- Сравнение Полезно
«Местные жители не имели опыта жизни при дефиците». Передаёт из Германии Лев Шварцман
На те же вопросы об эпидемии, что мы задаём нашим бывшим землякам в разных странах, сегодня отвечает соучредитель «СП», ныне председатель Еврейской общины в г. Оберхаузен Лев Шварцман.
«Правительство запоздало с реакцией»
— Первые две смерти случились [9 марта] в Северном Рейн-Вестфалии, самой большой немецкой Земле с её 18 млн жителей. Одна из этих двух смертей произошла в соседнем городе, километрах в 15-ти от нашего, хотя приводить расстояние в этом случае бессмысленно: Рурский регион — самая крупная агломерация Европы, это один огромный город, в котором муниципальные границы являются только административными.
Восприняты эти смерти мною были как ожидаемые, поскольку было понятно, что эпидемия в Европе не заставит себя ждать. Достаточно было вспомнить, что 100 лет назад «испанка» унесла жизни более 50 млн человек по всему миру, и это в то время, когда самолёты не летали, а супермаркетов и стадионов ещё не было.
Начало эпидемии был только вопросом времени. К сожалению, правительство Германии очень запоздало с реакций на пандемию, даже когда её уже объявила ВОЗ. Так, например, министр финансов 13 марта, когда вирус уже вовсю разбойничал в Италии, критиковал Трампа, закрывшего аэропорты США для самолётов из Европы. А за два дня до этого канцлер, министр здравоохранения и руководитель института им. Роберта Коха, главного научного учреждения по инфекционным заболеваниям, выступили против закрытия границ.
Конечно, мы все задним умом крепки, но в еврейской общине, которой я руковожу, все мероприятия, в том числе праздничные, Встречи Субботы (Шаббат), репетиции мы отменили уже в первые дни марта. К сожалению, немецкий правительственный мужик (или баба) начал креститься, когда гром грянул, но молния-то ударила раньше.
Справка-Пояснение
Первые случаи заражения в Германии были зарегистрированы 15 февраля, а 9 марта умерли первые два пациента.
По состоянию на 26 марта, Германия занимает 5-е место в мире по количеству инфицированных коронавирусом. Всего зарегистрировано заражённых 38 609 человек, из них 1286 — за последние сутки, умерло 213 человек, из них 7 — за последние сутки.
«Сейчас действует полный запрет любых социальных контактов»
— Карантин надо было объявить раньше. Когда сухопутные границы уже были наконец закрыты, в немецкие аэропорты продолжали садиться самолёты из Ирана и Китая. Причём, пассажиров из этих стран никто не контролировал. Мой знакомый вернулся из Испании в автобусе, полном туристов, восточные границы уже были закрыты, но на западной их автобус никто даже не остановил — все спокойно разошлись по домам. Сколько из них привезли вирус в Германию, никто никогда не уже не узнает. Каждый день промедления, бездействия либо безалаберности аукается многими смертями. С опозданием, но это наконец поняли.
Теперь в каждом городе созданы чрезвычайные штабы. Пару дней, как действует полный запрет любых социальных контактов: больше двух могут собираться только члены семьи, живущие под одной крышей. Выйти из дому можно лишь на работу, если предприятие или учреждение не закрыто, в магазин, аптеку, к врачу и на прогулку, но в одиночестве (или с членами семьи).
«Добровольно выбрали самоизоляцию»
— Мы добровольно выбрали недели две назад самоизоляцию. Бываю, конечно, в общине, то почту надо проверить, то печать поставить, но стараюсь соблюдать все возможные меры предосторожности. Хотя сложно постоянно помнить о каждом затронутой дверной ручке или кнопке лифта.
Очень трудно бороться с врагом, которого не видишь. Ещё сложней стало после последнего сообщения американцев, что вирус сохраняется на поверхностях в течение 17 (!) дней.
В основном, я работаю из дому. Мы с женой избегаем всяких контактов, даже дочь, внуки наш порог не переступают. В прямом смысле слова: если что-то из продуктов привозят, то оставляют перед дверью и предупреждают по телефону.
Чтобы мы не забыли друг друга, начали устраивать семейные видеовстречи. На день рождения племянника семья впервые не собиралась.
«Среди знакомых заболевших пока нет»
— К счастью, такого опыта [когда кто-то из знакомых заболел] нет. Но я полагаю, что он появится.
Ещё месяц назад я шутил, что нет смысла сейчас умирать — на похороны никто не придёт. Спустя пару дней уже добавлял, что, с другой стороны, похоронная процессия может получиться длинной, поскольку расстояние между скорбящими должно быть в два метра.
Как в воду глядел: у нас в городе принято решение о том, что на похоронах могут присутствовать не более десяти человек, и дистанция между ними должна соблюдаться. Кстати, согласно другому решению, на регистрацию брака могут быть допущены только жених с невестой, два свидетеля и фотограф. А свадьбу само собой, проводить нельзя.
«Решили пожарить шашлык во дворе — штраф 250 евро»
— Несколько дней назад я, чтобы поддержать их, обзвонил пожилых людей нашей общины. Большинство отнеслось к ситуации недостаточно серьёзно: продолжали посещать магазины, встречались с родственниками, друзьями... Надеюсь, что мне удалось многих убедить в необходимости больше беречь себя, перекладывая обеспечение продуктами на детей. Для совсем одиноких община совершает покупки.
Чтобы обязать людей соблюдать запреты, введено самое эффективное средство — штрафы. Если общаются более двух человек, то штраф предусмотрен в 200 евро. Правда, не знаю, со всех или с каждого. Если решили пожарить мясо во дворе на гратаре, надо приготовить 250 евро. Посещение близких в больнице или Доме престарелых обойдётся в 200 евро. А владелец работающего ресторана расстанется с 4000 евро. 200 евро стоит, например, нарушение дистанции в полтора метра на похоронах. Это расценки, действующие в нашей Земле.
Но в основном народ придерживается карантина. На улицах людей не видно, автомобилей значительно меньше. В магазины впускают только с тележкой, чтобы можно было контролировать количество покупателей, находящихся в супермаркете одновременно. Введены меры по соблюдению дистанции у касс.
«Страх становится не таким острым»
— Количество заболевших в Германии велико, но летальных исходов в сравнении с Италией мало (на момент написания этих строк — 206 смертей при 37 тысячах заболевших). Возможно, это связано с тем, что система здравоохранения Германии достаточно хорошо функционирует. Это значит, что больных успешно поддерживают. В стране 25 тысяч мест в палатах интенсивной терапии, их сейчас увеличивают на 20 процентов. Но многое ещё зависит от трудоспособности медицинского персонала. А заболевшие врачи, сёстры, санитары уже есть. Я полагаю, что такого ужаса, который происходил в Италии, в Германии не будет.
Словари толкуют панику как неудержимый страх. Полагаю, что хоть на короткое время это чувство посетило многих. Ситуация схожа, кажется, с состоянием человека, ждущего результата анализа, который наверняка подтвердит предварительно продиагностированную смертельную болезнь. Но потом с этим ожиданием свыкаешься, и страх становится не таким острым.
Я недавно читал интервью с Натаном Щаранским (советский диссидент), который на вопрос, что он чувствовал, когда его приговорили к расстрелу, ответил, что стал это слово произносить вслух. Когда оно прозвучало в сотый раз, страх пропал. Мне кажется, что страх возможной смерти от нынешнего вируса тоже потихоньку пропадает. А панику, в том смысле, что происходят какие-то нелогичные, неконтролируемые, суматошные действия, видеть пока не довелось. Скорее, наоборот: отсутствие страха приводит к нелогичной смертельной опасности.
«Пока с ажиотажным спросом супермаркеты ещё до конца не справились»
— Все магазины, кроме супермаркетов, закрыты. За покупками последний раз я ездил, когда ажиотаж только начинался. Вчера привезли продукты, заказанные по интернету. Удобно! Правда, сейчас срок ожидания их доставки увеличился до полумесяца. А в основном нас обеспечивает дочь — она оставляет пакеты под нашей дверью и сообщает об этом по телефону. Мы их забираем, иногда переговариваясь с ней, стоящей на лестничной площадке в отдалении.
Продукты, доставленные по заказу через интернет, проходят двухдневный карантин на балконе. Фото: Л. Шварцман
Дефицит ещё есть. Хотя крупные сети супермаркетов заверяют, что проблем не будет, но пока с ажиотажным спросом они ещё до конца не справились. Трудно найти любые предметы гигиены, отсутствуют некоторые продукты. Есть ещё перебои с туалетной бумагой, ставшей символом кризиса. Странно: во Франции стали раскупать вино, в Америке — оружие, а в Германии — туалетную бумагу.
Сейчас некоторые магазины начали продавать бумагу только при условии покупок других товаров на 20 евро. Её, говорят, можно купить, но только с утра. Хотя завод в Дюссельдорфе выпускает миллионы рулонов.
Местные жители не имеют опыта жизни при дефиците, но очень быстро обучаются — о случаях ссор и стычек в магазинах пресса уже сообщала. Но призывы к солидарному поведению постоянно звучат, хотя многие продолжают делать, как их здесь называют, «хомячковые покупки».
Сами мы делали какие-то запасы, но не больше, чем дней на 7-10. Эти запасы нужны только для того, чтобы часто не посещать магазины, поскольку мы принадлежим к группе риска.
Холодильник с продуктами сейчас — так он заполнен обычно. Фото: Л. Шварцман
Но немцы — очень порядочный народ, они справятся с ситуацией достойно. Согласно опросам, 92% жителей готовы помочь пожилым соседям в совершении покупок, доставке лекарств из аптеки, походов на почту... Далеко за примерами ходить не буду: в доме, в котором я живу, появилось объявление о том, что управление организует покупки тем, для кого коронавирус наиболее опасен.
А чего стоит факт того, что немецкие больницы стали принимать больных из Италии, Франции? Как написал один известный журналист, вместо лозунга «Спасайся, кто может!» действует другой: «Спасай, кого можешь!» Это высоконравственно.
Такие просветительские видео знакомые пересылают дру другу.
«Насчёт спекуляций у меня информации нет»
— Маски исчезли уже давно. Власти ещё только присматривались к тому, что происходит в Китае, а масок в продаже уже не было. То есть народ оказался дальновиднее и проворнее, чем его правительство. В последние недели исчезли и дезинфицирующие средства. Насчёт спекуляций у меня информации нет, но некоторые торговые организации, в основном, виртуальные, предлагают только дорогие товары, на которые существует повышенный спрос.
С другой стороны, надо сказать, что есть добровольцы, которые безвозмездно шьют маски для медиков, пожарных, полиции... В интернете появилось много советов, как делать маски, чем проводить дезинфекцию. Наши соотечественники, кажется, раскупили «Тройной» одеколон в русских магазинах.
«Молдове нужно стучаться за помощью»
— Не думаю, что восприятие этой беды зависит от места проживания. Конечно, в Молдове оно отягощено мыслями о состоянии здравоохранения, медицинского обслуживания, но, как будут развиваться события в наших странах, трудно предсказать. В любом случае следует помнить грубоватую поговорку о том, что лучше пере.., чем недо... Изучать и применять опыт других стран.
Конечно, эффективность борьбы зависит от денежных возможностей государства. Так, у нас пострадавшие фирмы с числом работников до пяти получат от государства 9000 евро. До 10-ти работающих — 15 тысяч, а до 50 — 30 тысяч. Для продавцов, медработников работа будет оплачиваться по повышенному тарифу и т. п. Это только малая часть мер, принятых правительством. Надо сказать, что сразу после объявления об этих мерах, партия Меркель сразу, согласно опросам, набрала 5 процентов дополнительных голосов.
Понятно, что Молдова не сможет так финансировать кризис, как Германия, выделившая пакет в 750 миллиардов (!) евро. Если считать пропорционально, то для маленькой Молдовы нужно было бы 250 млн евро. Ну хоть бы 10 % от этой сумы найти! Я бы обратился срочно за помощью. В Сингапур, например. Да повсюду стал бы стучаться. Чтобы как можно меньше понести потерь. Даже если они касаются нетрудоспособного населения. Потому что отношение к старикам — это нравственный барометр любого общества. Надо всё сделать, чтобы спасти эту часть народа. Который должен быть здоров: нравственно и физически. Аминь!
Читайте также:
«Тотального карантина до сих пор нет». Рассказ бельчанки о том, как переживают эпидемию в Москве
Как из-за коронавируса изменилась жизнь в Нидерландах — в рассказе бельчанки
Бельчанка, живущая в Ломбардии: «Не повторяйте наших ошибок, сидите дома!»
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.