- Семидневная Панорама
«Совет еще не проголосовал, а деревья уже вырублены». Гражданские активисты провели протест перед заседанием Совета
На муниципальном Совете сегодня одним из пунктов был вопрос о вырубке и омоложении деревьев. Однако, по словам гражданских активистов, в списке ожидающих разрешения на снос указаны деревья, которые на самом деле уже вырублены. Это одна из причин, по которой они выступили с протестом перед началом заседания. Они потребовали у советников не принимать решений задним числом и опубликовать реестр зеленых насаждений в городе.
Против незаконной вырубки и за реестр по закону
Участники протеста собрались у Дворца культуры, где проходил муниципальный Совет, незадолго до начала заседания, чтобы «открыть глаза бельчанам» на незаконную обрезку деревьев. С заявлениями по этому поводу выступили Максим Бурдужа и Диана Гросу, поддерживаемые волонтёрами и неравнодушными горожанами.
За последние 2-3 недели они столкнулись с несколькими такими случаями. Например, у бывшего Электротехнического завода по ул. Штефана чел Маре, 160, или у магазина Local на ул. Дечебала, 26. Деревья и кусты там вырубили или обрезали ещё в мае, а разрешение Совет должен дать только сегодня.
— Только сейчас они должны проголосовать, чтобы дать добро на вырубку нескольких туй. А они уже подрезаны, вырублены! То есть половины куста нет, чтобы было видно магазин Local. И у нас вопрос: а как это происходит, что муниципальный Совет голосует, советники голосуют, а они понятия не имеют, где вырывается? <…> И таких вырубок у нас очень много, очень много. Но для того, чтобы сравнить, мы должны получить реестр зелёных насаждений. Примария обязана вести реестр и сдавать отчёт Агентству по окружающей среде, Инспекции по экологии и статистике. Плюс сделать его публичным для горожан, — утверждает Максим Бурдужа.
Против гибельного омоложения
Гражданские активисты уверены, что уменьшение территории зелёных насаждений происходит нелегальным путём.
— Мы все, горожане, являемся собственниками этих зелёных насаждений, но, когда мы копнули глубже и посмотрели в градостроительный план, мы заметили, что у нас с 2003 года сократилась на 40 гектаров площадь зелёных насаждений. Это огромная территория, как 40 стадионов.
Закон о зелёных насаждениях запрещает сокращение зелёных насаждений, строго запрещает. И мы выявляем, что 40 гектаров исчезли. Это не только центр, это и периферия, и другие микрорайоны города. А это наше здоровье. По нормам, должно быть 40% территории города под зелёными насаждениями. У нас норма не соблюдается в 2,5 раза. Мы имеем всего 17%, — утверждает Максим Бурдужа.
Максим Бурдужа считает, что многие положения Закона о зелёных насаждениях в городе нарушаются. Фото: Юрий ГагаринАктивисты обеспокоены и тем, что деревья омолаживают, не соблюдая инструкции и нормы Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды.
— Норма говорит, что любая обрезка до 30% кроны — это нарушение и повреждение дерева, а больше 30% — это повреждение, не совместимое с жизнью, так сказать. То есть дерево практически уничтожено. И эти вырезания под предлогом омолаживания происходят по всему городу. Где такие нормы по омолаживанию? Нет таких норм. Вот инструкция говорит, что за такое положены большие штрафы. И самый большой нарушитель у нас в городе — это муниципальное предприятие БиО. И вот, кстати, нигде в соседних районах мы такой вырубки не находим. Только в Бельцах, — утверждает активист.
По его словам, гражданские активисты уже пытались долгое время обратиться к главе МП БиО госпоже Новиковой, но безрезультатно.
БиО: деревья все на месте
До начала заседания советник Серджиу Бурлаку пригласил активистов прийти на Совет. После завершения митинга часть протестующих зашла в зал и простояла в тишине, демонстрируя свои плакаты с требованиями.
Однако при обсуждении этого пункта повестки Серджиу Бурлаку сам обратился к директору МП БиО Светлане Новиковой с вопросом: как могло оказаться так, что деревья по улице Шт. чел Маре, за снос которых советники ещё только будут голосовать, уже вырублены?
Светлана Новикова ответила, что в списке только 5 здоровых деревьев, ущерб от их сноса экономические агенты возместят, а остальные все подлежат санитарной вырубке. На все деревья составлен фитосанитарный акт и получено разрешение Агентства окружающей среды. Её коллега добавила, что на момент подготовки решения Совета все насаждения были на месте. По её словам, возможно, речь идет о другом аварийном дереве по соседству.
Арина Визитиу