- Сплошная Политика
Референдум и новый-старый президент: с чем Молдова идёт к парламентским выборам
В Молдове завершился выборный марафон: утверждены итоги конституционного референдума, избран президент страны. На протяжении более чем двух месяцев республика жила подготовкой к событиям, результаты которых должны определить её дальнейший путь развития. Как это было и с какими итогами страна зайдет в новый виток парламентских выборов, которые должны состояться уже в следующем, 2025 году.
Референдум состоялся, большинство сказало «да»
В один день с выборами президента страны проходил конституционный референдум. Граждане Молдовы должны были ответить на вопрос, поддерживают ли они внесение изменений в Конституцию в целях присоединения Республики Молдова к Европейскому Союзу? Несмотря на предварительные социологические опросы, по которым более 60 % приветствовали вступление Молдовы в ЕС, голоса избирателей поделились практически поровну. И только активность представителей диаспоры перевесила количество сказавших «да» на 0,38 % (10 564 человека).
Связанный с Иланом Шором оппозиционный блок «Победа» и Партия коммунистов устроили у здания Конституционного суда страны 31 октября акцию протеста против признания результатов референдума о вступлении в Евросоюз. В этот же день Конституционный суд утвердил результаты референдума. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
Политический обозреватель Алексей Тулбуре в видеопередаче, проходившей в студии «СП» после референдума, объяснил его итоги так: «Результат был неожиданным, давайте откровенно, отсюда и такие настроения. Настроение растерянности во многом, шока, дезориентации, потому что ждали уверенной победы опции «да» за европейскую интеграцию. На территории страны результаты были в пределах 44-45 %, и только участие диаспоры исправило ситуацию. В общем, референдум состоялся и победила проевропейская часть с минимальным перевесом. Почему это случилось? Это случилось потому, что референдум во многом превратился не столько в выбор между проевропейским путем развития и непроевропейским, сколько в плебисцит, выражающий отношение к власти, в протестное голосование «за» или «против» существующей власти».
Он также отметил, что на результатах референдума сказалось и «внешнее вмешательство в виде прямого подкупа голосов, через сети Шора, о которых мы все уже узнали, в которых участвуют сотни тысяч человек».
В Европе результаты референдума, прошедшего в Молдове, восприняли положительно.
Депутат Европарламента Зигфрид Мурешан отметил, что результаты референдума станут стимулом для ускорения евроинтеграции Молдовы, а победа на референдуме отражает волю народа, несмотря на попытки России вмешаться в процесс. «Результаты выборов — это победа народа Республики Молдова. Это победа над Россией, которая мобилизовала беспрецедентные ресурсы в попытке повлиять на исход демократических выборов и референдума. Двойной результат референдума не означает, что Молдова разделена, это означает, что, несмотря на пропаганду и массовое участие Российской Федерации, люди нашли в себе силу выбрать Европу», — написал Мурешан на своей странице в «Фейсбуке».
Первый тур выборов президента определил лидеров
На пост главы государства претендовали 11 кандидатов, как представляющих различные политические формирования, так и объявивших себя независимыми. Изначально было очевидно, что большая часть из них не сумеет набрать больше 1-2 %, а их участие в выборах не преследует цели победить, а скорее попробовать силы своих партий или свои личные в преддверии предстоящих парламентских выборов.
Различные социологические исследования определили трёх лидеров предвыборной гонки, между которыми должна была состояться борьба за должность президента:
- действующий президент Майя Санду от партии «Действие и солидарность»,
- экс-генпрокурор Александр Стояногло от Партии социалистов (ПСРМ)
- и бывший примар Бельц Ренато Усатый от «Нашей партии».
Также большинство политических аналитиков сходились во мнении, что выборы президента пройдут в два тура, ни один из кандидатов не сможет получить результат в первом туре, позволяющий рассчитывать на победу. Так и произошло.
Действующему президенту удалось заручиться поддержкой 42,45 % (656 364) избирателей, её основному оппоненту, Александру Стояногло оказали доверие 25,98 % (401 726) избирателей. На третьем месте оказался Ренато Усатый с результатом 13,79 % (231 168 человек).
Ирина Влах и Виктория Фуртунэ заняли четвертое и пятое места, получив соответственно 5,38 % (83 226) и 4,45 % (68 779). Чуть больше 3 % удалось получить Василию Тарлеву и 2 % — Иону Кику. Результаты остальных кандидатов — Октавиана Цыку, Андрея Настасе, Натальи Морарь и Тудора Ульяновского, не превысили 1 %.
Таким образом, во второй тур выборов президента вышли два кандидата: Майя Санду и Александр Стояногло.
Ренато Усатый, получивший третий результат, не стал призывать своих избирателей голосовать за кого-то из них. В видеообращении к своим избирателям он сообщил, что не будет голосовать ни за Майю Санду, ни за Александра Стояногло и призвал принимать собственные решения. «После консультации с гражданами, с членами „Нашей партии“ принял решение: я не буду голосовать ни за одного кандидата. Но я не имею права решать за граждан. Каждый гражданин должен нести персональную ответственность за свой голос во втором туре. Поступайте так, как считаете нужным», — заявил Ренато Усатый, подчеркнув, что он обещал не поддерживать никого в случае второго тура.
Второй тур определил победителя
Перед вторым туром голосования 27 октября Майя Санду и Александр Стояногло впервые встретились на дебатах. Дебаты прошли без модератора, поскольку предложенная кандидатура Георге Гонцы вызвала скандал в общественном пространстве из-за сомнений в его журналистской независимости и беспристрастности. Оппоненты задали друг другу по 10 вопросов.
Политические аналитики по-разному оценили успех на дебатах контркандидатов. Алексей Тулбуре считает, что Майя Санду была более убедительной, а «Александр Стояногло не был убедительным на этих дебатах, а во многих его вопросах и ответах звучала позиция «людей, которые за ним стоят».
Оппозиционные политики отдали победу в дебатах Александру Стояногло, посчитав, что Майя Санду, вместо того чтобы говорить о программе будущей деятельности, сосредоточилась на промахах Александра Стояногло в его бытность генеральным прокурором и допустила нервную риторику в обсуждении экономических вопросов страны.
Предсказывать итоги второго тура выборов никто не решался — шансы на победу у кандидатов были практически равными. Абсолютное большинство кандидатов, участвующих в первом туре, строило свою предвыборную кампанию на критике действующего президента, однако социологи затруднялись утверждать, что при этом их избиратели автоматически проголосуют за оппонента Санду.
3 ноября во время выборов была отмечена активность избирателей не только на правом, но и на левом берегу Днестра. Поступала информация о большом количестве желающих принять участие в выборах на зарубежных избирательных участках. СМИ демонстрировали большие очереди в посольствах Молдовы в Москве, Баку, Стокгольме, на избирательных участках европейских стран. В общей сложности в выборах приняли участие 1 699 025 избирателей, что обеспечило одну из самых высоких явок за историю выборов в Молдове в 54,31 %.
ЦИК в этот день сообщал о получении информации о минировании 6 зарубежных участков. Сообщалось также о временном закрытии 3 участков в Варнице и перекрытии движения на мосту из-за полученной информации о минировании.
В 21 час почти все избирательные участки были закрыты, кроме Варницы, где продлили работу участка, и начался подсчет голосов. При первом подведении итогов Александр Стояногло опережал Майю Санду. После подсчета всех голосов внутри страны Александр Стояногло получил 51,19 % избирателей. Майя Санду — 48,81 %.
Когда начала поступать информация с зарубежных избирательных участков, стало понятно, что ситуация меняется, как и лидер президентской гонки. После подсчета всех избирательных протоколов Майя Санду набрала более 930 тыс. голосов избирателей, то есть 55,41 %, а Александр Стояногло — более 748 тыс. голосов, что составило 44,59 %. Впервые в истории Молдовы действующий президент получает второй мандат в ходе прямых выборов.
Молдавская диаспора установила рекорд явки во втором туре президентских выборов — всего проголосовали свыше 329 000 граждан, проживающих за рубежом. В первом туре проголосовали свыше 240 000 граждан из диаспоры.
Явка в Бельцах составила 51,98 %. Бельчане отдали предпочтение Александру Стояногло. За него проголосовали 69,98 % избирателей. 30,02 % отдали свои голоса действующему президенту.
После оглашения предварительных результатов Майя Санду обратилась к гражданам республики. Она сказала, что «услышала голос каждого: и тех, кто её поддержал, и тех, кто голосовал за Александра Стояногло». Она пообещала «быть президентом для всех». И отметила, что «сейчас важно объединить общество и сохранить мир».
В ПСРМ заявили, что не признают результаты голосования на зарубежных участках, и назвали Майю Санду «президентом диаспоры». Социалисты заявили, что «Александр Стояногло — подлинный победитель президентских выборов в Молдове, а Майя Санду — нелегитимный президент».
Майя Санду заявила, что в ходе предвыборной кампании и самих выборов Молдова столкнулась беспрецедентной атакой на свободу и демократию. Молдавские власти заявили, что Россия за последние два месяца перед первым туром потратила более $39 млн на то, чтобы повлиять на результаты президентских выборов в Молдове. О подкупе избирателей регулярно сообщали правоохранители, которые выявляли координаторов и активистов этого процесса, инициированного Иланом Шором во всех регионах страны. Об этом же постоянно говорили и внешние наблюдатели.
Почему рано ставить точку?
Выборы завершились. Они определили победителей и побежденных. В очередной раз показали, что в Молдове общество всё ещё разделено на два лагеря с разными взглядами, которые так и не удалось пока объединить. Осталось много вопросов к нынешней власти и правительству, которые за 4 года не сумели убедить людей в правильности своих действий, не справились с взятыми на себя обязательствами по реформированию системы юстиции, борьбе с коррупцией, повышению благосостояния своих граждан. Правда, нельзя сбрасывать со счетов те сложности и кризисы, которые выпали на первый президентский срок Майи Санду и внесли существенные коррективы в жизнь не только Молдовы, но и всего континента, и даже мира.
В пылу предвыборных страстей многие отодвинули на второй план тот факт, что говорить о том, что путь страны на ближайшие 4 года определен — преждевременно. Молдова — парламентская республика, а это означает, что очень многое будет зависеть от исхода парламентских выборов, которые не за горами. У действующей власти, во главе с новоизбранным президентом, не так много времени осталось для того, чтобы упрочить свое положение, которое оказалось далеко не непоколебимым.
Если внутри страны избиратель по-прежнему разделился, условно говоря, на проевропейского и пророссийского, то как будет голосовать диаспора, которая спасла эти выборы, спрогнозировать невозможно. Игроков на парламентских выборах будет достаточно, поэтому можно сказать, что всё только начинается.
Нелли Ланская
Читайте также:
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.