- Сегодня Представляем
Бельчанин создаёт сложные модели парусников. И вынужден их продавать, чтобы заработать на лечение
Бельчанин Олег Шабан рассказал «СП» о своём довольно редком увлечении моделированием парусников.
«Журналы приносили пачками»
Увлечение моделированием возникло, как рассказывает Олег, ещё в детстве, начинал он с бумажных моделей.
— У меня врождённая дистрофия мышц. У сестры был такой же диагноз. Родители выписывали и покупали различные журналы, приносили их пачками, чтобы мы не чувствовали себя обделёнными и для самообразования. Началось с вырезок из журнала «Юный техник». Моделировал всё подряд, а как-то раз попался номер журнала «Моделист-конструктор» с чертежами парусника. Мне понравилось, и я решил попробовать.
Работа с деревянными моделями кораблей, однако, требовала определённых навыков.
— Когда мы однажды поехали в гости к родственникам в Россию, мамина двоюродная сестра подарила мне учебник для краснодеревщиков. Помню, мама, когда бегло изучила его, сказала: «Ну не знаю, получится ли у него, — руки слабенькие». А когда приехали домой, тут у нас в доме, прямо под нами хозяйственный магазин был — и нам попался набор штихелей, который купили для работы с деревом. И я упрямо начал резать дерево.
Набор штихтелей, купленный родителями еще в юности, используется до сих пор.
Супруга Олега показывает резную шкатулку — одну из работ, сохранившихся от этого юношеского увлечения. Потом он занимался и инкрустацией.
«Нравятся корабли с историей»
По какому критерию выбирается следующая модель: красота парусника, сложность работы или легендарная история? Однозначного ответа Олег не даёт: «Ляжет на душу — тогда берусь. А бывает, что дарят набор. Но вообще нравятся корабли с историей».
— Первый мой деревянный корабль — парусный военный шлюп «Мирный». Если вы помните историю, были два известных шлюпа — «Мирный» и «Восток», которые входили в состав экспедиции, открывшей Антарктиду. Чертежи мы заказали из Ленинградского военно-морского музея. Это можно было сделать через ДОСААФ и получить наложенным платежом. Вручную изготавливал каждую деталь. С энтузиазмом за полтора года собрал парусник. А потом решил, что они должны быть в паре, и принялся за «Восток»».
10 лет на фрегат «Паллада»
Командовать этим красивейшим кораблём XIX века, оснащённым множеством новинок кораблестроения, был назначен один из лучших офицеров того времени — капитан-лейтенант Павел Нахимов. Известный русский писатель И. А. Гончаров, входивший в личный состав фрегата, вместе с экипажем посетил Англию, некоторые страны Африки, Китай и Японию.
— Попались чертежи фрегата в журнале «Моделист-конструктор». Я переложил их на ватман в масштабе 1:100. Материалы папа доставал. У папы был друг, он работал в своё время на мебельной фабрике и передавал обрезки шпона, кусочки фанерки. В то время у меня был токарный станочек, тогда для детей такие делали. На нём я оттачивал пушечки и другие детали.
Я начал работу в 90-м, а закончил в 2000-м. Работа шла долго, потому что каждую деталь нужно было изготовить и подогнать вручную. И ещё я четыре года над ним не работал, потому что парализовало отца и нужно было помогать матери.
Эта модель — последний «самодел», который Олег хранит у себя.
«Иногда нужна передышка»
Работа над моделями, как признался Олег, останавливалась из-за обстоятельств личной жизни, когда было не до кораблей. Но бывает, что на краткое время модель нужно оставить. Зачем? «Чтобы взгляд не замыливался», — объясняет моделист.
— Каждый корабль по-своему уникален, и к каждому нужен свой подход. Иной раз делаешь его, делаешь, но работа почему-то не идёт. И не поймёшь — почему. И тогда нужно оставить ненадолго работу.
Случается, что взгляд замыливается. Супруга смотрит — всё нормально, а мне чего-то не хватает, и работаю. А потом гляну — слишком много лака нанёс. И приходится брать шкурочку и счищать.
Увлечение Олега поддерживает супруга. Фото: Сергей Пузик
Сейчас, например, для передышки Олег изготавливает модель танка и выбрал снова с историей.
— Ради передышки между деревянными кораблями люблю собирать модели из пластика. И то не всякие. Это танк Т-34 — тоже с историей, была такая танковая колонна «За Советскую Молдавию».
С удовольствием Олег работает и над моделями пластмассовых кораблей.
— Брат супруги подарил модель пиратского корабля. Это «Черный лебедь» — прототип «Черной жемчужины», ставшей широко известной благодаря фильму о Джеке Воробье. Я создал блог (homeshipyard.blogspot.md), где разместил пошаговую сборку этого и других моих кораблей».
Парусник из коробки
Привлекают Олега и специальные наборы деревянных кораблей. Сейчас, когда в руках уже нет прежней силы, они позволяют не бросать увлечение.
Одна из готовых «коробочных» моделей — французский линейный парусный корабль «Мираж» эпохи Людовика XIV, который привлёк своей дворцовой роскошью, — тоже находится в «рабочем кабинете» Олега. Над ней он работал три с половиной года.
На «Мираже» порядка полутора тысяч узлов.
То, что каждую деталь не приходится изготавливать самому, конечно, удобно, но от этого процесс моделирования не становится менее трудоёмким и творческим. Бывает, приходится, как говорит Олег, исправлять ошибки и недочёты изготовителя.
— Производитель набора порой косячит: они нарезали, как мы говорим, дрова, а ты, что хочешь с ними, то и делай. Пришлось разбирать, например, фонари, было много лишнего клея. Когда стал полировать их на больших оборотах — начали плавиться. Я думал, это оргстекло, оказалось — пластик. Руки опустились. Есть специализированные сайты, где можно заказать детали отдельно, но выходило очень дорого. Через пару дней встал с утра и решил попробовать исправить всё вручную разными видами шкурки и пастой ГОИ, и пошло дело. На один фонарь уходило по 3–4 дня.
Ещё и золочёные фигурки были в ненадлежащем виде, поэтому прежний владелец набора и отказался от этого корабля. Я все фигурки очистил и заново покрыл сусальным золотом. А когда всё было готово, человек, можно сказать, даже позавидовал работе.
На готовую модель Олег решил не вешать парусов. «На флагмане очень много мелких красивых вещей, и паруса их просто бы скрыли. У моделистов так: когда хочешь выделить деталировку палубы, паруса не навешиваются или если есть, то в собранном виде», — объясняет он, уточняя, что для данной модели использовались различные виды ценных пород дерева: африканского ореха, самшита и пр.
Готовый набор, повторяет Олег, оставляет простор для экспериментов. Обычно реечки, которыми обшивается скелет корпуса, он вымачивал, а затем придавал форму утюгом. «А однажды взял плойку жены (у неё две было) и с её помощью гнул обшивку корпуса. Получилось хорошо».
Судьба кораблей
В небольшой комнате, которую Олег называет рабочим кабинетом, стоят два его корабля. Больше не поместить. В секретере хранятся ещё модели самолетов и коллекция «моделей» — машины, которые собирал в детстве.
Большую часть своих кораблей Олег раздарил друзьям, что-то пришлось продать, например, когда слёг отец и нужны были средства.
Моделирование для него — не только увлечение, но и самая прочная связь с миром.
— У меня врождённая дистрофия мышц. До 30 лет я передвигался самостоятельно, сам спускался на улицу. У папы была машина, он же научил меня водить, у меня 20 лет стаж вождения. Потом из-за ряда трагических факторов болезнь начала прогрессировать. Умер папа, потом через два года мама, потом бабушка. В общем, в течение 5 лет я похоронил всю свою семью. Это привело к тому, что я сел на коляску и теперь передвигаюсь только так. Теперь моя улица — это балкон.
Дистрофия влияет на мышечную деятельность всего организма. Появились проблемы с сердцем. Очевидно, началась дистрофия миокарда, и сердце недокачивает. Нужно дорогостоящее лечение, поэтому хотел бы продать готовые модели.
Олег говорит, что при других обстоятельствах и не подумал бы продавать свои корабли. Но сейчас у него нет иного выхода. И для заинтересованных оставил номер своего телефона: (0797) 87-887.
Справка-пояснение
Стендовый моделизм — вид хобби, изготовление статичных уменьшенных моделей и макетов различной техники и архитектурных сооружений, максимально точно воспроизводящих внешний вид прототипа.
Вячеслав Долгов
Материал опубликован в № 17 (1223) «СП» от 2.05.2018.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.