- Собственной Персоной
Как бельчанин стал артистом Большого театра
Юрий Удалов, артист Большого театра, преподаватель вокала, профессор, родился в Бельцах в 1946 году. Он рассказал «СП», как из медика стал певцом, как попал в Большой театр и что его удивило в нашем городе, когда он оказался здесь много лет спустя.
Учился в трёх школах
Юрий Удалов родился в известной в то время в Бельцах семье.
— Мой отец, Семён Юрьевич, был старшим экономистом, начальником планового отдела завода в Бельцах, какого я уже не помню. Он прекрасно пел, участвовал в художественной самодеятельности. Мама, Вера Николаевна, — акушер-гинеколог, работала главврачом бельцкого роддома, заведующей горздравотдела. Мама была известным врачом, она ученица знаменитого профессора Алексея Сперанского, лечила многих выдающихся людей. Мою семью знали в городе и уважали.
Семья жила на ул. Старопочтовой (сейчас Мира).
— В школу я пошёл рано. Мне только исполнилось шесть лет. Я ходил в школу № 7, там было всего четыре класса. Затем нас перевели в 16-ю школу. Я не был отличником, но за счёт того, что я пел на всех мероприятиях, мне ставили хорошие оценки. Я учился и в музыкальной школе, сначала по классу скрипки, потом по классу аккордеона, но ни то, ни другое не закончил, так как по своему характеру хватался сразу за многое. Зато эти знания пригодились мне в дальнейшем.
После 8 класса Юрий перешёл учиться в вечернюю школу рабочей молодёжи. Одновременно трудился слесарем-сборщиком на заводе электроосветительной арматуры (ЭОА).
Работал зубным врачом
По окончании школы Юрий, по настоянию семьи, поступил в бельцкое медицинское училище на зубоврачебное отделение, где проучился 3 года и 2 месяца.
— После войны не хватало зубных врачей, и в училище был организован ускоренный курс. Нам давали тот же диплом, что и врачам после института, но получали мы на 10 рублей меньше. Когда зубных врачей стало много, это отделение в училище закрыли. Меня не спрашивали, хочу я там учиться или нет. Я окончил школу мне не было и 16-ти. И все в семье переживали, чтоб я не связался с плохой компанией. Мама была завздравоотдела, и меня засунули в медицинское училище. И там я тоже пел.
Стоматологом Юрий отработал обязательные два года по распределению. В советское время получить диплом на руки можно было только после этого. Он начал трудиться в селе Пепены Сынжерейского района, затем его перевели в Старые Фундуры Глодянского района, периодически работал в селе Кобань Глодянского района.
— Я и лечил, и вставлял, и удалял, то есть выполнял всю работу зубного врача. Обо мне говорили: «El e tânăr, dar mâinile ușoare». Мол, лёгкие руки у меня, я удалял и лечил зубы очень хорошо. Когда уезжал, местные жители даже устроили мне в Глодянах прощальный банкет.
Всегда хотел заниматься музыкой
В селе Кобань был карьер, из которого в Бельцы возили щебень. После рабочего дня Юрий садился на попутную машину и ехал в город заниматься художественной самодеятельностью.
— Я знал, что отработаю честно два года и всё равно пойду учиться музыке.
Юрий Удалов пел в ансамбле «Орион» при центральном Дворце культуре. Выступали на концертах к 7 ноября, 1 Мая, Мэрцишору. Ездили с выступлениями в близлежащие сёла.
— Нас в ансамбле было много: Миша Бланк, Семён Кейсер, Гриша Тепер и другие, но почти все уехали. Только Миша остался, он был настоящим патриотом. Знаю, что его именем назван Центр детского творчества. «Орион» пользовался успехом. Мы уехали, но традиции ансамбля продолжили другие.
Поступил без экзаменов и женился
— Я пошёл поступать в бельцкое музучилище. Меня прослушали и сказали: «Вы очень способный. Мы сейчас позвоним в Кишинёв. Пусть вас прослушают там». В Кишинёве меня приняли в музыкальное училище без экзаменов. И не разочаровались. Я окончил его с отличием. Там познакомился со многими прекрасными музыкантами, которые впоследствии стали известными.
В училище Юрий встретил свою вторую половину. С Ириной Удаловой, впоследствии ставшей заслуженной артисткой России, они поженились на четвёртом курсе.
По окончании училища поступил на вокальное отделение в Кишинёвский государственный институт искусств им. Гавриила Музическу. По воспоминаниям нашего собеседника, при поступлении он пел «Песенку герцога» из оперы Джузеппе Верди «Риголетто» — «Сердце красавиц склонно к измене».
— В институте я тоже шёл на диплом с отличием, но на выпускном экзамене по оперному классу мне поставили «четвёртку». Думаю, что это было несправедливо, но я нарушил «лимит». Нельзя было давать столько красных дипломов. Но меня это не расстроило, потому что ещё до окончания вуза у меня было приглашение на работу.
Учась на последнем курсе института, Юрий отправился на музыкальный конкурс вокалистов им. Глинки в столицу Узбекистана Ташкент.
— Ко мне подошёл человек и сказал, что со мной хочет поговорить главный дирижёр Ашхабадского ордена Трудового красного знамени театра оперы и балета им. Махтумкули. Я пошёл. Тот пригласил меня и мою жену на работу в Туркмению. И по окончании вуза мы туда поехали. Отработали там семь лет ведущими солистами. Проехали с гастролями весь Советский Союз, от Москвы до Байкала.
Возвращение в Молдову
В Туркмении Удаловы проработали до 1985 года.
— Ашхабадский оперный театр был очень хорошим, с шикарным зданием, прекрасной акустикой. Мы с женой исполняли все ведущие партии. Но дело шло к развалу Советского Союза, и из Туркмении все стали удирать. Мы с женой чувствовали, что надо уезжать. Наша подруга, которая раньше уехала в Ленинград, прислала сообщение, что идёт прослушивание в Большой театр. Но вдвоём мы не могли уехать, потому что Ашхабадский театр нас держал за руки и за ноги, ведь мы тянули весь оперный репертуар. Я схитрил. На прослушивание отправилась только Ирина, а в театре я сказал, что она уехала по семейным обстоятельствам. Ирина прошла по конкурсу и стала солисткой Большого театра, а я тихо забрал трудовую книжку и удрал в Кишинёв. После того, как мы уехали, гастроли этого театра закончились, так как не с кем было ездить, солистов не осталось.
Юрию пришлось вернуться в Молдову, так как нужно был решить вопрос с обменом квартиры, которая была у семьи в Кишинёве.
Он устроился преподавать в Государственную консерваторию, где проработал три года.
В этот же период Юрий Удалов пел в некоторых спектаклях в Национальном театре оперы и балета.
2017 г. Выступление Юрия Удалова в молдавском посольстве в Москве.
Работа в Большом театре
В 1988 году на прослушивание в Большой театр отправился и Юрий Удалов.
— Конкурс я прошёл. Но мне уже было за 40, поэтому меня брали только в Академический хор Большого театра. Мне некуда было отступать, и я согласился.
Несмотря на то, что нашего собеседника взяли в хор, он пел вторые партии в «Игроке» Сергея Прокофьева, «Царской невесте» Николая Римского-Корсакова и других операх.
— Был такой случай, когда в Кремлёвском дворце внезапно на спектакле заболел тенор. Меня быстро одели, загримировали и практически выбросили на сцену. Я спел партию Герцога из «Риголетто». Я знал её прекрасно и много раз исполнял её на сцене, но в Кремлёвском дворце спел первый и последний раз. После этого я не мог месяц петь, потому что у меня было нервное потрясение. Но тогда я спел удачно. После этого ко мне подошёл главный дирижёр Большого театра и сказал: «Чего ты сидишь в хоре? Иди в солисты. Будем тебя прослушивать». Но я не пошёл, потому что хор Большого театра ездил по шесть-семь раз в год за границу. А мы с женой строили «кооператив» (вступили в жилищно-строительный кооператив, возводивший многоквартирный дом для своих членов. — «СП») и нужны были деньги. Из-за границы можно было привезти валюту, так как там мы почти ничего не тратили, а ели, можно сказать, сухой хлеб и что подешевле. Такая была жизненная ситуация.
С Большим театром наш собеседник объездил весь мир, за исключением Южной Америки и Австралии. Встречался с Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго и другими прославленными артистами.
Ирина Удалова в 2016 году, к сожалению, ушла из жизни.
— Я сейчас профессор двух академий: Российской академии музыки им. Гнесиных и Хоровой академии им. Попова, а также музыкальный консультант хора ветеранов Большого театра. Слава Богу, я занят с утра до ночи.
Среди учеников нашего собеседника лауреаты международных и всероссийских конкурсов, солисты хора Большого театра и многие другие.
Юрий Удалов — автор учебного пособия по сольному пению для театральных и музыкальных вузов.
Репетиция концерта к юбилею Академии имени Гнесиных
Бельцы не узнал
— До развала Советского Союза на часах на главпочтамте (сейчас здание «Молдтелекома». — «СП») играла музыка. Это был отрывок из мелодии «Песни о Бельцах», музыку которой написал Григорий Тепер, слова ― Леонид Гойхман. Первым исполнителем этой песни был я. Позже многие стали обращаться ко мне с просьбой выслать слова «Песни о Бельцах», так как их никто не знал. Приходили письма из Америки, Израиля, даже из Новой Зеландии.
Лёня, когда писал текст песни, как будто в воду глядел. В ней были такие слова:
«Разбредёмся по свету,
Мир велик — кто куда.
И, быть может, привета
Не пришлём никогда.
Но мой город прекрасный
Будем в сердце хранить.
Милый город мой Бельцы,
Мне тебя не забыть!»
А в конце:
«Много лет пронесётся,
В Бельцы я возвращусь,
Юность вспомню и грустно
Про себя улыбнусь...
Вспомню всё и дыханьем
Прежних дней буду жить,
Милый город мой Бельцы,
Мне тебя не забыть!»
Юрий Удалов рассказал, что последний раз был в нашем городе два года назад по приглашению друга, который живёт в Кишинёве.
— Я не узнал Бельцы совершенно. Наш дом я не нашёл. Там сейчас всё перестроено. Улица, на которой мы жили, была зелёной, а сейчас там всё вырубили. Я не увидел ту улицу детства, которая у меня стоит перед глазами. Летний кинотеатр снесли. Но рад был увидеть, что здание пединститута, построенное румынами, так и стоит, — поделился профессор.
"Песня о Бельцах" в исполнении Юрия Удалова. Записана по просьбе Стефана Садовникова
Наталья Петрусевич
Фото и видео из личного архива
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.