- Серьёзная Проблема
«Мы стали заложниками ситуации»: выпускники Славянского университета не могут защитить дипломы
В «СП» обратилась группа выпускников Славянского университета Кишинева. Они хотели рассказать о ситуации, в которой оказались не по своей воле. Поступив в магистратуру на факультет психологии два года назад, они не смогли выйти на защиту диплома, так как оказалось, что у университета нет аккредитации не только на эту специальность, но и на курс магистратуры в целом. Более 30 магистрантов со всех факультетов, пройдя платный курс обучения, не могут защитить диплом, так как на это нет законных оснований. Как такое могло произойти и можно ли изменить ситуацию? Мы вместе искали ответ.
«Мы терпеливо ждали, а потом поняли, что нас обманули»
Староста группы психологов Юлия рассказала «СП», что все студенты до последнего момента были уверены, что вопрос разрешится и они смогут защитить дипломы пусть даже в другом вузе, как это было в прошлом году. Но чуда не произошло.
— В 20-х числах июня мы узнали, что университет нас обманывает и, скорее всего, у нас не будет аккредитации, а значит, и защиты. Мы, когда поступали 2 года назад в этот вуз в магистратуру по психологии, конечно, понятия не имели о том, что нас будет ждать. В процессе обучения вопросов не было. Нас готовили серьезно, мы сдавали сессии. Нам назначили научных руководителей для подготовки дипломных работ. Все шло как в нормальных университетах. Все студенты, мои коллеги, пришли осознанно, чтобы заниматься психологией. <…> У нас на факультете психологии 11 человек. С другими факультетами — больше 30. В конце мая у нас прошла предзащита внутри университета. Нам говорили, что защита будет в Госуниверситете. Мы только во второй год учебы узнали, что защищаться будем не в нашем университете, и очень удивились. Нам сказали, что в прошлом году защищались в университете им. Крянгэ, а в этом — в Госуниверситете. Но дата пока не известна, предположительно это будет в июне. А потом началось... <…> Мы хотели знать, когда защита? Нам даже велели в последний момент изменить титульные листы под Госуниверситет. Мы ждали, когда нам назначат дату защиты. <….> Но стало уже понятно, что раз нам в последнюю неделю не назначают защиту, то ее может и не быть.
Мы пишем, звоним в нашу администрацию, нам ничего не отвечают. Еще сказали такую фразу, чтобы мы пока не распечатывали дипломные работы, а выслали в электронном виде. <…> Когда мы поняли, что наши молчат, стали бить тревогу. <…> Стали бегать, звонить, узнавать. В Госуниверситете нам сказали, что они первый раз слышат о защите от Славянского. Мы, наконец, поняли, что нас просто обманывают.
Мы написали письмо премьер-министру Речану, в котором все объяснили, что происходит. Мы звонили в министерство, в департамент высшего образования. Нам сказали, что знают о нашей проблеме и будут какие-то дополнительные инструкции. <…> Мы поняли, что министерство не давало никакого приказа о защите дипломных работ в Госуниверситете, а без этого, конечно, ничего не может произойти, — с сожалением констатировала Юлия.
«Кто мог подумать, что в наше время существуют вузы без аккредитации?»
Наша собеседница считает, что руководство университета устранилось от возникшей проблемы, а сотрудники министерства находятся в растерянности и не знают, как законным путем ее решить.
— С нами выходит на связь в нашем университете только Ольга Валентиновна Дацкая, продекан, юрист. Она нам рассказывала о том, что мы будем защищаться в Госуниверситете, потом в нашем университете. Когда мы спросили, как мы это можем сделать, если нет письма из министерства, она нам сказала «по умолчанию, нам не отвечают из министерства, мы по умолчанию проведем». <…> Мы прекрасно понимаем, что это незаконно и никто на это не пойдет. Сейчас уже все молчат. <…> Мы оказались заложниками ситуации.
В министерстве нам подтвердили, что аккредитация на все специальности магистратуры приостановлена еще в 2021 году. Они [работники университета] должны были продлить ее и платить за продление за каждую специальность. Но они этого не сделали, однако, каким-то образом договаривались с кем-то из министерства, чтобы защищаться в других вузах и выдавать диплом государственного образца. <…> Кто бы мог подумать, что в наше время существуют вузы, которые работают без аккредитации. Должны же существовать какие-то органы, которые это контролируют. <…> Наша цель — защититься и получить диплом. Мы учились два года, прошли всю программу, сдавали сессии. Мы хотим, чтобы люди больше не велись на это. Нет огласки, люди по-прежнему оплачивают контракты для дальнейшего обучения. У нас учатся и люди из других стран, которые вообще не знают, что происходит, — негодует Юлия.
Чтобы оперативно читать новости, подписывайтесь на наш телеграм-канал t.me/gazetasp.
«Ждите официального письма»
На очной встрече в Министерстве образования 4 июля выпускникам магистратуры Славянского университета предложили ждать официального ответа после разбирательства возникшей ситуации. Это до 30 суток.
— У меня сложилось впечатление, что они не знают, что с нами делать. <…> Нам не ответили на вопрос, почему на сайте Министерства образования нет информации, что у Славянского университета нет аккредитации на обучение в магистратуре? В списках частных вузов, прошедших аккредитацию, есть и Славянский университет. Оказалось, что речь идет только о лиценциате. Присутствующий на встрече сотрудник министерства Аркадие Андронник обозначил свою позицию. Он сказал: «Вы, когда покупаете ворованную машину и не знаете, что она ворованная, у вас ее забирают и денег обратно не дают. Вот примерно так с вашим дипломом. Мы не можем гарантировать вам защиту. Мы должны найти законные основания, которые могли бы позволить вам это сделать. Ждите официального письма». <…> У нас нет другого выхода, кроме как ждать, — завершила Юлия.
Ситуацию прояснить не удалось
Мы в свою очередь тоже попытались поговорить с теми, кто мог бы прояснить ситуацию. Ни ректор университета Олег Бабенко, ни его заместители нам не ответили. Удалось связаться с продеканом Ольгой Дацкой. Наш диалог был коротким и крайне неконструктивным.
- Журналист: — Вы не могли бы прояснить ситуацию, связанную с защитой дипломов выпускников магистратуры факультета психологии?
- Ольга Дацкая: — К сожалению, я не могу ответить на ваши вопросы, потому что вы организация, которая такую конфиденциальную информацию получать не имеете право.
- Ж. : — Мы имеем право получать информацию и доводить ее до общественности. Это наша работа.
- О. Д.: — Вы как бы издание, а интервью я давать не буду, а это у вас называется интервью. Никакую информацию я дать не могу. До свидания.
- Ж.: — А кто может дать?
- О. Д.: — Обращайтесь в министерство. Я вам никакой информации дать не могу. Хорошего дня!
Мы так и сделали, но здесь повезло еще меньше. На наши звонки госсекретарь Министерства образования Адриана Казаку нам не ответила. Вынуждены согласиться с нашей собеседницей Юлией: университет устранился от решения проблемы, а в министерстве не знают, что делать.
Славянский университет приостановил свою деятельность
8 июля Министерство образования и исследований официально проинформировало кандидатов на поступление 2024 года о приостановке деятельности Славянского университета с 22 июля 2024 года. В информации сказано, что «решение было одобрено на общем собрании учредителей Славянского университета 20 мая 2024 года в связи с тем, что учреждение не получило аккредитацию программ лиценциата и магистратуры и после многочисленных предупреждений, вынесенных вузу министерством в связи с этим».
Славянский университет 30 мая обратился к Национальному агентству по обеспечению качества в образовании и исследованиях с просьбой отозвать процедуру аккредитации своих программ: «Бизнес и администрирование», «Маркетинговая логистика», «Психология» и «Информационные технологии». После приостановки преподавательской деятельности студентов Славянского университета собираются перевести по личному запросу на те же программы обучения, аккредитованные в других вузах.
Есть надежда, что студенты, перешедшие в другие вузы, смогут окончить учебу и защитить дипломные работы. Но открытым остается вопрос, что делать тем, кто уже завершил образование в этом учебном заведении. За два года обучения ими было затрачено на оплату контракта более 17 тысяч леев. Кроме того, они уже оплатили стоимость защиты и получения диплома в размере 850 леев, а также студенческий билет, которого никогда не получали, в сумме 450 леев. О моральных издержках речи уже не идет. Вернуть все это уже не удастся. Но, согласитесь, для получения справки о прослушанном курсе психологии или другой дисциплины это дороговато.
Нелли Ланская
Читайте также:
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.