- Семидневная Панорама
Ещё одного судью, обвиняемого в получении взятки, оправдали
Экс-председатель Глодянского суда Ион Казаку, задержанный с поличным четыре с половиной года назад, был оправдан судьями Апелляционной палаты Кишинёва. Судьи решили, что «преступление не было признано совершённым», пишет Ziarul de Garda.
По этой же причине был оправдан и Пётр Тинку, обвиняемый прокурорами в даче взятки. За последние два года это уже второй раз, когда Апелляционная палата их оправдывает после того, как дело было отправлено на пересмотр в Высшую судебную палату.
Ион Казаку был задержан с поличным прокурорами по борьбе с коррупцией и сотрудниками Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) 16 апреля 2014 года в здании Глодянского суда, который он тогда возглавлял. Задержание произошло сразу же после получения им 10 тысяч леев от Петра Тинку, обвиняемого по делу, которое он вёл. Взятка была передана через глодянского прокурора Ливиу Велишко.
По словам прокуроров по борьбе с коррупцией, за эти деньги обвиняемого Тинку должны были освободить от наказания за совершение им дорожно-транспортного происшествия в состоянии опьянения. Прокуроры тогда задержали и судью Иона Казаку, и Петра Тинку. Вскоре они оба предстали перед судом. Судья был отстранён от должности на время уголовного расследования.
Первая инстанция: обвиняемые стали жертвами провокации
Первые оправдательные вердикты по этому делу появились 25 апреля 2016 года, когда судьи Григориопольского суда с офисом в Кишинёве в составе Николая Костина, Джеты Кистол и Анжелы Катанэ признали Петра Тинку и Иона Казаку невиновными, потому что их деяние не «содержит элементов преступления».
«Судебная инстанция констатирует, что вина подсудимого не подтверждается представленными доказательствами, а обвинительный приговор не может основываться на предположениях и сомнениях при доказательстве виновности, которые будут истолкованы в пользу подсудимых», — значилось в решении Григориопольского суда.
На судебном слушании подсудимые утверждали, что они стали жертвами провокации со стороны лиц, которые действовали под прикрытием органов уголовного преследования. Суд был обязан рассмотреть эти утверждения. Позже судьи пришли к выводу, что оба обвиняемых стали жертвами провокации со стороны правоохранительных органов.
«... Контроль передачи денег, осуществлённый в соответствии с постановлением от 11 апреля 2014 года, является актом провокации со стороны органов уголовного преследования; а другие специальные следственные меры были призваны зафиксировать и задокументировать симитированное поведение, спровоцированное с помощью лиц, которые действовали как агенты под прикрытием», — заключили судьи первой инстанции.
«Заявления свидетелей, заслушанных в ходе судебного следствия, не подтверждают передачу денег Петром Тинку и получение их Ионом Казаку. Подсудимый Пётр Тинку заявил на судебном слушании, что эти финансовые средства предназначались прокурору Ливиу Велишко, о чём он сообщил в заявлении об явке с повинной, поданной в орган уголовного преследования», — констатировали судьи.
Коррупционные деяния не состоялись бы без участия правоохранительных органов
Оправдательный приговор был подтверждён и Апелляционной палатой (АП) Кишинёва 25 января 2017 года. Судейская коллегия — Никифор Корокия, Оксана Робу и Стелиан Телеукэ — отклонила как необоснованную апелляцию прокурора, заключив, что доказательства, представленные государственным обвинителем, «были получены с существенным нарушением органами уголовного преследования законных положений и нарушением права подсудимых на защиту».
Среди других несоответствий и отклонений от законодательства, судьи также отметили, что не была установлена связь между обвинением и доказательствами прокурора. Другими словами, факт обнаружения в приёмной председателя Глодянского суда на рабочем месте другого сотрудника суда в верхнем ящике стола 50 банкнот по 200 леев не является достоверным доказательством того, что подсудимый Ион Казаку запросил эту сумму у Петра Тинку и что эти деньги предназначались ему, поскольку государственное обвинение не прояснило эти аспекты.
Кроме того, апелляционная инстанция констатировала, что «орган уголовного преследования не ограничился помощью частных лиц в регистрации совершения незаконных действий, но и оказал влияние на провоцирование совершения актов коррупции, которые иначе не были бы совершены».
ВСП отправила дело на пересмотр
Дело направили в Высшую судебную палату (ВСП), которая 20 июня 2017 года удовлетворила кассационную жалобу прокуроров и распорядилась о пересмотре дела в той же апелляционной инстанции, но другим составом судей.
«Судьи первой инстанции и АП Кишинёва не оценили каждое доказательство в отдельности с точки зрения значимости, убедительности, полезности и достоверности, а все доказательства в целом — с точки зрения их комбинации, в том числе с конкретными обстоятельствами — де-факто и де-юре, указанными в обвинительном заключении для каждого подсудимого в отдельности, и не указали причины, на основании которых отмели все доказательства, представленные в поддержку обвинения», — уточняется в мотивированном решении ВСП.
«Первая инстанция не рассмотрела дело по существу, в соответствии со всей строгостью закона, и приняла решение, не включающее в себя законные мотивы, лежащие в основе решения, мотивация решения противоречит его резолютивной части», — утверждали судьи из ВСП.
Апелляционная палата повторно оправдала обвиняемых
Так дело, в котором фигурировали Ион Казаку и Пётр Тинку, отправилось на пересмотр. После почти года заседаний 17 сентября 2018 года судьи АП Кишинёва во главе с судьёй Геннадием Лысым отменили приговор, вынесенный ранее их коллегами. Они пересмотрели дело и вынесли новое решение, согласно которому Пётр Тинку и Ион Казаку были оправданы на том основании, что «преступление не было признано совершённым». Мотивированное решение АП Кишинёва по этому делу будет оглашено и опубликовано 16 октября.
Если данное решение останется в силе (его подтвердит Высшая судебная палата), то Ион Казаку может потребовать восстановления в должности судьи, выплаты зарплаты, которую он не получал на протяжении четырёх с половиной лет, пока отсутствовал на службе.
«Решение является окончательным и подлежит исполнению, но может быть обжаловано в ВСП. Мы не обсуждали с моим клиентом последующие действия. Сейчас нас интересует основание решения и оставление в силе оправдательного приговора. Судебная инстанция констатировала отсутствие акта преступления. В основе была провокация, что мы и пытались доказать. В этом деле действительно речь идёт о провокации.
Представители органов уголовного преследования, когда они пришли для проведения обыска и попросили передать деньги, позвали других людей, а не судью Казаку. В конце концов, однако, был обвинен судья, потому что в то время государственные органы должны были продемонстрировать, как они борются с коррупцией в судебной системе. Обнаруживаете деньги у одного лица, а выдвигаете обвинение другому. Это демонстрирует, что орган уголовного преследования не был объективным и имел заранее установленную цель», — объясняет адвокат экс-судьи Казаку Василий Никоарэ.
Ранее издание ZdG сообщало о деле судьи Георге Попа, пойманного с поличным с 200 долларами США в октябре 2013 года и впоследствии оправданного судом и восстановленного в должности Высшим советом магистратуры в июле 2017. Впоследствии Попа потребовал выплатить ему зарплату за период, в течение которого он был отстранён от должности. Как и Ион Казаку, Георге Попа был оправдан на том основании, что правоохранительные органы спровоцировали его на совершение преступления.