- Секреты Профессии
Бельцкий автоинструктор: «Безнадёжных учеников не бывает. И медведя научили на велосипеде ездить»
Железное терпение, спокойствие и вежливость — без этих качеств невозможно научить управлять автомобилем, убеждён Игорь Стратулат (35), старший инструктор одной из бельцких автошкол. Игорь рассказал «СП» о преимуществах своей работы, некоторых секретах обучения и развеял убеждение, что «без денег сдать на права нельзя».
«Экзамены для инструкторов намного строже»
Стать автоинструктором Игорю Стратулату посоветовал его друг. И поначалу он подумал, что это не для него.
«До этого я 12 лет проработал торговым агентом. Решил все же попробовать, попал на стажировку. Посмотрел, в чём состоит работа. Мне понравилось, решил продолжить. Во время стажировки мы катаемся с работающим инструктором и студентом в пределах месяца. Мы слушаем, смотрим, запоминаем информацию. После этого едем в Кишинёв и сдаём экзамен в Техническом университете Молдовы. До этого, конечно, ещё проходим обучающие курсы там: по психопедагогике и другие.
Экзамены по практике и теории для инструкторов намного строже, чем для студентов. Сдаёшь экзамен, получаешь "корочку" — сертификат на право преподавания. На эту работу не берут без водительского стажа минимум 5 лет, у меня в этом году будет 18 лет», — рассказывает Игорь Стратулат.
Стаж Игоря в качестве автоинструктора — 3 года. С мнением, что эта профессия однообразная, он не согласен.
«Всё у нас разное — люди, ситуации. В этом и заключается интерес работы. И мне она нравится.
График у всех разный. Начинаем с 8 утра, кто до 18.00, кто до 20.00 работает, в зависимости от студентов. На обеденный перерыв даётся один час, но из-за большого наплыва студентов мы обычно перекусываем по-быстрому, как в армии.
Студентов очень много, и когда они готовятся к экзаменам, то точно никак нельзя аннулировать запись. Поток большой, мы еле справляемся. В среднем в день у одного инструктора занимаются 5-6 человек, многие курсанты берут два вождения подряд».
За работу в зоне риска — достойная зарплата
«Зарабатываю я вполне нормально, не жалуюсь. В такой профессии и нужно получать достойную заплату, потому что как никак ты целый день в зоне риска», — делится Игорь Стратулат.
По его мнению, главное качество, необходимое в этой профессии, — спокойствие. Во вторую очередь, нужно уметь находить подход к человеку, ставить себя на его место и понимать.
«Нет глупых людей. Есть человек, который понимает быстрее, с первого слова, а есть люди, которые поймут с третьего-четвёртого-пятого слова. Поэтому необходимо как бы вникнуть в мышление студента, в то, что он делает. Кроме этого, нужно уметь правильно объяснить. Не просто сказать: "Поворотник включаем, мы едем налево", а объяснить, почему мы едем налево или почему мы едем по этой полосе. Все моменты нужно уметь разъяснять».
Игорь убеждён, что не каждый водитель может стать инструктором: «Уметь водить хорошо — это одно, а уметь преподавать — совсем другое».
«Очень важно быть начеку»
Игорь Стратулат говорит, что за время работы сталкивался с самыми разными ситуациями — и смешными, и опасными.
«Из забавного бывало, что студент неподходящий палец через окно кому-то показывал. В основном это делают женщины. Она думает, что рядом инструктор, ей позволено все, у неё как бы есть "крыша", которая на себя возьмёт все возникнувшие проблемы [смеётся].
А страшные ситуации бывают ежедневно. Студент может ни с того, ни с сего нажать резко на тормоз. Сзади едет машина, ты видишь в зеркале, что она приближается и думаешь, что всё, авария. Не исключено, что внезапно студент может и на встречку выехать. Очень важно удержать руль, быть начеку.
Студенты есть разные. От некоторых можно ожидать всего, чего угодно, а есть такие, с которыми мы можем немного и отдохнуть, не сидеть в напряжении. Я должен чувствовать движение, как он нажимает на сцепление — моя нога всегда прикасается к педали сцепления или тормоза», — отмечает инструктор.
«Просто ездить и водить по правилам — разные вещи»
Игорь считает, что первоначальное обучение управлению автомобилем должно проходить именно в автошколе, чтобы потом не было необходимости исправлять ошибки.
«Легче работать с теми, кто в первый раз сел за руль. Ты учишь их с нуля и объясняешь всё по правилам. Те, которые уже водили когда-то автомобиль, учились просто ездить. А просто ездить и водить по правилам — это две разные вещи. Им тяжело перестроиться с того, как они раньше ездили, на то, как правильно управлять машиной.
Чтобы обучиться вождению, нужно хотя бы 40 часов практики. 20 часов, которые предписаны законом, — это просто знакомство с автомобилем, за остальные 20 часов мы доносим, как грамотно всё делать. Эти 40 часов — минимум, необходимый для экзамена, в идеале — 100. За сотню часов за рулём человек начнёт себя комфортно чувствовать и будет способен самостоятельно управлять авто.
У меня была студентка, проехавшая 140 часов. Она регулярно и беспрерывно занималась, доводила навыки до идеала. Эстакаду проезжала со мной за 4 секунды (из допустимых 30-ти). Она успешно сдала экзамен со второго раза. Папа ей купил новую машину из салона. Она ему показала, что хорошо ездит», — вспоминает Игорь.
Безнадёжных студентов не бывает, уверен автоинструктор: «Существует страх. Для многих сесть за руль — просто кошмар, но даже такие студенты получают права. И медведя научили на велосипеде ездить. Страх проходит со временем, с опытом. На моём опыте, как бы это ни было странно, быстрее всего страх исчезал после экстренных ситуаций.
У меня была студентка, побывавшая ранее в аварии с мужем. Она очень боялась автомобилей. Мы с ней попали в мелкую аварию, по касательной в нас заехал бус. На следующий день она пришла на вождение как будто совсем другим человеком. Очень уверенно ехала. После сильного стресса её страх исчез».
«Экзаменаторы не валят целенаправленно»
Автоинструктор говорит, что его студенты сдают максимум с третьего раза. Редко, но есть и такие, которым удаётся сдать с первой попытки.
«Получается, он сдал теорию, записался на практику, и в один день сдал и автодром, и город. Всё возможно.
Экзаменаторы не валят целенаправленно. Бывают моменты, когда они могут задать, казалось бы, глупый вопрос. "А почему вы так рано перестроились?", "Почему вы так поздно включили поворотник?" — и вы должны аргументировать. Если он слышит аргумент, то он видит, что вы имеете понятие, о чём говорите, и не начислит штрафные баллы. Это единственное, что они могут сделать.
Завалить точно не могут, в машине установлены 3D-камеры с датчиками. Если вы что-то грубо нарушаете, то они начинают сигнализировать. Если камера не зафиксировала нарушение, а экзаменатор вам его прописал, то можно оспорить.
После внутреннего (школьного) экзамена мы начинаем более усердно готовить студентов в том плане, что объясняем, где они могут сами себя завалить на госэкзамене. Объясняем, где какой вопрос могут задать, на каком перекрёстке могут возникнуть трудности. Мы это хорошо знаем, потому что после экзаменов студенты нам подробно всё передают».
Игорь убеждён, что экзаменаторы не валят целенаправленно. Он считает, что если много работать над собой, быть уверенным, то сдать можно даже с первого раза.«Инструктор отвечает за всё»
«Согласно негласному своду правил, инструктор обязан быть вежливым как к студентам, так и к другим участникам дорожного движения. Если мы начнём ругаться с автомобилистом, который нарушил правила, мы упадём в глазах студента. Нас часто подрезают, но спокойненько, красиво, не отвлекаясь, просто объясняем студенту, что тот водитель был неправ и мы так делать не будем, едем дальше», — говорит Игорь.
Стиль своего преподавания он описал, как гибкий, меняющийся от строгого до шутливого.
«Вообще, я считаюсь очень требовательным. Когда я принимаю внутренний экзамен, многие студенты меня боятся. Бывают моменты, когда можно и подшутить, смягчиться, а при подготовке к экзамену я требую больше. Я всегда описываю студенту последствия различных ситуаций, напоминаю, что на дорогах бывают и смерти. Он задумывается. Если только "хи-хи" да "ха-ха", он просто не понимает, что речь идёт о жизнях.
Я отвечаю за студента, за автомобиль и за себя — за всё. У студента, допустим, кровь из носа пойдёт — я обязан отвести его в больницу. В случае мелкой аварии, а они бывают довольно часто, первым делом я иду не разбираться, а высаживаю студента и направляю в безопасное место».
«К автошкольникам относятся очень агрессивно»
«За этот год у меня были уже две аварии со студентами. В основном в нас въезжают сзади, не соблюдая дистанцию. Опытные водители отрицательно относятся к тем, кто только учится. Они не понимают, что раньше ничем от них не отличались. К автошкольникам относятся очень агрессивно.
Взять, к примеру, общественный транспорт: мы передвигаемся медленнее и таким образом препятствуем выполнению их графика. Они [водители] нас просто ненавидят. С таксистами то же самое, они всегда летят. Уважения к учащимся просто нет, хотя по идее, как в школе, младшим нужно помогать. Сигналы, подрезы и тому подобное только ещё больше напрягают студента, и он блокируется в себе. В Европе водительская солидарность намного выше», — считает Игорь.
***
Студентам, желающим получить права, Игорь Стратулат пожелал упорно идти к своей цели.
«Конечно, есть и финансовый момент, обучение — не самое дешёвое удовольствие. Права даются на всю жизнь, и один раз вполне можно раскошелиться. Нужно регулярно брать вождения, оттачивать навыки и идти к своей цели.
Ещё могу дать совет: не стоит делать больше интервалы в вождениях. Мышечная память забывает работу, и вновь появляются страх и неуверенность».
Татьяна Дубравина
Фото: Сергей Бояринцев
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.