- Сами Посудите
«Приходится прятаться в бункерах и молиться». Бельчане, живущие в Израиле, рассказали о военном конфликте
С 10 мая между Израилем и Палестиной не прекращаются обстрелы. Из сектора Газа по израильским городам летят ракеты. Израильские военные отвечают тем же и авиаударами. Есть жертвы с обеих сторон. «СП» связалась с бывшими соотечественниками, которые сейчас проживают в Израиле, и из первых уст узнала о том, что сегодня там происходит.
«Люди напуганы»
Денис Штейман проживает в городе Ашкелон на юго-западе Израиля, примерно в 15 км от сектора Газа. Сейчас город постоянно подвергается обстрелам.
— В этот раз мы, можно сказать, отхватили больше всех. Ракет выпускают очень много, сирены звучат практически постоянно. В первые пару дней это была просто жесть, никто не ожидал, что бомбить будут в таких количествах.
Но в Израиле есть противоракетная система «Железный купол», которая в основном сбивает ракеты, выпущенные из сектора Газа. Выпустили уже более 1000 ракет, 80 % которых долетели до Израиля. Попали на землю, то есть не были сбиты в воздухе, ракет 30. То есть «Железный купол» очень спасает. Иначе разрушения и жертвы исчислялись бы по-другому.
Вид с балкона квартиры Дениса Штеймана.
Серьёзное попадание было в Ашкелоне в нефтепровод. Был большой пожар, который продолжался больше суток. Над городом долго стоял смог.
Горит нефтепровод. Видео Дениса Штеймана
— Люди находятся в шоке, без надобности стараются не покидать дома. Мы с супругой по утрам всегда добираемся до работы через пробки на дорогах, а сейчас автомобилей мало, дороги практически свободны. Школы и детские сады закрыты. Работают предприятия жизнеобеспечения населения: энергетические, пищевой промышленности, коммунальные и т. д., продуктовые и хозяйственные магазины. Также могут работать компании, у которых есть защищённые помещения, где сотрудники могут быстро укрыться в случае объявления тревоги. Маленькие предприятия, например, парикмахерские, без убежищ, закрыты.
Одна ракета упала в 300 м от нашего дома, попала в одно из зданий школы, где учится мой ребёнок. Если бы в тот момент там находились дети, жертв было бы очень много, — говорит Денис Штейман.
В Израиле есть три варианта убежищ: «мамад», «миклад» и «мигунит».
— В относительно новых домах есть защищённые комнаты — «мамад». Стены сделаны из армированного бетона, двери бронированные, на окнах — стальные ставни. Но в эту среду, наверное, впервые в истории Израиля «мамад» не защитил. В Сдероте (город недалеко от Ашкелона, ближе с Сектору Газа — «СП») один из осколков снаряда пробил стальные ставни комнаты, погиб 6-летний ребёнок. Люди напуганы, так как не чувствуют себя в безопасности даже в защищённых комнатах. Из Сдерота жители стали спешно уезжать на север. Многие израильтяне, проживающие на севере приглашают тех, кто потерял кров или боится оставаться дома, пожить у них бесплатно или за мизерную плату.
Наш дом более старой постройки, у нас в квартире, к сожалению, нет защищённой комнаты. В подвале дома есть бомбоубежище — «миклад». Но мы живём на 7-м этаже, а пользоваться лифтом во время сирены нельзя, как и при других чрезвычайных ситуациях. Теоретически мы можем спуститься вниз и находиться внутри, но бегать вверх-вниз после каждой сирены невозможно. В таких случаях считается достаточно безопасным спуститься на предпоследний этаж дома и оставаться на лестничной площадке. Лестничная площадка обычно бетонированная и далеко от внешних стен, поэтому считается относительно защищённым местом. Мы чаще всего находимся на лестнице.
Есть также общественные «миклады». Например, в микрорайонах малоэтажной застройки, где в домах нет бомбоубежищ или защищённых комнат. От каждого дома до такого «миклада» можно добежать за 5-10 секунд. Они рассчитаны на количество людей, проживающих в этом районе.
Третий вид защиты — переносное бомбоубежище — «мигунит». Это бетонная конструкция, которую устанавливают в местах, где недостаточно «микладов», а также возле общественных остановок. Количество «мигунитов» в городе постоянно увеличивают.
По словам Дениса Штеймана, очень много сделано для организации оповещения населения.
— По городу ездят машины и призывают людей не покидать дома, оставаться в защищённых местах. По телевизору во время передач идут титры, в которых пишут, в каких районах объявлена тревога. Сами сирены звучат зонально. Например, у нас в Ашкелоне, если стреляют по южному району города, то в северном вой сирен не слышно. Это сделано, чтобы лишний раз не беспокоить людей, так как раньше многие получали травмы именно по дороге в «миклад» — люди спотыкаются, падают, ломают ноги и т. д.
Кроме того, есть приложения для телефонов, в которых приходит оповещение о том, где объявлена тревога. Можно в настройках установить любой населённый пункт. Наша старшая дочь живёт на севере, но через приложение она всегда знает, когда у нас идёт обстрел, — рассказывает Денис Штейман.
Здание, в которое попало ракета, через два дома от квартиры Дениса Штеймана.
Для каждого населённого пункта Служба тыла разрабатывает указания, как вести себя в случае тревоги. Все жители с ними ознакомлены и стараются соблюдать, потому что это спасает жизнь. Например, если сигнал тревоги застал в автомобиле, следует остановиться на обочине, выйти из машины и зайти в ближайшее здание или укрытие. Если добраться до укрытия невозможно — необходимо выйти из машины, лечь на землю и прикрыть голову руками.
— Считается, что с момента, как зазвучала сирена, у жителей нашего города есть 30 секунд, чтобы укрыться в защищённом помещении. У жителей Сдерота — 15 секунд, Тель-Авива — 40-45. Это период до того, как ракета может упасть на землю. Но в реальности это время ещё меньше.
Учитывая, что мы только избавились от «короны», так как в борьбе с коронавирусом Израиль был впереди планеты всей, у нас говорят: «сняли маски — надели каски». И ещё шутят: «Победив корону, Израиль вернулся к обычной жизни — в бомбоубежища», — поделился Денис Штейман.
Израиль был готов к наземной атаке
По словам бывшего бельчанина Нойе Ротару, в некоторых зонах Израиля пока спокойно, но никто из жителей не знает, когда спокойствие нарушится.
Нойе Ротару, работающий в сфере ухода за пожилыми людьми в Израиле, одним из первых наших соотечественников вакцинировался от коронавируса еще в декабре. Тогда об этом писала «СП». Фото из личного архива
— На севере Израиля, в городе Хайфа, где я проживаю, мир и спокойствие. Главная проблема была и будет на юге страны, в районе сектора Газа и Палестины. Последние два-три года ситуация в этой зоне немного успокоилась. Конечно, раз в несколько месяцев сектор Газа по-прежнему бросал ракеты, но всё же было поспокойнее.
Конфликт возобновился в день города Иерусалим. Сектор Газа пускает ракеты несколько раз в сутки, в основном очень пострадал Тель-Авив. В ответ на это Израиль наносит свои удары. К примеру, вчера было уничтожено 13-этажное здание в палестинском городе Рамалла, где обычно находятся главы ИГИЛА, — говорит Нойе Ротару.
Нойе подчеркнул, что местные СМИ пишут о готовности Израиля к наземной атаке. (Днем 14 мая стало известно, что Израиль таким образом ввёл всех в заблуждение и заманил ХАМАС в ловушку. Когда палестинцы спустились в туннели для организации обороны, на них сбросили авиабомбы.) Также бельчанин отметил, что нельзя предугадать, когда начнутся столкновения в Хайфе и других городах. В ночь на 13 мая ракеты ХАМАС уже разрушили дома в израильских городах Ришон Ле-Цион и Петах-Тиква рядом с Тель-Авивом.
Ночной взрыв одного из районов города Петах-Тиква. Видео из архива Н. Ротару
Люди остаются в бункерах
Другая наша соотечественница рассказала о том, что людям приходится сидеть в бомбоубежищах. Люди стараются выходить только при необходимости и очень боятся за своих близких.
— Мы с семьёй живём в городе Холон, недалеко от Тель-Авива. Это страшно, во что превращается мегаполис. Нас атакуют ракетными обстрелами, люди вынуждены сидеть в бункерах и молиться за свою жизнь.
Одна из ракет упала во дворе жилого дома в Петах-Тихве.
Вчера при одном обстреле пострадали мои знакомые. Они возвращались с работы. Сейчас они находятся в очень тяжёлом состоянии, и это страшно, когда понимаешь, что и с тобой может такое случиться. Школы и детские сады у нас временно не работают. Люди в растерянности, но при этом стараются не паниковать.
Не могу сказать, что люди хотят покинуть зону конфликта. Конечно, всё это страшно, но проблема Израиля и Палестины существует уже более 70 лет и люди научились как-то жить в условиях военных действий. Израиль наносит ответные удары, готовится наземная атака на палестинцев. Я не думаю, что весь этот ужас закончится скоро. С каждым часом конфликт обостряется всё сильнее, — говорит Эльвира Циммерман.
Справка-Пояснение
Сектор Газа — территория на берегу Средиземного моря, которая де-юре является одной из двух частей частично признанного арабского государства Палестина (наряду с территорией Западного берега реки Иордан). На востоке и севере сектор граничит с Израилем, от которого он отделён разделительным забором с контрольно-пропускными пунктами, а на юго-западе по суше граничит с Египтом, от которого отделён бетонной стеной. Длина сектора Газа составляет примерно 40 км, ширина — от 6 до 12 км. Общая площадь — около 360 км². Столица — город Газа.
Наталья Петрусевич
Илона Гоменюк
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.