- Семиднeвная Панорама
В Кемерово парень несколько часов убивал бывшую подругу. Соседи семь раз звонили в полицию — никто не приехал
Соосновательница сети взаимопомощи для жертв домашнего насилия «ТыНеОдна» Алена Попова опубликовала на прошлой неделе в фейсбуке историю убийства жительницы Кемерово, 23-летней студентки Веры Пехтелевой, которую бывший парень убивал в квартире несколько часов. Соседи несколько раз звонили в полицию, но на вызов так никто и не приехал. Преступление произошло еще в январе 2020 года. Но широкую огласку дело получило только после публикации этой истории в соцсети — теперь полицейские, проигнорировавшие вызовы в квартиру, где убивали девушку, предстанут перед судом по обвинению в служебной халатности, пишет Медуза.
«Бывший парень [три с половиной часа] убивал 23-летнюю Веру Пехтелеву. Несколько часов соседи звонили в полицию, умоляли приехать, но полицейские не приезжали. В итоге соседи сами взломали ломом железную дверь, но было уже поздно. За это время [бывший парень] Владислав Канюс нанес Вере не менее 56 телесных повреждений: кровоподтеки, порезы, сломанный нос, черепно-мозговая травма. Он не оставил на теле девушки ни одного живого места. В конечном итоге он задушил Веру шнуром от утюга», — написала в своем посте Алена Попова.
По словам Поповой, которая получила материалы дела от сестры Пехтелевой, причиной убийства стало то, что девушка решила расстаться с Канюсом. В день убийства Пехтелева заехала к бывшему бойфренду за вещами; из квартиры он ее уже не выпустил. Девушка пыталась вырваться, но Канюс оттаскивал ее от двери и продолжал избивать. Соседи Канюса слышали женские крики. Они звонили в полицию не меньше семи раз, но на вызов никто не приехал.
Парня обвинили в убийстве, ему грозит от 6 до 15 лет заключения. Отмечается, что его будут судить просто за убийство, а не за убийство с особой жестокостью, за которое предусмотрено наказание вплоть до пожизненного заключения. Обвинение не ужесточили, несмотря на ходатайства родственников погибшей. В обвинительном заключении не указано, что Канюс «измывался над [убитой] часами», отметила Попова. Из-за этого он может получить небольшой срок и освободиться условно-досрочно.
Мать убитой девушки 21 февраля рассказала, что ей отказали в переквалификации обвинения на более тяжкое.
На пост Поповой отреагировал и Следственный комитет России (СК). Ведомство подтвердило, что в связи с убийством Пехтелевой возбуждено дело о халатности против двоих полицейских — 41-летнего начальника смены дежурной части Михаила Балашова и 40-летнего старшего оперативного дежурного отдела полиции «Ленинский» Дмитрия Тарицына.
Как заявил СК, они получили сигнал об избиении Пехтелевой, но не отправили группу проверить информацию. Полицейские не признали вину, однако следствием собраны «неопровержимые доказательства» против них, заверили в СК. Им грозит до 120 тысяч рублей штрафа (чуть более 28 тыс. леев), или до 360 часов обязательных работ, или до года исправительных работ, или до трех месяцев ареста. Руководителей обвиняемых привлекли к «строгой дисциплинарной ответственности», заявило МВД России.
Активистка Алена Попова считает несправедливым то, что полицейские могут отделаться лишь сравнительно небольшим штрафом: «Сейчас наше государство отстаивает интересы убийцы и полиции. Такое отношение к домашнему насилию стало в России уже нормой. Государство продолжает рассматривать домашнее насилие не как преступление, а как многовековую традицию российской семьи, в которую оно вмешиваться не должно. <...> Нельзя допустить, чтобы убийца отделался небольшим сроком, а полицейские — штрафом».
Дело Канюса поступило в суд еще в ноябре. Но пока все заседания по нему откладывались из-за неявки подсудимого (по болезни) или свидетелей. А вскоре должен начаться процесс против не отреагировавших на вызов полицейских.
Сегодня, 26 февраля, суд Кемерова удовлетворил ходатайство гособвинителя о возврате прокурору дела о халатности полицейских, которые в январе 2020 года не отреагировали на вызовы в дом, где была убита 23-летняя девушка. Ходатайство было заявлено для переквалификации обвинения по более тяжкому преступлению, передает ТАСС.
Обвинение полицейским Дмитрию Тарицыну и Михаилу Балашову было предъявлено по статье «Халатность». Однако, по мнению гособвинения, изложенные в обвинительном заключении обстоятельства свидетельствуют о том, что в результате халатности полицейских наступила смерть студентки, а это соответствует признакам другого преступления — халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Суд эти доводы признал обоснованными.