- Серьёзная Проблема
Споры о подъездном пути к магазину Bonus продолжаются: чего хочет магазин и что отвечают власти
На последнем заседании комиссии по безопасности дорожного движения Бельц, которое состоялось 16 июня, рассматривался вопрос о том, чтобы обеспечить проезд обслуживающего автотранспорта к магазину Bonus. Комиссия отклонила запрос представителей супермаркета, сославшись на ряд причин. После этого с редакцией «СП» связался директор гипермаркета Bonus, который воспользовался правом на реплику. Мы решили разобраться в конфликте и выслушали все стороны.
«Авторизацию нам дали, а подъезд обслуживающего транспорта запретили»
Директор магазина Bonus Александр Орищук рассказал «СП» о том, что вопрос об организации подъездного пути для технического транспорта обсуждается с 2019 года.
— Мы никогда не рассматривали вариант подъездного пути через парк. Мы хотим организовать проезд по ул. Индепенденцей. В 2019 году мы разработали проект, который нам сказали сделать в примарии. Мы его предоставили. Представители примарии сказали нам изменить его. Мы изменили и опять предоставили его. Потом началась пандемия, и этот вопрос больше не рассматривался.
А сейчас на трёх последних заседаниях снова начинается непонятно что. Нас просят согласовать план то с местной полицией, то с республиканской. А в конце вообще говорят, что этот проект незаконный. Нам сказали, что сначала его нужно было вынести на градостроительный совет. Хотя на градсовет выносятся вопросы, которые связаны со строительством, изменением или расширением объектов.
Мы же в свою очередь планируем на уже существующем асфальте сделать разметку, вбить 118 столбиков ограждения через каждые 70 сантиметров и поставить предписывающие знаки. Для такого типа работ не нужен ни градостроительный сертификат, ни тем более градостроительный совет.
У нас есть сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком — «СП») на землю от рампы нашего магазина до костёла. Всё, что выложено плиткой, — всё это земля сервитута. Это зафиксировано в Генплане. Сейчас в примарии говорят о том, что намечается реконструкция парка и летней эстрады. Я не понимаю, как в примарии не видели в Генплане, что эта земля предназначена для обслуживания коммерческого объекта. Суть претензии в том, что в примарии нам дали авторизацию, а подъезд обслуживающего транспорта запретили, — говорит Александр Орищук.
Хотим получить разъяснения от примарии на основании закона
— Когда-то здесь был знак «Движение запрещено» (3.2). Под этот знак наши машины свободно могут проезжать при наличии сопроводительных документов. Сейчас тут стоит знак «Въезд запрещён» (3.1). Ощущение, что этот знак поменяли нарочно.
Мы хотим по ул. Индепенденцей оградить четыре метра от бордюра столбиками для того, чтобы на этот подъездной путь не заезжали на велосипедах, самокатах или скейтах. Если мы отделим линию, то это будет и удобно для нас, и безопасно для людей.
У нас есть план-схема со всеми техническими характеристиками, со всеми знаками и со всеми разметками. План-схема уже утверждена в республиканской и в местной полиции. Но примария взяла и перевернула всё так, будто это не план-схема, а проект, который требует градостроительного сертификата и градсовета.
Мы хотим получить разъяснения от примарии на основании какого пункта в Законе № 163 «О разрешении выполнения строительных работ», нам не утвердили наш план-схему, утверждённую республиканской и местной дорожной полицией и сделанную на основании одного из запротоколированных заседаний комиссии по безопасности движения в 2019 году, — комментирует директор магазина Bonus.
Экспедиторы: работать в таких условиях трудно
Журналист «СП» также пообщалась с экспедиторами гипермаркета Bonus, которые рассказали, с какими сложностями им приходится сталкиваться.
— Однозначно могу сказать, что так работать невозможно. Мы уже сделали три захода во время разгрузки товара, и думаю, что придётся ещё. Каждый раз мы теряем по полтора часа на такую разгрузку. Особенно сейчас в жару это очень тяжело. Асфальт под ногами плавится. Приходится ускорять темп работы.
Ни в одном гипермаркете страны нет такой ситуации. Везде есть организованный подъезд для обслуживающего транспорта. А нам приходится сталкиваться вот с таким положением, — уверяют экспедиторы.
Главный архитектор: мы не могли рассматривать исполнительный проект
«СП» обратилась за комментарием к начальнику Управления архитектуры и строительства Ивану Маковскому. Он пояснил, почему на последнем заседании комиссии по безопасности дорожного движения с повестки был снят вопрос о подъезде обслуживающего транспорта к магазину Bonus.
— На заседании комиссии по безопасности движения представитель гипермаркета Bonus предоставил документ, на котором было написано «Proiect de execuție» (Исполнительный проект). Сам проект у них назывался «Схема организации дорожного движения». Исполнительный проект, согласно законодательству, делается на основе определённых документов. По всей видимости, когда ранее рассматривался их вопрос, скорее всего, рассматривалась сама идея. То есть представители магазина просили рассмотреть их концепцию подъездного пути.
Когда на заседании комиссии по безопасности дорожного движения секретарь предоставил членам комиссии эти материалы, то я увидел «Исполнительный проект». Я как архитектор должен спросить, есть ли основания проектировать его. Для этого должен быть градостроительный сертификат.
Проектировщик должен был руководствоваться процедурой NCM (Normativ în Construcții Moldovean) 2012 года. В главе № 5 «Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации» в пункте 5.1.1 написано, что разработка проектной документации осуществляется при наличии градостроительного сертификата на проектирование.
Я понимаю представителя гипермаркета Bonus, но, по всей видимости, его ввели в заблуждение сами разработчики проекта. Они должны были разрабатывать эскизный проект, а не исполнительный проект. В Законе № 163 «О разрешении выполнения строительных работ», ст. 2 есть информация о том, что такое эскизный проект и что он предусматривает. Его можно сделать и без градостроительного сертификата на проектирование. Но он опять же должен иметь определённый объём развёртки и так далее. Вот это мы могли бы рассмотреть. А исполнительный проект мы не могли рассматривать.
Я просто не знаю, как проектант мог это разрабатывать, когда он не получил от примарии всю информацию, которую мы обычно указываем в градостроительном сертификате. Там есть юридические, технические и архитектурно-градостроительные режимы.
Если бы мы дали какое-то заключение на их проектную документацию, то контролирующие органы могли бы наказать проектанта за то, что он проектирует без градостроительного сертификата. Я думаю, что таких проблем никому не хочется, — рассказал Иван Маковский.
Примар: всё должно быть по законодательству
В рамках программы «Связь Прямая» «СП» обратилась к примару Бельц Николаю Григоришину, чтобы узнать его мнение о сложившейся ситуации. Как отметил примар, разрешать спор с подъездным путём к гипермаркету нужно исключительно по закону.
— У нас есть наша пешеходная зона. Изначально, если вспомнить, на месте гипермаркета был стрелковый тир. Я, будучи ещё подростком, ходил туда и стрелял, как и тысячи моих сверстников. Потом деятели схем, назовём их так, сделали на этом месте ресторан. Потом нашли покупателя и решили, что ресторана там не будет, а будет супермаркет. И когда он строился, никто не спрашивал о том, куда и как завозить товар. Представители магазина устроили подъездные пути через летнюю эстраду. 70 машин приезжают туда в дневное время суток и разгружают там товар.
А тут ходят наши бельчане, прогуливаются пенсионеры. Люди поинтересовались, кто дал разрешение ездить там этим машинам. И если вы помните, Ренато Усатый запретил это делать и сказал привозить товары в ночное время. Администрации магазина такой вариант не подходит, поэтому они стали придумывать разные столбики и так далее. Я ни в коем случае не против самого экономического агента. Это прекрасный магазин с прекрасным администратором, нашим бельцким парнем. Но есть правила, есть законодательство.
Сначала нужно прийти и получить сертификат на проектирование. А они принесли уже готовый проект. Его согласовали уже в Кишинёве в дорожной полиции. Так, может, для начала нужно было выйти на место и посмотреть, что здесь и спросить наших архитекторов, есть ли тут вообще дорога? Я сказал администрации магазина, что нужно всё делать по закону, не нужно делать, как вам хочется.
Первый шаг со стороны экономического агента — это прийти и написать заявление на получение сертификата на проектирование, а не делать от себя проекты. Главный архитектор на комиссии сказал дважды, что не подпишет этот проект, так как он незаконный. Также на последнем заседании по безопасности дорожного движения я высказался о том, что по проекту, который мы выиграли и который через три месяца уже должен запуститься, там будет реконструкция летней эстрады. Поэтому я вообще не вижу там разгрузки бусиков.
Выход во всей этой ситуации — это делать всё по закону. В 2018 году, кстати, я им разрешил это. Я сказал лишь, чтобы они сделали в парке для наших ребят какие-то сооружения, какие-то турники, и тогда мы выйдем к людям и скажем, что экономический агент хочет сделать подъезд своего транспорта. Но опять же, мы обговорим время подъезда, повесим знаки, когда можно заезжать, а когда нет и так далее. Но сделаем при этом что-то хорошее и для города. Экономический агент, который зарабатывает в городе, тогда отказался это сделать, — прокомментировал Николай Григоришин.
Согласно Параграфу
Мы ещё раз обратились к Закону № 163 «О разрешении выполнения строительных работ» и посмотрели, какой вид работ не нуждается в наличии градостроительного сертификата.
Согласно статье 14, строительные работы, которые могут выполняться без градостроительного сертификата для проектирования и разрешения на строительство следующие:
(1) Без градостроительного сертификата для проектирования и разрешения на строительство могут выполняться работы, не изменяющие несущую конструктивную схему, внешний вид, исходные характеристики строений и соответствующих сооружений. К этой категории работ относятся:
- ремонт ограждений, кровель, покрытий или террас, когда не изменяется их форма;
- замена и ремонт полов, внутренних и внешних столярных элементов, если сохраняются форма и размеры проемов;
- работы по внутренней отделке;
- работы по наружной отделке, если не изменяются элементы фасада и цветовые решения;
- замена или ремонт печей, сооружений, систем, технического и санитарного оборудования и устройств внутри здания;
- замена или ремонт узлов подключения объекта к наружным инженерным сетям в пределах собственности;
- текущий ремонт путей сообщения, подъездных дорог, парковок, тротуаров и лестниц;
- работы по содержанию, текущему ремонту инфраструктуры путей сообщения с сохранением трассировки, функций, площадей и объемов;
- подземные и наземные похоронные работы на кладбищах;
- установка малых архитектурных форм;
- обустройство участка, прилегающего к существующему строению;
- вспомогательные сооружения, пристройки площадью застройки до 15 м2 к частным жилым домам, расположенные на участках, являющихся частной собственностью.
Илона Гоменюк
Фото: Юрий Гагарин
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.