано задание — написать песню. И тогда Григорий Теппер и Леонид Гойхман написали песню о Бельцах, которую исполнял Юрий Удалов. Песню от нашей школы написал Марк Грубарг, который сейчас является председателем еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга. Песня 16-й школы — более лирическая, медленная, а произведение Марика было более ритмичным, джазовым. К сожалению, всех слов я не помню, но начало было таким:
Город потонул в туманной дымке
Под багровым отблеском заката
В сердце грусть проникла невидимкой
И зовёт-зовёт меня куда-то.
Прощай, мой город,
Прощай родной,
Вернусь не скоро
К себе домой.
Но там, далёко
Мне не забыть
Город, где я
Научился ходить.
Фантастический класс в вечерней школе
По окончании 8-го класса Леонид Чубаров пошёл работать на завод электроосветительной арматуры слесарем-ремонтником и перешёл учиться в вечернюю школу.
— В вечерней школе у нас был фантастический класс. Там собрались чудесные ребята и очень сильные учителя. 11 учеников закончили школу с медалями. Математику преподавал Лев Маркович Лейзерман, а классным руководителем был физик Иосиф Ильич Мошкович. Сейчас родителям приходится тратить деньги на репетиторов. А эти два волшебных человека в течение двух лет, кроме обычных уроков, каждое воскресенье, в свой выходной, приходили решать с нами задачи. Сначала два часа с нами занимался один из них, потом уходил на рынок, приходил другой. Третьим в этой компании был историк Иван Осадчий. И никто за эти занятия никаких денег не брал, — вспоминает наш собеседник.
Школу он окончил в 1966 году.
В Сибирь за знаниями
Леонид Чубаров решил поступать в Томский государственный университет на механико-математический факультет.
— Это было время романтики. Ехали за знаниями, наукой, мечтали попасть в научные городки. Это было очень престижно.
К тому времени в Томске уже учились старшие товарищи из Бельц. У некоторых в Сибири жили родственники из тех, кто был выслан из Молдовы перед войной под предлогом «неблагонадёжности».
— Обычно экзамены в вузы начинались с 1 августа, а в некоторых университетах разрешали устроить предварительный отбор заранее. Один из старших товарищей, который учился в Томске, написал, что в этом университете экзамены начнутся 6 июля. Нас из Бельц собралась ехать большая компания. Предварительные экзамены увеличивали наши шансы на поступление, так как можно было потом снова попробовать свои силы уже в августе. Мы с ребятами приехали, пошли подавать документы, а нам говорят, что эти экзамены только для тех, кто целый год ходил на подготовительные курсы в университет. Но потом над нами сжалились и разрешили сдавать.
Поскольку Леонид Чубаров был медалистом, ему нужно было сдать только математику устно и письменно.
— Задачки, которые были на экзаменах, по трудности не шли ни в какое сравнение с тем, что мы решали со Львом Марковичем. Было даже смешно. Я ехал сражаться, а сражения не получилось.
В Томске Леонид Чубаров отучился три курса, а продолжил учёбу в Новосибирске.
— В Новосибирском университете традиционно 1 апреля устраивают праздник — День математика. В этот день на математическом факультете не учатся, устраиваются всякие мероприятия. В 1968 году в Новосибирск на День математика съехались представители университетов со всей страны. Я тогда учился на втором курсе и оказался на этом празднике в составе делегации из Томска. Этот весенний пьянящий воздух свободы новосибирского академгородка, остатки вольнодумства, которое здесь процветало в те дни, вложили в мою голову мечту о том, что если стоит где-то жить и работать, то только здесь.
На четвёртом и пятом курсах Леонид Чубаров уже учился в Новосибирске. Тогда руководителям кафедр прикладных специальностей в Новосибирском университете разрешали приглашать лучших студентов из других вузов с условием, что они будут заниматься прикладной наукой.
— В результате в нашей сборной группе были студенты из разных вузов страны: от Вильнюса до Владивостока. Правда, выяснилось, что программа обучения отличается и некоторые предметы за предыдущие курсы, которые мы не изучали, нам надо было сдавать дополнительно.
По окончании учёбы Леониду Чубарову предложили остаться в университете и учиться в аспирантуре. Диссертацию он защитил по теме «Численное моделирование волн цунами». Главная задача научной работы — предотвратить или снизить негативные последствия одного из самых опасных и разрушительных стихийных бедствий.
Сейчас Леонид Чубаров — доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического моделирования механико-математического факультета Новосибирского государственного университета, главный научный сотрудник в лаборатории анализа и оптимизации нелинейных систем Института вычислительных технологий Сибирского отделения Российской Академии наук.
Последний раз наш собеседник был в Бельцах в 2015 и 2016 году, навещал друзей.
— Мы ходили по городу и искали знакомые места. Я побывал в здании школы. Внутри почти всё осталось, как было. Полы из мраморной крошки, сильно отполированные. И когда их уборщицы мыли, можно было прокатиться из одного конца коридора в другой. Обидно, что покрасили перила лестниц чёрной масляной краской. Они были каменными и скользкими, по ним можно было скатываться. Только в одном месте остались старые перила — с первого этажа в подвал. Сходили на городское озеро, где в детстве купались и ловили рыбу. Раньше оно состояло из двух частей и были косы, на которых мы загорали. Я даже был в квартире, в которой мы жили с 1961 года. В 1967 г. родители переехали в Ташкент к старшей сестре, в тот год я последний раз был в этой квартире, когда приехал на зимние каникулы.
Леонид Чубаров — активный член группы в фейсбуке «Снимки Памяти», где с удовольствием делится своими воспоминаниями о городе и размещает фотографии детства и юности, связанные с Бельцами.
Наталья Петрусевич
Фото из личного архива Леонида Чубарова
Читайте также: Как бельчанин стал артистом Большого театра
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.