- Сами Посудите
На 10-м квартале в Бельцах массово травят собак. Жители подписывают обращение в полицию
С мая этого года на 10-м квартале погибло около 15 собак. Местные жители убеждены, что это отравления. Помимо бездомных собак и кошек, страдают и домашние животные. Один из таких случаев произошёл с питомцем издателя «СП» Славы Перунова. Собака гуляла в районе лицея им. Кошбука, а ночью умерла в конвульсиях. Бельчане начали сбор подписей, чтобы обратить на эту ситуацию внимание местных властей и полиции. «СП» разбиралась в происходящем.
Хозяйка домашнего питомца: «Мы ничего не успели сделать»
Последний случай, похожий на отравление, произошёл ночью 18 октября. Кутузов, пёс, живший в семье Славы Перунова, умер в конвульсиях. По словам супруги директора «СП», Оксаны Никифоровой, собака чувствовала себя хорошо, ничем тяжёлым не болела. Ночью животному резко стало плохо, помочь ему не успели. Консультации с ветеринаром утвердили хозяев во мнении, что это было отравление.
— У нас умерла наша собака, наш член семьи. Это произошло глубокой ночью. Он бился в конвульсиях, после чего умер. Это было похоже на отравление. До этого Кутузов чувствовал себя хорошо. Не было никаких признаков, что ему плохо. Как раз в этот день мы гуляли с ним у 11-й школы. И ночью он умер.
Потом мы узнали, что это не первый случай за последнее время в этом районе. У других тоже питомцы умирали от отравления. Также мы узнали, что погибло много бездомных собак.
Мы точно не знаем, что это отравление, так как вскрытия не было. Мы были разбиты и просто не соображали. Поэтому мы его похоронили. Пообщавшись со знакомым ветеринаром, мы убедились в наших подозрениях. Потом узнали, что местные жители, которые ещё и волонтёры в зоозащитной организации, собирают подписи для петиции, чтобы обратить на эту проблему внимание. Возможно, это разбрасывают для бездомных собак, но страдают все. И даже если это так, это незаконно и просто жестоко, — говорит Оксана Никифорова.
Слава Перунов и Кутузов на съёмках передачи «Обзираем новости». Стоп-кадр видео
Волонтёр: «Мы хотим, чтобы виновного нашли и отравления прекратились»
Мы связались с Ириной Ерофей, волонтёром зоозащитной организации «SaveUs». Она тоже живёт на 10 квартале. По её словам, лично ей довелось видеть смерть 13 собак. Также другие жители ей рассказывали, что умерли кошки и две домашние собаки. Как отмечает Ирина, пострадать могут и дети, которые случайно подберут отраву. После вскрытия, которое провели двум собакам, выяснили, что они погибли от острого отравления ядом, содержащим нейротоксин.
— Насколько мне известно, отравления начались с мая этого года. Это именно в районе 10-го квартала. Мы видели своими глазами, что были отравлены 13 собак. Можно предположить что их больше. В июне рядом со школой одна собака умирала средь бела дня на глазах у детей, прохожих. Я это видела сама. Собака носилась из стороны в сторону, потом упала и начала биться в судорогах, в течение 20 минут она умерла. Мы пытались найти ветеринара, но никто не мог приехать на место. Пока мы нашли машину, чтобы самим её отвезти, она умерла. Почти никого спасти не удалось, но мне рассказали, что одну дворовую собаку всё-таки спасли. Её отравили в районе улицы Сучавы.
Также страдают и домашние собаки. Мне известны два случая, когда собаки умерли предположительно от яда. Симптомы были те же.
Кроме того, пострадать могут и дети. Мы не знаем, кто это делает, но его или их надо как можно скорее остановить.
Эту собаку нашли мёртвой в конце сентября. И подобных фотоподтверждений у местных жителей и волонтёров ещё с десяток. Фото: Ирина Ерофей
В сентябре мы решили создать петицию. Подписаться под ней могут все желающие, которым небезразлична эта тема, тем, кому не нравится такой дикий метод избавления от бездомных собак. Её цель — привлечь внимание к ситуации, а также поиск и наказание виновных в этом. У нас на данный момент уже больше 90 подписей. Мы её подадим и в полицию, и руководству города.
Побудило то, что у нас во дворе жила молодая собачка, стерилизованная, неагрессивная. Она бегала с детьми, игралась. Однажды вечером её увидели умирающей в судорогах. Ей оказали помощь и вкололи препараты при отравлении. Она прожила 5 дней, но потом всё равно умерла. После мы её отвезли на вскрытие в частную клинику и оказалось, что у неё были поражены все жизненно важные органы. Это было отравление, но у нас нет лаборатории, чтобы точно установить, какой именно был яд.
Эту собаку пытались спасти почти неделю, однако выжить ей не удалось. Фото: Ирины Ерофей
11 октября произошло ещё одно отравление, и мы позвонили в полицию, правда, они не очень хотели этим заниматься. По телефону в 112 нагрубили и отказались приезжать. Когда им позвонили и представились из зоозащитной организации «SaveUs», они согласились приехать. Составили акт для ANSA (Национального агентства по безопасности пищевых продуктов; полиция отправляет такие дела в ANSA, чтобы узнать причину смерти, и если подтвердится отравление ядом, это может служить поводом для возбуждения дела. — «СП»). Правда, они [полиция] не захотели везти к ним труп, поэтому мы сами нашли машину и отвезли собаку на экспертизу. Хотя официально результаты нам пока не дали, мы узнали, что это отравление, — говорит Ирина Ерофей.
Журналист «СП» также обратился в полицию и ANSA с просьбой подтвердить данный случай и рассказать, на какой стадии находится его рассмотрение. К моменту публикации ответа пока не получили.
Приют: «К нам несколько раз обращались из того района»
В бельцком приюте для бездомных животных рассказали, что за последнее время было два сигнала о трупах собак в районе 10-го квартала. В администрации учреждения категорически отрицают даже возможность того, что приют может быть как-то причастен к этим случаям. И добавили, что задача приюта, наоборот, заключается в уходе и лечении бездомных собак, а не их истреблении.
— Нам поступило два сигнала об отравленных собаках на 10-м квартале. Одно было 19 октября, это за магазином «Фидеско», и ещё одно чуть раньше, 11 октября, рядом со школой. Мы никогда не станем травить собак. Не надо даже грешить на приют. Мы ими занимаемся, стерилизуем, лечим, некоторых возвращаем на прежнее место обитания, а более агрессивных оставляем у нас, — рассказали представители приюта.
Ветеринар: «Случаи похожи на отравления»
По словам бельцкого ветеринара Андрея Присекина, жители 10-го квартала обращались к нему с одной из собак. При вскрытии он обнаружил, что животное отравлено ядом, который содержит тяжёлые металлы. Какой конкретно яд, ему не известно, так как это может выявить только лаборатория в Кишинёве. Однако, по мнению специалиста, это похоже на крысиный яд, который не так сложно купить.
— В прошлом месяце, когда собачку привезли с отравлением, мы ей ставили капельницы. Но фактически мы только поддерживали в ней жизнь. В итоге она умерла.
Когда я сделал вскрытие, выяснилось, что все органы поражены. У неё почки были тёмно-синего цвета. Такое происходит, когда животное отравилось тяжёлыми металлами.
Похожие случаи бывают с телятами. Люди опрыскивают поля пестицидами, они тоже содержат тяжёлые металлы, потом телёнок там пасётся, ест опрысканную траву и умирает. При вскрытии почки тоже синего цвета.
В случае с собаками можно предположить, что это был крысиный яд, который является разновидностью пестицида. Его нетрудно достать. Без сомнения, им может отравиться и человек, — сообщил ветеринар.
Как оказать помощь питомцу при отравлении
Как говорят ветеринары, признаков такого отравления довольно много, и не всегда они проявляются сразу. Это может произойти через несколько часов. Первым на отравление реагирует желудочно-кишечный тракт. У животного может начаться обильное слюноотделение, рвота, диарея, иногда с кровью. Если яд затронул нервную систему, у собаки может нарушиться координация движения, начаться тремор и судороги.
В случае отравления эффективнее всего вызвать у животного рвоту. Если это сделать не удаётся, Андрей Присекин рекомендует дать несколько таблеток активированного угля, после чего обратиться к специалисту. Если этого не сделать сразу, яд успеет поразить органы и шансов спасти животное практически не будет.
Константин Хайретдинов
Согласно Параграфу
Статья 2221 Уголовного кодекса Молдовы — жестокое обращение с животными
(1) Жестокое обращение или пытки животных, причинившие увечье или повлекшие смерть животных, наказываются штрафом в размере от 500 до 750 условных единиц (25 000—37 500 леев), или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 100 до 180 часов, или лишением свободы на срок до 1 года.
(2) Те же деяния, совершенные:
а) публично или в присутствии несовершеннолетних;
b) лицом, отвечающим за уход, защиту и благосостояние животных, за дрессировку или лечебную ветеринарную помощь;
c) из садистских побуждений,
наказываются штрафом в размере от 750 до 1350 условных единиц (37 500—67 500 леев), или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 часов, или лишением свободы на срок от 1 года до 3 лет.