- Сегодня Представляем
«Это большая и дружная семья»: чем живёт хор сеньоров из Купчинь
В городе Купчинь Единецкого района уже 12 лет существует хоровой коллектив "Lăcrămioara", в котором поют представители старшего поколения. Члены коллектива рассказали, как появилась идея создания хора, как выбрали название, каких успехов добились, за что любят свой хор и почему лучше петь, чем воевать.
"К сожалению, люди мало поют"
— Наш хор назвается «Lăcrămioara», что в переводе означает "ландыш". Цветок ландыша, — колокольчики на фоне зеленых лепестков, — трогателен и беззащитен. Он символизирует быстротечность весны, мимолетность жизни и молодости. В имени цветка Lăcrămioara корень молдавского слова lacrimi, слезы… Как нельзя лучше название хора подчеркивает нашу особенность, так как все хористы, это люди возрастной категории 45+. Среди хористов есть и 80-летние, а в жизни людей третьего возраста не так уж много радостей, но зато, когда мы вместе, когда поем, мы словно возвращаем свою весну, молодеем, ощущаем прилив сил, и у всех улучшается настроение.
Купчинский хор Lăcrămioara — неоднократный победитель многих национальных конкурсов. Наш коллектив занимал призовые места в Сынжерее, Резине, Кишиневе, дважды мы завоевали первое место в Международном конкурсе «Вместе в 21 веке», проходившем в болгарском городе Камчия под девизом «Если мы будем вместе петь, мы не будем стрелять друг в друга». В последнее время я часто думаю о том, что поют, к сожалению, люди мало, — рассказывает хористка Стелла Заросинская.
"Услышали песни из окна школы"
Задуман хор в 2008 году.
— Нас в тот день было четверо мужчин, мы отдыхали неподалеку от школы, из окон которой слышны были песни, звучащие под аккордеон. Дождались перемены. Учитель музыки Иван Ефимович Грушка после урока вышел из здания, мы к нему обратились с вопросом: почему бы и нам, людям в возрасте, но с поющей душой, не организовать свой хор, — вспоминает Иван Павлович Чекан. — Собрали инициативную группу, пришли к тогдашнему примару Ивану Андреевичу Остафийчуку. Примар и советники поддержали нашу инициативу. Примерно через год у нас уже был настоящий хор, людей в то время приходило много, мы очень подружились. С 2011 года наш коллектив сплотился, мы все люди в возрасте, умеем дружить и ценить хорошее друг в друге, хор для многих стал второй семьёй. С тех пор наш хоровой коллектив активно репетирует, и принимает участие в городских, районных и республиканских концертах, участвует в конкурсах и фестивалях. В примарии нам помогали с костюмами и транспортом, организовывали поездки. Нынешний примар Купчинь Людмила Магу — член нашего хора со дня основания.
Примар Иван Остафийчук с хором."Петь в хоре многоголосием — в этом особая сила"
— Я пою в хоре со дня основания. Как только меня позвали в хор, я даже ни на минуту не задумался, пришел, посмотрел, и, как в омут попал: закрутился, все больше погружаясь в музыку и общение. А какие у нас люди, а какие женщины, какие веселые, внимательные, какие красавицы! Много лет мы тесно дружим, отмечаем вместе, все дни рождения и праздники, но… как в песне поется, первым делом самолеты (а у нас пение), а девушки… а девушки потом!
А если серьезно говорить о нашем хоре, тут мы вместе росли, учились петь и слушать друг друга, учились даже дышать. Цепное дыхание — это когда дыхание одно на всех — звук нужен долгий, и хористы дышат по цепочке. Это ведь не просто так: 40 хористов поют на одном длинном дыхании! Сначала мы пели в унисон, затем в 2, в 3 голоса, а потом нас художественный руководитель разделил на 4 голосовые партии, и перевел меня в бас. По профессии я учитель, и мне часто приходилось в жизни петь, но петь в хоре многоголосием — в этом особая сила, это такое непередаваемое ощущение гармонии и единения! Я так прижился в коллективе, что не знаю, как жил бы без хора, где мы и поем на одном дыхании, и так же живем, — говорит Анатолий Негря.
Lăcrămioara в составе сводного хора в селе Лозова Страшенского района на фестивале Ecoul Codrilor.Коллектив несет невосполнимые потери
— Коллектив Lăcrămioara — это, так называемый, хор сеньоров, людей третьего возраста, и поэтому чаще других несет невосполнимые потери, — сетует Иван Грушка. — На долгих два года по причине пандемии нам пришлось отложить занятия. За это время пять человек умерли, другие тяжело заболели, и уже не могут приходить на репетиции. Было 40 активных участников, осталось 27. И беда не только в том, что мы теряем певческие голоса. С каждым ушедшим хористом коллектив ощущает своеобразное сиротство, глубоко и искренне переживает смерти одних, болезни и немощь других коллег. Мои хористы, бывает, во время репетиций рассказывают о фантомных звуках, уверяя, что во время пения все еще слышат голос отсутствующего соседа. Да я и сам порой, кажется, что слышу старожилов хора из числа тех, кого на репетиции уже нет.
Наш хоровой коллектив сложился по инициативе самих хористов, к нам никого не заставляли приходить из-под палки, мы работаем в охотку, и стараемся соответствовать титулу «Образцовый», и я благодарен каждому участнику за вклад в наше общее дело.
И всем нам еще обидней, когда хор теряет талантливых хористов по причине болезни. Из наших рядов выбыла семейная пара Чеботару Петр и Профира: Петра разбил инсульт, и теперь супруга не может оставлять его без внимания. Иван Павлович Чекан, душа нашей дружной кампании, который из-за низкого роста (153 см), чтобы ряд мужчин выглядел ровным, все время возил с собой деревянные брусочки, и на них вставал во время выступлений, теперь, увы, не может ходить. Мирча Яровой, всю жизнь стремившийся к музыке, прекрасный тромбонист (самоучка), в хоре исполнявший партию баса, вынужден оставить репетиции из-за проблем с коленями, и другие.
Я хочу не только сохранить хор в этом составе, но и чтобы он пополнился новыми членами.
На фестивале «Hora primăverii», Кишинев, Исторический музей, 29.05.2022"Для меня жизнь без хора — это большая утрата"
— Мне 79 лет, в последнее время сильно пошатнулось здоровье, подводят ноги, и теперь я не могу ходить на репетиции. Когда получается найти транспорт, посещаю концерты, но всякий раз, слушая выступление Lăcrămioara, плачу, сидя в зале: я не с хором, я не стою на своем месте, но все еще отчетливо слышу свой голос в общем звучании своих коллег (исполнял партию басов), со сцены. Дважды я был, уже будучи больным, на репетиции, и пытался петь сидя. Но не смог: слезы душат, дошло до рыданий. Для меня жизнь без хора — это большая утрата. Вот позавчера они на фестиваль ездили, а я тут сидел и считал: мои выехали, пусть дорога им будет гладкой. А теперь они выступают, наверное, и в обратный путь собираются. Когда мимо двора пробежала Лилия, я спросил, как выступили и успокоился: вернулись. Я душой с ними был, сердцем.
"У нас много общего"
— А я о том, что у нас в Купчинь создается хор, узнал на почте, в разговоре с почтальонкой. Она рассказала, что ходит на репетиции, и ей очень нравится, — рассказывает Григорий Гэина. — Я с малых лет любил петь и танцевать, и тут не упустил возможность, тем более, что мы с руководителем хора Иваном Грушка — друзья и единомышленники.
Я не только хожу на хор, но и руковожу танцевальным народным коллективом «Купчинянка». Вот и выходит: я в хоре пою (тенор), а он, когда надо, аккомпанирует моему коллективу. Получается такой творческий компромисс, — смеется Григорий, добавляя, что Иван Грушка — аккордеонист от бога. профессионал самого высокого уровня.
— Нам в хоре хорошо вместе, мы все старики, и все друзья. У людей старой закалки много общего: интересы, взгляды на жизнь, темы для разговоров. Мы одинаково думаем, сложно переживаем болезни, тяжело переносим утраты.
Друзья и единомышленники Григорий Гэина и Иван Грушка"Мы очень скучаем по всем"
Петр и Профира Чеботару проживают на самой окраине Купчинь. До Дома культуры, где проводятся репетиции, расстояние от дома 4 км.
Петр и Профира Чеботару рады визиту руководителя хора, в их семье он почетный гость.— Мы оба педагоги, — рассказывает семейная пара, — В этом году Петру — 80, Профира на 8 лет моложе. Когда нас позвали в хор, мы сомневались, что будем участвовать. Далеко, репетиции в 17 часов по вторникам и четвергам, а сюда к нам так поздно общественный транспорт не ездит. Пошли на одну репетицию, стыдно было сразу отказать Ивану Ефимовичу. Пошли и влюбились в хор. И были, наверное, самыми активными участниками, пока болезнь не свалила Петра. Мы старались быть исполнительными и пунктуальными, если один из нас копошился, задерживаясь, другой поторапливал.
Сколько борщей Порфира за те 10 лет, что мы пели в хоре не доварила, сколько дел оставалось брошено, чтобы только не опоздать на репетицию! Нам очень жаль, что по причине тяжелой болезни Петра (инсульт) мы больше не можем петь в хоре. Часто дома включаем компьютер, находим в социальных сетях новые видео выступлений, садимся рядышком и поем, каждый свою партию, Порфира — альтовую, Петр — теноровую.
Руководитель хора Иван Ефимович для нас самый почетный гость, а хор — большая и дружная семья. Мы очень скучаем по всем, и всегда рады, когда нас навещают. Как мы дружили, как дружим! В хор наш входят люди разных национальностей, но мы никогда не делились на чужих и своих. Да и репертуар хора это подтверждает. Мы учили и исполняли песни на разных языках: румынском, польском, русском, украинском, болгарском, белорусском. Мы гордимся тем, что пели в «Lăcrămioara», и желаем нашему хору, и участникам, и руководителю Ивану Ефимовичу долгих и счастливых лет!
"В хоре я не примар"
Примар Купчинь Людмила Магу (четвертая слева). 2022 год. Кишинев. Хор занял 1 место— Рождение и взросление коллектива прошли у меня на глазах, и при моем участии: я входила в инициативную группу при создании коллектива. В то время я занимала должность секретаря Совета Купчинь, и Иван Андреевич Остафийчук, примар, поддержал нашу идею, дав добро. С самой первой репетиции я с гордостью всем говорю: я из «Lăcrămioara». Ни дела, ни усталость, никогда не были поводом для пропуска репетиций. Частенько приходилось мне по долгу службы задерживаться на работе, но в дни репетиции я старалась все успеть сделать пораньше, а что не успевала, откладывала на потом. Даже Иван Андреевич, насколько он был трудоголиком, и тот удивлялся: «Ты столько сегодня сделала, видно, что устала, неужто и сегодня пойдешь на хор?» Отвечала: «Пойду».
И так по сей день. В хоре я не примар, я — примерная хористка, но сегодня, как руководитель Купчинь, я от души благодарю руководителя и аккомпаниатора нашего коллектива Ивана Грушка и каждого нашего артиста за музыку, за живое и искреннее общение, за работу, преданность и любовь. Низкий всем поклон, живите долго, будьте всегда в рядах нашей дорогой «Lăcrămioara»!
Песня «Țarina», выступление в рамках фестиваля «Hora primăverii», Кишинев, Исторический музей, 29.05.2022
Песня «Bate in geamuri luna»
Наталья Тайшина
Читайте также: «Может, это дар свыше»: семья народных мастеров из Единец создаёт национальные костюмы, маски для колядок и сувениры