- Сами Посудите
Активисты говорят об исходе врачей из бельцкой больницы из-за давления. Администрация обвинения отрицает
На этой неделе перед Бельцкой клинической больницей гражданские активисты Диана Гросу и Максим Бурдужа провели флешмоб под лозунгом «Не выгоняйте специалистов из больницы!». Они выразили недовольство работой администрации Бельцкой клинической больницы, из-за которой, по их данным, из учреждения уволились многие медики. Такого же мнения придерживаются и некоторые бывшие работники. Руководство больницы отвечает, что медики уходили по разным причинам, но не из-за давления, и считает обидными и некорректными заявления о том, что оставшиеся специалисты не в состоянии оказывать помощь.
Активисты: «Нет специалистов, которые могли бы оказать квалифицированную помощь»
На мероприятии, проходившем 29 сентября, активист Максим Бурдужа сообщил, что в реанимации Бельцкой клинической больницы практически не осталось специалистов. Это произошло потому, что многие вынуждены были уйти, не выдержав давления администрации.
— Реанимация осталась без врачей. Нет специалистов, которые могли бы оказать квалифицированную помощь. Если случается авария, которая недавно была в Корлатенах, нет образованного специалиста, который был бы в состоянии оказать помощь тяжелому больному.
В неотложке — отделении, которое непосредственно принимает больных, из 121 сотрудника осталось 68. Из этих 68 только трое имеют соответствующее образование и специализацию в данной области. Из этих трёх один скоро уйдёт на пенсию и двое желают уйти из больницы из-за давления, которое на них постоянно идёт со стороны администрации. Это давление потому, что они хотят защитить свои права. Они работают с больными, которые имеют COVID, но им не дают положенную надбавку к зарплате. <...> Они взаимодействуют с больными COVID и имеют право на эту надбавку, — уверен гражданский активист.
Картину дополнила Диана Гросу. Она зачитала список докторов, которые, по её информации, уволились не так давно. В списке 14 медицинских работников. Все они, по мнению активистки, ощущали на себе давление администрации, что и стало причиной их увольнения. Диана Гросу также считает, что нарушаются права онкобольных, других тяжёлых больных, попадающих в реанимацию Департамента ургентной помощи (бывший приёмный покой).
— Профессиональных людей увольняют. <...> Нарушаются права онкобольных, больных COVID. Многие больные пострадали в результате неправомерных действий врачей. Когда человек приходит, его посылают домой умирать. Почему ушли 14 человек, если очень нужны специалисты? Вместо того, чтобы заниматься взяточниками, администрация увольняет нормальных людей. <...>
Врачи увольняются и устраиваются работать в районах. Ездят в холод на транспорте. У них что, нет работы здесь? — задалась вопросом активистка.
Гражданские активисты также рассказали о том, что не так давно в Бельцкой клинической больнице был создан альтернативный профсоюзный комитет «Susținere», его вице-председателем стала Диана Гросу. В него вступили около 30 работников больницы, но, как говорят участники акции, под давлением администрации половина из них забрала заявления и изменила решение о вступлении в новый профсоюз.
Активисты призвали медицинских работников и пациентов «не молчать, а сообщать обо всех нарушениях прав и несоответствующих условиях лечения», чтобы изменить ситуацию.
Бывший врач больницы: «Создаются невыносимые условия»
Своим мнением поделился с «СП» Георгий Брынза — реаниматолог-анестезиолог, бывший врач бельцкой больницы, а ныне председатель альтернативного профсоюза «Susținere».
Он убеждён, что если бы в больнице была другая ситуация, то половина из представленного активистами списка никуда бы не ушла.
— Действительно, многие люди уехали. Но уехали, потому что не смогли здесь работать. Я отработал в больнице с 2012-го по март 2020 года. Проходил здесь резидентуру и потом остался работать. Ушёл, потому что ощущал постоянное давление. Создаются невыносимые условия. Они выражались во многом. График дежурств составляется как выгодно администрации, а не работнику. <...>
Действительно, в период пандемии не хватало оснащения для того, чтобы врачи и медсёстры чувствовали себя в безопасности. То есть всё это было, но где-то на складах, потому что в администрации сказали, что дают экипировку на год, и распределять её нужно соответствующим образом. <...>
Были проблемы и в оплате. Врачи, медицинские сёстры не получали надбавку в течение двух месяцев, которую должны были получать за работу с ковид-больными. Потом её стали получать в реанимации, а в других отделениях её так и нет. Не выплачивались и положенные 15 %. Объяснялось это тем, что в больнице недостаточно средств. В то же время администрация выписывала себе большие премии ежеквартально, — поделился Георгий Брынза.
Георгий Брынза работал врачом в бельцкой больнице с 2012 по март 2020 года. Сейчас он возглавил альтернативный профсоюз медработников. Стоп-кадр видео со страницы медика в фейсбуке
Он также говорит, что на него и других сотрудников оказывалось давление, когда они выступали в социальных сетях с критикой ситуации в больнице.
— У каждого есть какие-то косяки. И если я или кто-то другой из моих коллег выступал в фейсбуке, то на следующее утро приглашали к администрации и говорили: «Тебе что нужно? Ты не забывай, что у тебя есть анкета по тому, по тому, по тому случаю. И мы можем в любой момент это вспомнить. Хочешь, чтобы мы направили документы в прокуратуру? Тогда сиди и не рыпайся», — вспоминает доктор.
По поводу ситуации в новом профсоюзе Георгий Брынза ответил:
— У нас было 44 человека. Сейчас 17 человек забрали заявление. Алёна Калистру (председатель профсоюзного комитета больницы) каждого вызывала к себе. У нее 100 сотрудников, и она руководитель поликлиники. К кому может обратиться работник, чтобы защитить свои права? Под давлением они снова вступили в этот профсоюз. Им напомнили об их косяках, и они вынуждены были вернуться <...>. Люди хотели бы перейти, но боятся <...>.
Наша организация более эффективно сможет защищать права людей, потому что мы будем слушать коллег и действовать строго по закону, а не прессовать кого-то за то, что есть какие-то документы. Будем реально защищать работника. И ещё одно — администрация на меня не имеет никаких рычагов давления, — завершил Георгий Брынза.
Замглавврача: «Это большая обида для нашего коллектива»
Алла Кондря, заместитель главного врача Бельцкой клинической больницы по лечебной работе, отвергает обвинения в адрес руководства учреждения.
— Из этого списка [озвученного активистами] только двое ушли в период пандемии. Все остальные увольнялись значительно раньше. У каждого была на это своя причина. Это и семейные обстоятельства, и переезд в другую страну, и воссоединение семьи. Администрация не вправе удерживать людей, если меняются обстоятельства их жизни.
В этом году одна из коллег уехала к мужу в Румынию. Пандемия сыграла в этом свою роль: закрылись границы, стало сложнее ездить. Это было её решение. Второй доктор из реанимации была в группе риска по сопутствующим заболеваниям. Она перевелась на работу в горздрав, — уточнила заместитель главного врача.
Алла Кондря, зам. главврача Бельцкой клинической больницы. Фото: scb.mdЗаместитель главного врача назвала высказывания участников флешмоба обидными для коллектива и некорректными. Кроме того, по её словам, звучали недостоверные данные:
— Они [активисты] говорят о том, что мы купили пылесос за 20 тысяч. Это не пылесос. Это электрический отсос. Он отсасывает биологические выделения. С ним работают реаниматологи-анестезиологи. Без него невозможно работать. Если человек некомпетентен и путает пылесос с электроотсосом, то сложно говорить о достоверности информации вообще.
Глава отделения реанимации: «Нас обвиняют, что мы не сможем оказать помощь при аварии? Это некрасиво»
Свое мнение высказал и заведующий отделением реанимации Сергей Пчела:
— В больнице работают 16 докторов-реаниматологов. Это реанимации роддома, педиатрии, центрального блока и ковид-центра. Кроме этого, в городе есть ещё две реанимации: в психиатрической больнице и частной клинике. Говорить, что некому оказывать помощь тяжёлым больным, — значит, совсем не ориентироваться в ситуации.
Мне сложно сказать, откуда у активистов эта информация, но действительности она никак не соответствует. В списке докторов, которые уволились якобы под давлением, много людей, которые даже об этом не знают.
Туда попала бывшая наш резидент, которая получила направление в Кишинёв и уехала, доктор из Сирии, получивший политическое убежище во Франции и уехавший туда вместе с семьёй, врачи, сменившие место жительства, и другие. Если люди находят более оплачиваемую работу или переезжают в другую страну, разве можно их за это осуждать или искать какие-то другие причины их увольнения?
У нас большой коллектив. Много врачей. В большом коллективе всегда кто-то уходит и кто-то приходит. У нас были врачи, которые ушли после пандемии. Одна в горздрав, другая — в частную клинику. Это было их решением. И это никак не связано с администрацией больницы.
Сергей Пчела, заведующий реанимационным отделением. Фото: scb.mdМы являемся клиническим отделением. Трое наших врачей — сотрудники кафедры медицинского университета. Трое врачей занимаются санавиацией, то есть они консультируют все тяжёлые случаи во всех районах как специалисты высшей квалификации. Они работают в отделении реанимации, интенсивной терапии и анестезиологии. У нас проходят курс обучения резиденты.
И нас обвиняют в том, что мы не сможем оказать помощь при аварии? Это некрасиво, нечестно по отношению к нам. Эти люди говорят, что ушли лучшие, а остались те, кто не может оказать помощь... Это оскорбление тех, кто работает в реанимации и каждый день спасает жизни людей. Мои коллеги предлагали мне от имени коллектива написать коллективное письмо в прокуратуру, — сказал Сергей Пчела.
Вместе с тем заведующий реанимационным отделением согласился, что дефицит кадров в отделении есть.
— Реаниматолог — это очень тяжёлая профессия, и их дефицит есть везде. Большой дефицит этих специалистов и в Румынии, хотя зарплата там значительно выше. Недостаток врачей не только у нас, но и в Республиканской клинической больнице, в Институте скорой помощи. В районах вообще нет таких специалистов. Это проблема не только страны, но и Европы.
В целом у нас не хватает 5 врачей. Многие работают на полторы ставки. Но это вовсе не означает, что некому оказывать срочную помощь, — считает руководитель отделения.
«Доплаты выплачивают по правилам»
Говоря о дополнительной оплате медицинских работников, работающих с больными коронавирусом, представители администрации сослались на приказ министерства, в котором определены категории медработников, которым положена доплата.
— Мы действуем, исходя из нормативных документов, которые определяют, кому положены доплаты.
Я как заместитель главного врача по лечебной части постоянно контактирую с отделениями, где лечат ковид. Это и гемодиализ, реанимация, перинатология, ковид-центр. Но я не претендую на доплату, хотя бываю там практически каждый день. Не получает доплат и директор. Они не положены руководителям. Есть правила, согласно которым выплачиваются надбавки. Мы действуем строго по правилам, даже если не всегда с ними согласны, — сообщила Алла Кондря.
О том же говорит и Сергей Пчела:
— Я как заведующий реанимацией не получал надбавку за ковид потому, что я являюсь менеджером. Я тоже не согласен с этим, но в министерстве сказали, что «вы являетесь руководителем, и поэтому надбавка вам не положена». Администрация не решает эти вопросы.
Отрицают в руководстве бельцкой больницы и своё участие в делах профсоюзов:
— Человек вправе сам выбрать себе общественную организацию. Председателем второго профсоюза является бывший наш коллега Георгий Брынза. Он работает на фармацевтической фирме. У нас он хотел остаться на подработке на 0,75 ставки. Затем ушёл добровольно. Если он хочет попробовать себя на общественном поприще, это его право.
Право председателя действующего профсоюза защищать свою организацию. Администрация больницы не решает профсоюзных проблем. У нас достаточно других вопросов, с которыми мы сталкиваемся каждый день, — ответила Алла Кондря.
Нелли Ланская
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.