- Сами Посудите
Бельчанка, вернувшаяся чартером из Германии: Родина нас встретила угрозами о штрафах за несоблюдение карантина
Бельчанка, прилетевшая чартерным рейсом из Германии, рассказала о своём возвращении на родину. Больше всего ей непонятно, почему после выхода из аэропорта никто не контролирует, куда и как отправляются люди. При том, что всем 144 пассажирам этого рейса под страхом огромного штрафа придётся самоизолироваться на 14 дней. Ольга* отмечает, что по дороге домой потенциальный заражённый может контактировать со многими людьми, и власти никак это не контролируют.
Повезло с квартирным вопросом
Бельчанка вернулась в Молдову несколько дней назад. В Германии она находилась около трёх месяцев. Компания, где она работала, предоставила ей жильё, поэтому самая большая проблема — оплата квартиры — её не коснулась. Ольга отмечает, что так повезло не всем её землякам, которые вынужденно остались в разных странах.
Она также рассказала, как в Германии выглядел карантин.
— Я работала в Германии с конца января. Мне предоставляли жильё, и квартирный вопрос меня вообще не волновал. Мне в этом плане повезло. Более того, я уехала по собственному желанию. В компании, где я работала, меня просили остаться и продлить контракт. Но я просто хотела уехать домой. Сложнее тем, кто работал и жил отдельно. Я слышала, некоторые буквально на улице остались.
Мой контракт с закачивался 21 апреля. Но в марте ввели карантин. Как только его объявили, я узнала, что Молдова организует чартерные рейсы для своих граждан. Тогда я сразу заполнила онлайн анкету на сайте посольства в Берлине, чтобы попасть на чартер. В итоге никто мне так и не позвонил.
Затем я прочитала в комментариях в разных группах в фейсбуке, что во Франкфурте работают более активно. Именно оттуда чартеров было больше на Кишинёв. Я заполнила ещё раз онлайн анкету. Это было 26-27 апреля. А 29 апреля мне позвонили из консульства, предложили билет и скинули мне ссылку, где я могла их купить.
Карантин в Германии выглядел намного спокойнее, чем в Молдове. Там также был запрет не собираться больше трёх. Но в остальном больших ограничений не было. Там не было обязательного ношения масок и перчаток. Никто не запрещал гулять. Люди выходили на пробежки. Штрафы тоже были введены, но не такие жёсткие, как в Молдове.
Люди рвались домой, а тут такое эмоциональное впечатление
Ольга рассказывает, что больше всего ей запомнился момент, когда они 2 мая прилетели в аэропорт Кишинёва. Пока стояли в очереди на паспортном контроле, через громкоговорители объявили о штрафах за нарушение карантинного режима. При этом после выхода из аэропорта никто не контролирует дальнейшие передвижения пассажиров, а ведь потенциально они могут быть заражены.
— В самолёте нас летело 144 человека. Выпускали из салона по 20 человек. Сначала — женщин с маленькими детьми. Я попала во вторую двадцатку. Когда мы зашли в аэропорт, нас встретили работники в защитных костюмах.
Пока мы стояли в очереди на паспортном контроле, на молдавском языке прозвучало объявление: «Уважаемые пассажиры! За нарушение карантинного режима вам грозит статья такая-то». Это было очень неприятно. Люди очень рвались домой и с трудом добились того, чтобы прилететь. А здесь такое эмоциональное впечатление. В Германии я нигде не слышала, чтобы кого-то запугивали штрафами. А тут ты прилетаешь, а родина тебя встречает статьёй Административного кодекса...
Они могли бы потактичнее объяснять, что нельзя нарушать карантин. Но, с другой стороны, глядя на то, как люди себя вели аэропорту во Франкфурте, я начинаю понимать такие меры. Людей просили соблюдать дистанцию каждые 10-15 минут на 4 языках. Пока мы ждали регистрацию, люди ещё как-то стояли поодаль друг от друга, так как работники аэропорта буквально руками раздвигали людей. После регистрации люди просто толпой ринулись на таможню. Всё, о дистанции забыли все. Там опять пришлось раздвигать. Некоторые пытались сохранять дистанцию, но масса рвалась домой.
Когда началась посадка, нам 6 раз объявили, чтобы стояли не ближе 1 метра друг к другу. Потом работник аэропорта ещё раз на русском попросила не толпиться. Но люди переминаются с ноги на ногу, делая вид, что вот-вот отойдут, и стоят дальше.
В Молдове по прибытии мы заполнили все необходимые документы. Нас обязали купить медицинские полисы в течение трёх суток и раздали брошюрки о коронавирусе. Ну и карантин на 14 дней. Затем выходишь из аэропорта и дальше никто не контролирует твои перемещения. А вдруг ты носитель? Мне пока никто не звонил и не спрашивал, соблюдаю я карантин или нет. И вообще, кто должен мне звонить и контролировать?
Бельцкая служба здравоохранения: сообщать о возвращении лучше самому
По словам начальника Службы здравоохранения примарии Бельц Феодоры Родюковой, в такой ситуации семейный врач сам должен связаться с прибывшим из-за границы человеком. Однако, она пояснила, что лучше не дожидаться звонка и как можно скорее самому сообщить о приезде. В частности, эта рекомендация связана с тем, что врачи сейчас загружены.
— При въезде в страну человек заполнил эпидемиологическую анкету, где указал все необходимые данные. Свои контакты, фактическое место проживание и т. д. С ним должен связаться его семейный врач. Но представьте, сколько таких анкет проходит через Кишинёв. Там их делят, потом пересылают по населённым пунктам, затем их Бельцах распределяют по адресам и потом звонят.
Я рекомендую самим позвонить семейному врачу и поставить его в известность о том, что вы прибыли из-за границы. Обязательно назвать свой адрес и сказать, что находитесь на самоизоляции. Также я рекомендую три раза в день измерять температуру и, самое главное, следить за своим состоянием здоровья.
*По просьбе собеседницы её имя изменено. К моменту публикации ей никто не позвонил, сама она тоже о себе пока не заявила.
Сохрани Памятку
Граждане, которые вернулись из-за границы обязаны:
- самоизолироваться дома на 14 дней;
- сообщить семейному врачу о месте самоизоляции и ежедневно сообщать ему о своём самочувствии;
- не покидать место самоизоляции;
- избегать контактов с другими лицами.
Несоблюдение мер борьбы с коронавирусом влечёт наложение штрафа на физических лиц от 22 500 до 25 000 леев.
Константин Хайретдинов
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.