- Следствие Провели
Нелегальный бизнес в музейном комплексе «Старый Орхей»
На территории Музейного комплекса «Старый Орхей», находящегося под особой охраной государства, рядом с залом, в котором выставлены найденные археологами остатки древней культуры, уже более трех лет празднуют свадьбы и крестины. Бенефициарным (конечным) владельцем бизнеса является заместитель директора музейного комплекса Лилия Колца, которая до марта 2016 года занимала должность директора. Руководство Министерства культуры умывает руки и говорит, что оно не имело легальных рычагов для вмешательства.
Зал, в котором организуются банкеты, находится непосредственно в том же здании и даже имеет общую дверь с выставочным залом, построенном на деньги, пожертвованные Посольством США в Кишинёве. Более того, банкетный зал официально не сдан в эксплуатацию, а бенефициар бизнеса не обладает санитарным сертификатом, разрешением пожарников и не платит налоги. Лилия Колца говорит в свою защиту, что свадебный зал находится на земельном участке, унаследованном от матери. Представители фирмы «Pasana» утверждают, что зал принадлежит им, и что Лилия Колца якобы украла у них бизнес.
Как стало возможным строительство?
Природно-культурный заповедник «Старый Орхей» относится к числу особо охраняемых государством и является одним из важнейших культурных объектов Молдовы. Cейчас рассматривается его заявка на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2002 году Посольство США в Кишиневе предоставило Министерству культуры грант в размере 15 000 долларов для строительства выставочного зала на территории музейного комплекса «Старый Орхей».
По утверждениям Лилии Колца, нынешний заместитель министра культуры, археолог Георгий Постикэ сказал ей, что хорошо бы рядом с выставочным залом построить заезжий двор для туристов и найти для этого предпринимателя. И таковой нашелся в лице Бориса Сувака, занимавшего в ту пору должность начальника пенитенциарного учреждения (тюрьмы) в селе Бранешты. Его сын как раз и учредил фирму «Pasana».
1 апреля 2002 года местный совет коммуны Требужены Оргевского района принял решение о передаче в аренду земельного участка в 0,30 гектара на территории села Бутучены для строительства выставочного зала, заезжего двора и автостоянки.
Выставочный зал и заезжий двор были построены одновременно. «Дирекция музейного комплекса заключила договор с пенитенциарным учреждением, и мы предоставили им дешевую рабочую силу — заключенных, желающих работать, строительные материалы подешевле, которые можно было купить без торговой надбавки непосредственно с каменного карьера Бранешты», — рассказывает Борис Сувак.
Через несколько лет, в 2005 году, строительство завершили, а ООО «Pasana» реорганизовалось. Павел Сувак уступил своему отцу Борису Суваку 50% акций предприятия, а остальные 50 % продал Лилии Колца и её дочери. В 2009 году Борис Сувак и Лилия Колца решили снести гараж и склад, расположенные за выставочным залом и заезжим двором, и построить зал для торжеств.
«Идея строительства зала для свадебных торжеств была моя, а Лилия Колца согласилась. Она сказала мне, чтобы я построил его, поскольку она не располагала финансовыми средствами. А она должна была позаботиться об узаконении постройки», — утверждает бывший начальник бранештского пенитенциара.
Строительство зала для свадебных торжеств началось в январе 2010 года и длилось пять месяцев. Тем временем директор Лилия Колца, лиценциат в области истории, становится главным бухгалтером ООО «Pasana». 13 августа 2010 года местный совет коммуны Требужены Оргеевского района на основании заявления ООО «Pasana» выдает разрешение, которым узаконивает снос подсобных построек и строительство на том месте зала для торжеств.
Зал свадебных торжеств в заповеднике «Старый Орхей»
Уголовные дела и обвинения в подделке
После завершения строительства зала для свадебных торжеств между означенными двумя партнерами началась настоящая война. Сувак утверждает, что стал жертвой мошенничества, а Лилия Колца, обвиняемая в уголовном деле, возбужденном на основе заявления ее бизнес-партнера, утверждает, что свадебный зал принадлежит только ей.
Тем временем директор музея начала организовывать свадьбы и крестины в свежепостроенном зале. «Лилия Колца втянула меня в какие-то сомнительные схемы, уговорила взяться за строительство, а потом, пользуясь своими связями, украла у меня бизнес. Она попыталась лишить меня доли участия в ООО “Pasana”, но судебная инстанция отклонила её иск. Я не претендую на её часть дохода, но хочу, чтобы его делили пропорционально. В качестве директора фирмы я запретил приказом использование зала торжеств и заезжего двора, однако Лилия Колца игнорирует этот приказ», — утверждает Борис Сувак.
С другой стороны, заместитель директора музейного комплекса «Старый Орхей» утверждает, что зал для свадеб построен её семьей. «Сувак не имеет к этому никакого отношения. Он ничего не сделал. Здесь работал и мой муж, и я работала, каждый вечер уходила домой с опухшими руками от работы. Здесь все моё. Сувак воспользовался своими связями, чтобы возбудить против меня уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Суд оправдал меня. Сувак был начальником тюрьмы и построил прокурорам дома, а сейчас использует их против меня. Из-за него я провела десять дней в изоляторе», — заявила нам Колца.
Прокурор Генеральной прокуратуры Владислав Бобров, который вел дело Лилии Колца, удивлен тем, что женщину оправдали. «Были убедительные улики, доказывающие виновность обвиняемой в мошенничестве. Кишинёвская апелляционная палата должна выдать мотивированное постановление, и мы обжалуем его в высшей инстанции», — сказал нам Владислав Бобров.
Служитель закона опроверг обвинения Лилии Колца. «У меня нет дома, я даже не работал тогда, когда Сувак был начальником пенитенциара», — добавил он.
Лилия Колца в выставочном зале музейного комплекса «Старый Орхей»
Борис Сувак, бизнес-партнер Лилии Колца
Местные власти помогают Лилии Колца
Примария коммуны Требужены выдала 27 мая 2013 года кадастровый документ, доказывающий, что Лилия Колца является владелицей земельного участка под строительство площадью в 0,1106 гектара. Случайно или нет, границы этого участка граничат со стеной выставочного зала, построенного на деньги Посольства США в Кишиневе и заезжим двором «Старый Орхей», где находится зал для свадебных торжеств.
Согласно этому документу, земельный участок якобы достался ей по наследству от матери, Любови Колца, которой местный совет Требужен выделил этот участок 13 апреля 1993 года. Согласно кадастровым документам, земельный участок, на котором расположены постройки, предназначался под пастбища, находится за пределами коммуны и никакие другие физические лица не обладают поблизости земельными участками.
Документ подписан примаром коммуны Требужены Тудором Морарем и тогдашним кадастровым инженером Сергеем Попеску. Согласно протоколу заседания местного совета Требужен от 13 апреля 1993 года, найденному в архиве Оргеевского района, никакого земельного участка Любови Колца не выделяли.
В январе 2014 года Комиссариат полиции Оргеевского района возбудил по этому случаю уголовное дело за подделку документов, которое сейчас рассматривает суд Оргеева. Подозреваемым по этому делу проходит Сергей Попеску.
По итогам местных выборов 2015 года Сергей Попеску был избран местным советником в Требуженах по спискам ЛДПМ. После ареста Влада Филата Попеску покинул ряды ЛДПМ и примкнул к Демократической партии. В марте 2016 года Министерство культуры назначает Сергея Попеску на должность директора музейного комплекса «Старый Орхей», а Лилия Колца становится его подчинённой. «Суд решит, виновен я или нет. Меня законно назначили на должность директора. Я не понимаю, что это за вопросы, почему вас интересует, как я стал директором», — резко ответил нам Попеску.
Примар Тудор Морарь, хотя и подписал вместе с Сергеем Попеску документ о праве собственности на земельный участок, выданный Лилии Колца, фигурирует в деле как свидетель. Сын примара, Серджиу Морарь, является прокурором Антикоррупционной прокуратуры.
«Фактически речь идет об экономическом споре между двумя партнерами. У одного были деньги и строительные материалы, у другого — рычаги влияния, но в итоге они не договорились. Очевидно, что госпожа Колца обладает документами, подтверждающими её право собственности на земельный участок, на котором расположен зал для свадебных торжеств. Суд решит, кто прав. То же самое в отношении виновности Попеску. Да, прокурор Серджиу Морарь мой сын, но он не имеет никакого отношения к этому делу», — заявил Тудор Морарь.
Юрист Национального агентства по земельным отношениям и кадастру Владимир Чобану утверждает, что примария Требужен нарушила закон, передав в собственность Лилии Колца земельный участок, на котором расположен зал для свадебных торжеств.
«Земельный участок, на который претендует семья Колца как на частную собственность, в 1996 году был поставлен на учет вместе с другими участками в качестве публичной собственности административно-территориальной единицы Требужены с категорией использования “чистые пастбища”, а не как земельные участки для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в частной собственности. Этот участок не мог использоваться под строительство жилья, поскольку расположен за пределами соответствующего населенного пункта и возникла бы необходимость изменить его назначение, согласно действующему законодательству», — заявил юрист кадастрового органа.
Съёмка при помощи дрона
Позиция Министерства культуры
Заместитель министра культуры Георгий Постикэ утверждает, что он ничего не мог сделать, поскольку речь идет о частной собственности. «У нас не было рычагов воздействия до недавних пор. После принятия Постановления Правительства от 31 мая 2016 года мы будем вправе ограничивать некоторые виды экономической деятельности, способные причинить ущерб исторической зоне», — сказал чиновник.
По поводу Сергея Попеску вице-министр культуры сказал, что он не знал, что тот является фигурантом уголовного дела и находится в конфликте интересов. «Я знаю, что он окончил исторический факультет, но впервые слышу, что он проходит по уголовному делу», — пояснил Попеску.
Местные жители говорят, что Георгий Постикэ держит под контролем все происходящее в зоне. Виктор, молодой предприниматель из села Бутучены коммуны Требужены, рассказал нам, что он купил 70 соток пахотной земли, на которой хотел установить теплицу для выращивания томатов, однако вице-министр запретил. «Георгий Постикэ имеет дом в Бутученах. Он заметил, что я строю теплицу, и запретил, сказал, что нельзя, поскольку это зона, которая находится под особой охраной государства. Теперь я не знаю, что делать с этим земельным участком», — заявил молодой человек.
Георгий Постикэ подтвердил, что в регионе запрещаются определенные виды экономической деятельности. «Это особо охраняемая государством зона. В августе к нам должна приехать специальная комиссия для принятия решения по поводу включения музейного комплекса “Старый Орхей” в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Я сделаю все возможное для того, чтобы сохранить нетронутым историческое достояние. Дом, который по утверждениям местных жителей принадлежит мне, я купил фактически для Национального центра археологии, неправительственной организации, которую учредил раньше», — сообщил нам чиновник.
Джульета Савицки, anticoruptie.md
Расследование выполнено в рамках проекта «Shining a Light on Corruption in Moldova», осуществляемого Центром журналистских расследований и «Freedom House» при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Королевства Норвегия.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.