- Семиднeвная Панорама
Чем продиктована паника на валютном рынке Молдовы
Военные действия в Украине вызвали спекулятивные потрясения на валютном рынке Молдовы, еще более усиливая давление, продиктованное энергетическим сектором.
С начала военных действий граждане Молдовы, поддавшись панике, скупили для пополнения валютных накоплений около $400 млн, несмотря на разницу между курсами Национального банка Молдовы (НБМ), коммерческих банков и обменных пунктов. В результате последние получили прибыль в десятки миллионов леев.
В настоящее время давление на валютный рынок приближается к одному миллиарду долларов. Однако ситуация управляется гораздо лучше, чем в 2014–2015 годах, поскольку Молдова пользуется поддержкой внешних партнеров, заявляет эксперт по экономической политике Института развития и социальных инициатив IDIS Viitorul в выпуске своей авторской программы «Экономический анализ с Вячеславом Ионицэ».
По словам эксперта, паника населения, вызванная событиями в Украине, проявилась на валютном рынке и рынке банковских вкладов. Люди, испугавшись и не понимая, что происходит, бросились скупать наличную валюту. Сейчас рынок стабилизировался, и они начнут сдавать валюту, которую приобрели.
Вячеслав Ионицэ отметил, что граждане Молдовы каждый месяц продают и покупают валюту. Но больше продают, чем покупают. Таким образом, по словам эксперта, чистое предложение иностранной валюты за год находится на уровне 2 млрд долларов. Однако в марте 2022 года, впервые в истории Молдовы, было зафиксировано чистое отрицательное предложение иностранной валюты.
«В марте 2022 года, впервые в истории страны, люди не только не продавали валюту, но и не покупали её, и у нас была чистая отрицательная продажа валюты, минус $26 млн», — сказал эксперт.
Экономист отметил, что подобная ситуация уже случалась в феврале 2015 года. Из-за миллиардного банковского мошенничества 1 евро стоил 30 леев. Однако чистые продажи в иностранной валюте тогда были положительными. Ещё одна похожая ситуация была во время выборов в феврале 2019 года, но даже тогда чистые продажи иностранной валюты были положительными. Было продано $87 млн. Следующий шок для валютного рынка произошёл в апреле 2020 года. Из-за пандемии люди оставались дома, и им не для чего было сдавать валюту. Тем не менее и тогда было продано $74 млн.
Экономический аналитик отметил, что в 2021 году молдаване продали $4 млрд, а купили $1,6 млрд. Таким образом, чистые продажи составили почти $2,4 млрд. Это второй показатель после 2013 года, когда они составили $2,9 млрд. В 2022 году, в первом квартале, объем продаж остался стабильным в годовом выражении — $4 млрд. Напротив, покупки иностранной валюты резко возросли, на $400 млн, а чистые продажи иностранной валюты снизились на те же $400 млн.
«Война в Украине напугала молдаван и заставила их пойти и обрушить валютный рынок. Они купили без надобности около $400 миллионов, чтобы обезопасить себя», — заявил экономический аналитик.
Вячеслав Ионицэ отметил, что чистая продажа населением иностранной валюты в годовом выражении снизилась с $2,383 млрд в конце прошлого года до $2,047 млрд в конце первого квартала 2022 года — на $336 млн. Таким образом, на валютном рынке образовался большой дефицит. В годовом исчислении в последние месяцы он составляет почти $990 млн. Когда произошло ограбление банка, давление на валютный рынок составило $900 млн. «Это беспрецедентное в истории страны давление на валютный рынок, и оно будет продолжаться. Причина не только в войне в Украине, но и в газовом кризисе, который начался в ноябре прошлого года», — заявил эксперт.
Экономический аналитик говорит, что на протяжении 2021 года на валютном рынке наблюдался дефицит, но ситуация ухудшилась в ноябре, когда дефицит составил $273 млн. Таким образом, правительству пришлось вмешаться в платежи, а НБМ — в продажу иностранной валюты. Ноябрь, декабрь 2021 года и январь 2022 года были месяцами, когда на валютный рынок оказывалось беспрецедентное давление из-за такого же роста цен на газ. В феврале на цену газа частично повлияла война в Украине. В марте — исключительно война в Украине. «У нас только за полгода дефицит составил $830 млн, разница между спросом и предложением валюты. В основном это вызвано энергетическим кризисом, высокими ценами на газ, и в меньшей степени — войной в Украине, которая вызвала не такое беспокойство у населения», — сказал аналитик.
По словам Вячеслава Ионицэ, НБМ с конца 2021 года по настоящее время из своих резервов провел интервенцию на рынке на сумму $484 млн, в основном из-за сильного притока иностранной валюты на счета учреждения от внешних партнеров. Если в период 2014–2015 годов дефицит иностранной валюты составлял $900 млн, то из-за ограбления банков и отсутствия внешней поддержки резервы НБМ сократились на всю сумму дефицита.
На данный момент, несмотря на то что дефицит близок к $1 млрд, резервы НБМ сократились всего на $484 млн. Остальные деньги компенсировали внешние партнеры. В ближайшие два-три месяца резервы НБМ будут пополняться, в том числе за счёт денежной помощи, которая поступит из-за рубежа. Кроме того, купленные гражданами $400 млн будут возвращены по мере того, как люди начнут тратить деньги.
«Влияние цены на газ и войны в Украине гораздо больше, чем было в 2014–2015 годах. Однако это воздействие, которое не зависит от нас, и для этого мы получили мощную поддержку от внешних партнеров, и таким образом резервы НБМ практически не пострадали. А то, что они уменьшились, явно соизмеримо с тем, что было в 2014–2015 годах», — сказал Вячеслав Ионицэ.
По словам эксперта, если в 2014–2015 годах дефицит на валютном рынке приводил к обесцениванию валюты, то сейчас это были валютные спекуляции. Если разница между курсом покупки и продажи обычно составляет 12–15 банов за доллар, то в случае валютных спекуляций она достигала одного лея. «В феврале и марте мы были свидетелями четырехнедельной паники, когда была массовая интервенция НБМ, сильное волнение на валютном рынке. Дело было не столько в обесценивании лея по отношению к евро, сколько в том, что обменные пункты хотели заработать на панике населения. Поэтому у нас был очень большой разрыв между ценой продажи и ценой покупки», — пояснил эксперт.
Экономист упомянул, что в настоящее время мы наблюдаем сильное укрепление доллара на международном уровне. Он укрепился по отношению ко всем валютам, включая молдавский лей. Но молдавский лей сильнее по отношению к другим валютам, и это объясняется тем, что происходит резкое обесценивание украинской валюты.
Начиная с 2018 года молдавский лей начинает год практически на одном уровне по отношению к доллару и евро. Молдавская валюта практически стабильна, в течение года наблюдаются колебания и случаются определенные потрясения. Но, в конце концов, способность НБМ вмешиваться и потребности населения, которое нуждается в леях для совершения покупок, приводят ситуацию в норму.
«Я уверен, что это историческая аномалия, когда предложение валюты со стороны населения было отрицательным, когда население не покупало больше долларов, чем продавало. У нас была паника, с которой удалось справиться, она исчерпала себя, и мы отделались без значительных потерь», — заключил экономический аналитик.