- Стало Понятнее
Три вопроса о повышении тарифа на электроэнергию. Отвечает эксперт
16 августа Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) объявило о повышении тарифа на электроэнергию. Для жителей севера Молдовы он получился выше, чем в центре и на юге. Новость об этом вызвала у посетителей сайта вопросы: с чем связано изменение тарифа и почему жители региона должны платить больше. За ответами «СП» обратилась к эксперту в области энергетики Сергею Тофилату.
Почему на севере тариф выше, чем в центре и на юге?
Аналитик в области энергетики Сергей Тофилат объяснил, что на севере Молдовы потребителей электроэнергии меньше, чем в других частях страны, а количество потребляемой электроэнергии выше. Выходит, что людей, на которых распределяются потери при поставке, меньше, поэтому и сумма в тарифе будет выше.
Как компании типа «FEE-Nord» влияют на тариф?
Люди считают, что главная из причин завышенных цен — «прокладка» в виде «FFE-Nord». Как влияет эта структура на формирование тарифа?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, как работает энергосистема.
Напомним, АО «FEE-Nord» было создано в августе 2015 года, чтобы разделить виды услуг. Если до тех пор АО «RED-Nord» и «RED-Nord Vest» занимались двумя видами деятельности: распределением электроэнергии и её поставкой конечным потребителям, то после — только распределением электроэнергии. Поставку электроэнергии на всем севере страны передали АО «FEE-Nord».
Эти преобразования произошли на основании требований Третьего энергетического пакета (набора директив Евроcоюза в сфере поставок газа и электроэнергии, предполагающих открытие рынков для конкуренции) и Закона об электроэнергии. Суть пакета в том, что компаниям фактически запретили одновременно и продавать, и транспортировать газ и электроэнергию. Сделано это для того, чтобы ограничить монополии крупных компаний, открыть энергетический рынок и повысить на нём конкуренцию в интересах потребителей.
Так как Молдова не производит электроэнергию, а закупает, то здесь действует государственная монополия. Госпредприятие «Энергоком» импортирует, а «RED-Nord» (на севере) и частная компания «Gas Union Fenosa» (в центре и на юге) распределяют электроэнергию.
А вот компания «FEE-Nord» занимается поставкой электроэнергии конечным потребителям. Как считают эксперты, чем больше будет таких компаний, тем лучше для потребителя — ведь для понижения цен и улучшения качества поставок электроэнергии необходима здоровая конкуренция. В Молдове же установилась монополия на поставку электроэнергии.
«Компании вроде „FEE-Nord“ не закупают электроэнергию за границей, они её закупают у „RED-Nord“ и затем распределяют людям. То есть любая компания может зарегистрироваться и участвовать в поставке электроэнергии. И чем больше их будет, тем ниже будет цена, так как появится конкуренция», — считает Сергей Тофилат.
С чем связано и насколько обосновано повышение тарифа?
Игорь Додон расценил повышение тарифа как саботаж, назвав его «политическим заказом» со стороны ДПМ, так как совет директоров в НАРЭ назначен ещё при их власти. На своей странице в фейсбуке президент также написал, что решение о повысить стоимость «не обосновано точными расчетами, а представляет собой попытку дестабилизировать ситуацию в стране».
На просьбу прокомментировать это заявление Сергей Тофилат ответил, что «саботажем» назвать это сложно, однако он уверен, что в несвоевременном повышении тарифа виновато руководство ДПМ.
— Я не могу сказать, что пересмотреть тариф решили исключительно под местные выборы, но политический контекст здесь присутствует. Демпартия не хотела расстраивать людей и не повышала цены, чтобы такое решение не повлияло на их рейтинг.
Повышение тарифа должно было произойти раньше, но предыдущая власть искусственно его удерживала. После того как в 2015 году курс доллара и евро вырос, поставщики электроэнергии запросили повышение тарифа, им пошли навстречу, однако повысили его недостаточно, из-за чего компании стали терять деньги. Сейчас рост цен напрямую связан с потерей власти Демократической партии. Как только они потеряли власть, тариф всё-таки повысили, — сказал эксперт.
При этом сложно ответить на вопрос, насколько обоснован нынешний тариф, компании завысили его или будут продолжать нести убытки.
Сергей Тофилат подчеркнул, что, перед тем как менять тариф, необходимо было провести аудит на предприятиях поставщиков, включая «RED-Nord» и «Gas Natural Fenosa», чтобы понять, насколько эффективно компании работают. Как и на что они распределяют средства. Недостаточно только информации о потерях и убытках, нужно выяснить, с чем они связаны.
«Просто так повышать тариф нельзя. Для начала необходимо понять, как именно работают компании. В первую очередь необходимо провести аудит. Какие у них есть планы по снижению цен на электроэнергию, какой у них резерв», — считает аналитик.
Константин Хайретдинов
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.