- Следы Публикаций
История (не)реконструкции общественной бани в Бельцах. Почему проект не выгорел, сколько средств вложили и кто их будет возмещать
Что всё-таки будет с проектом бельцкой бани, которую начали реконструировать несколько лет назад, но в итоге не закончили? С таким вопросом в «СП» обратился читатель. Мы решили разобраться подробнее в этой истории: восстановили хронологию проекта, поговорили с руководством примарии о том, почему идея провалилась, сколько бюджетных денег на неё потрачено, кто виновен, кто будет возмещать расходы и что будет со зданием. Но обо всё по порядку.
Хроника банного проекта: от «прикольной идеи» до неприятного сюрприза
Впервые идею строительства общественной бани в Бельцах озвучил Ренато Усатый в феврале 2017 года. Во время прямого эфира в фейсбуке он сказал, что занимается проектом строительства «большой, прикольной» общественной бани. По его словам, бани очень популярны в России, в том числе в Москве. Он назвал баню местом, которое объединяет людей. «Приходят мужики, приходят женщины... Дети дошкольного возраста зубными щётками делают прорези между досками для того, чтобы посмотреть в женское отделение... Женщины посматривают в мужское... Вот такую прикольную идею весной этого года мы начнём уже конкретно реализовывать», — заявлял примар.
Ренато Усатый изначально озвучивал мысль строительства новой бани, поскольку старая общественная баня на шестом квартале сильно обветшала. Однако в итоге городские власти пошли по пути капремонта старого объекта.
В декабре 2017-го тогдашний вице-мэр Леонид Бабий, представляя бюджет на 2018 год, заявил, что на восстановление старого здания бани, которое расположено по улице Чичикало, 3, и находится в ведении МП «Гостиница „Бэлць“» выделят 1 млн леев.
Через два месяца, 16 февраля 2018-го, на заседании аппарата примарии и. о. мэра Николай Григоришин озвучил идею сделать не только баню, но ещё и социальную столовую и парикмахерскую. Так как здание двухэтажное, там было бы где всё это разместить. Как отмечал Григоришин, такие социальные комплексы он видел в России, и они успешно работали.
Спустя ещё 4 месяца, 21 июня, вопрос о бане снова подняли на заседании аппарата примарии. Как рассказала тогда Евгения Грати, директор Архитектурно-планировочного бюро, обустройство социальных бани и столовой застряли на этапе проверки в Кишинёве. Она добавила, что согласования займут ещё 2-3 недели.
В августе 2018-го в примарии начали искать подрядчика на проведение работ по реконструкции старого здания бани. На эти цели было выделено 8 млн леев.
24 октября был объявлен победитель тендера — фирма «AFLUX-Prim», которая взяла на себя обязательство провести все необходимые работы за 8,06 млн леев.
Уже буквально через неделю после того, как объявили победителя тендера, реконструкция бани стала поводом для политических баталий. Лидер молодёжного крыла бельцкого филиала Демпартии Алексей Онойко на своей странице в фейсбуке выступил с критикой проекта, в частности о нецелесообразности траты этих средств. В другом своём посте он призвал всех несогласных выйти на митинг.
5 ноября состоялся протест у примарии. На нём собралось около 30-40 человек. Алексей Онойко зачитал и призвал собравшихся поддержать петицию — обращение к местным властям, где от лица «большинства бельчан» предлагалось отказаться от реконструкции бани в пользу распределения средств на развитие спортивной и игровой инфраструктуры города.
Несмотря на недовольства, 1 декабря началась реконструкция бани. Строители начали разбирать старую кровлю.
В марте 2019 года реконструкцию пришлось остановить. При очистке потолков, строители заметили ржавую оголённую арматуру в плитах перекрытия здания. Это поставило под сомнение несущую способность здания. Тогда было принято решение провести ещё одну экспертизу. Вопрос об этом подняли на заседании аппарата примарии.
В апреле 2019-го выяснилось, что здание изначально возведено с нарушением строительных норм. Кроме ржавых арматур, обнаружились пустоты в плитах перекрытия, что не допускается при строительстве таких объектов, как баня. По результатам технической экспертизы, решили продолжить реконструкцию, но предварительно внести в проект изменения, предусматривающие усиление перекрытий.
В ноябре 2019 года «СП» пыталась выяснить судьбу здания, правда на тот момент ничего конкретного в примарии ответить не смогли. Лишь объяснили, что из-за обнаруженных нарушений в конструкции здания Архитектурно-планировочное бюро разработало проект устройства новых перекрытий. Но на это потребуется время и дополнительные средства.
В конце концов в августе 2020 года вице-мэр Николай Григоришин на своей странице в фейсбуке заявил, что ущерб от неудавшегося ремонта социальной бани будет возмещать муниципальное предприятие «Архитектурно-планировочное бюро», которое разрабатывало проект реконструкции старого здания на шестом квартале.
По словам Николая Григоришина, почти половина суммы, вложенной в реконструкцию здания, ушло на замену крыши.Что сейчас говорят в примарии?
С вопросами о судьбе бани мы обратились к вице-мэру Николаю Григоришину. Вот что следует из его комментария.
О какой сумме ущерба идёт речь?
Около 2 млн леев, которые израсходовали на первом этапе. Только на крышу ушёл 1 млн леев. Остальное — на отделочные работы.
Кто его будет возмещать?
Как и говорилось ранее, муниципальное предприятие «Архитектурно-планировочное бюро», которое разрабатывало проект. В примарии считают, что в бюро сразу могли выявить риски, но этого не произошло. Николай Григоришин: «Они неправильно прочитали [первую] экспертизу, из-за чего эту проблему [перекрытий] не выявили сразу. Они не увидели, что там нельзя строить».
Кто конкретно виновен?
В примарии виновными считают троих проектантов. Николай Григоришин: «Фамилии я не могу называть, так как в целом только суд решает — виновны или нет».
Как будет возмещаться ущерб?
Сейчас это определяется. Архитектурно-планировочное бюро не согласно со всей суммой ущерба в размере 2 млн леев. Николай Григоришин: «Этому отделу мы заплатили за проектирование, и вот только эти средства они признают, поэтому сейчас ведётся разбирательство».
Если возмещения не произойдёт, то в деле будет разбираться полиция, сказал Николай Григоришин.
Что будет дальше со зданием бани?
Пока не известно. Ясно только, что бани там не будет. Сооружение может быть использовано для других целей. Каких — пока не понятно.
Планируется ли баня в другом месте?
Тоже неизвестно. Это будет решать примар Ренато Усатый.
Архитектурно-планировочное бюро — без комментариев
Журналист «СП» связался с и. о. директора муниципального предприятия «Архитектурно-планировочное бюро» Андрианом Цугуем. Он объяснил, что не сможет ничего прокомментировать по этому вопросу, так как он недавно занял свою должность, и когда создавался проект по реконструкции здания бани, предприятие возглавлял другой человек.
Константин Хайретдинов
Фото: Юрий Гагарин
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.
Суждениями Поделись
Правила обсуждения
Оставить комментарий