- Сплошная Политика
Экс-вице-председатель ДПМ Владимир Витюк — «СП»: ошибки у ДПМ были, но так, чтобы прямо каяться, не знаю...
Демократическая партия после практически полного обладания властью в стране сегодня в оппозиции. Её ставленники покидают государственные посты, а руководство уходит в отставку. Что происходит в демпартии сегодня и какова перспектива возвращения к власти? На эти вопросы «СП» ответил бывший вице-председатель ДПМ, депутат из Бельц Владимир Витюк.
Плахотнюк не бросил партию, а отвёл удар
— Демократическая партия оказалась в оппозиции. Как вы ощущаете себя в роли оппозиционера? Чем собираетесь заниматься?
— Для меня это не новая ситуация. Мне приходилось не раз быть в оппозиции. На протяжении десятка лет идут эти процессы. Была ПКРМ. Когда она ушла из власти, был шум, гам. Что в итоге? Что мы такого плохого сделали, когда были у власти? Альянс-1 — скандал, Альянс-2 — скандал. Что доведено до логического завершения? Критика, критика, критика... А какие изменения после всех этих скандалов, отставок? От того, что кто-то сядет, в кошельке пенсионера или учителя ничего не поменяется.
Что касается парламентской деятельности, то это состояние даёт возможность шире развернуться в своей деятельности, потому что все понимают: в период власти правительство даёт больше инициатив, проектов, реформ, и парламентское большинство, поддерживающее правительство, как правило, больше внимания уделяет тем процессам, которые инициируются правительством.
А в оппозиции у депутата больше творческих возможностей, он имеет возможность больше инициировать законов, которые могли бы изменить ту или иную сферу деятельности.
Я думаю, что у нас в стране нет партии, которая бы не была в оппозиции. Все прошли через оппозицию. Такой сейчас период в деятельности демпартии.
— Как вы относитесь к тому, что лидер ДПМ Владимир Плахотнюк покинул страну и оставил своих однопартийцев без поддержки*?
— По моему личному мнению, это и есть поддержка. Все атаки направлены в основном персонально на него. И дабы освободить [партию] в этой непростой ситуации от такого «внимания», он и сделал этот шаг, чтобы уйти как мишень и тем самым увести то напряжение и ту атаку, которые переживает партия сейчас. То есть он отвёл удар.
— Как вы думаете, он вернётся?
— Полагаю, что да. Есть много составляющих. Он уже в отставке как председатель партии. Будет он в политике, не будет — сказать не могу.
— Он как-то поддерживает связь с бывшим руководством партии?
— Социальные сети — это самый простой способ общения. Были публикации со ссылкой на его фейсбук.
Начать с организационных реформ
— ДПМ объявила о реформировании. Что это за реформы? Что они предполагают?
— Во-первых, это единственная партия в стране, у которой неоднократно менялись лидеры. Менялись они на определённых этапах. Сейчас, когда мы оказались в оппозиции, в условиях отставки председателя партии и всего руководства, необходимо провести организационные мероприятия и организационные реформы, То есть избрать новое руководство, состав замов, других руководителей и сделать какие-то выводы из того, что произошло. Принять решения, чтобы какие-то ошибки не повторить, какие-то моменты усилить, какие-то развить.
— С чем это в большей степени связано — с признанием ошибок или с подготовкой к местным выборам?
— Я хочу сказать, что дискуссии на этот счёт в партии идут, и они ещё будут. Конечно, есть ряд моментов, которые стоило бы пересмотреть. В то же время это подготовка к выборам, формирование нового руководства. Не прямо там на повестке вопрос номер один — ошибки, ошибки, ошибки. Ошибки есть, но их допускает тот, кто что-то делает. Есть целый ряд моментов, которые могут взять на вооружение новые и последующие власти.
В 2016 году, когда было создано правительство Филипа, в стране был политический и экономический кризис. То наследство, которое досталось правительству Филипа, и то, что стало потом, заслуживает внимания. Я был в парламентском большинстве и сейчас очень уверенно себя чувствую, отвечая на вопросы: а что вы оставили после себя? Нам есть что сказать. Были и перегибы.
На первый план я бы поставил вопрос, с чем мы пришли и что оставили? Есть о чём говорить как о положительном факте. Но при этом нельзя забывать и о тех ошибках и недоработках, которые привели нас в оппозицию. Мы сделали много хорошего, но мы в оппозиции. Значит, что-то сделали не так, раз мы не у власти. Вот это надо понять, раскрыть, встряхнуться и двигаться дальше.
Пока отток членов партии не начался
— Вы тоже подали в отставку, как и всё руководство партии. Вы уже не претендуете на руководящие посты. Это должны быть принципиально новые люди. Или это не так?
— Я полагаю, что что-то будет пересматриваться, но это не значит, что никто никогда никуда не вернётся. Это было коллективное решение, что руководство подало в отставку. Члены партии на съезде выдвинут тех, кто нужен партии и кто будет в руководстве партии дальше.
— Вы верите в то, что партии удастся возродиться и вернуть утраченные позиции?
— Конечно.
— На чём основана ваша уверенность?
— Я уже говорил, что, как бы нас ни критиковали, есть результаты, которых мы достигли. Это благодаря нашему опыту и профессионализму. Благодаря людям, которые были в команде, способным реализовать те успешные проекты и реформы, которые были заложены в очень короткий период. Начиная с роста бюджета и различных проектов. Этот костяк и актив сохраняются.
— Есть ли отток из партии? Насколько он ощутим?
— Пока процесс не начался. Вала нет. Момент неопределённый. Любая партия, которая теряла власть, это переживала. Не было ни одной партии, которая не несла бы кадровых потерь в период ухода в оппозицию. За период власти приходит много разного люда. Потом они уходят.
Республика небольшая. Не такой у нас великий потенциал, чтобы целыми командами всех отстранять, а потом начинать с чистого листа. Поэтому люди определённого качества и уровня профессионализма вращаются в органах власти. Потому что профессионалы всегда нужны. Партия — живой организм, и постоянно идёт обновление клеток этого организма.
Главная причина отставок — принадлежность к ДПМ
— Как Вы относитесь к череде отставок в госструктурах, учитывая, что все отставники — ставленники ДПМ? В чём, на ваш взгляд, причина?
— Негативно. Я уже затронул часть этого вопроса. У нас не так много профессионалов, чтобы ими так легко швыряться. Из тех атак, которые на них направлены в силу их деятельности, главное — это причастность к партии власти. Нельзя так. Если есть хороший доктор, то он лечит, независимо от того, кто у власти.
Если я профессионал и меня привлекала эта партия к работе, в чём моя вина? В том, что они выбирали лучших, и это был я? А потом мы будем спрашивать, почему у нас так плохо и нет профессионалов? Потому что такие люди опять в резерве. Когда их бездарно отстраняют и атакуют, так и происходит.
Официально власти говорят о деолигархизации и отстраняют тех, кого поставила ДПМ. Я думаю, что ещё не совсем ушли с баррикад и предвыборных кампаний. Пройдёт немного времени. И будут изменения. Там тоже есть опытные люди, которые понимают, что профессионалами не разбрасываются, что они нужны любой власти. Процесс идёт. Легко всё снести. Посмотрим, что будет дальше. Я ещё не готов сегодня критиковать что-либо, потому что хотелось бы увидеть новую конструкцию, чтобы понимать, что на что поменялось.
— ДПМ сегодня обвиняют в очень многих грехах. На ваш взгляд, в каких всё-таки она должна покаяться?
— Я думаю, что это будет возможно обсуждать по итогам съезда. Но так, чтобы прямо каяться, я не знаю. Многие моменты пересмотреть, конечно, стоит. Но не нужно забывать и том, что удалось сделать. Мы развернули целый ряд экономических и социальных программ, от которых выиграли простые люди. Реально мы показали то, что человек может ощутить на себе. А когда говорится о каких-то важных реформах, но которые не отражаются ни в пенсиях, ни в зарплатах, ни в дорогах, ни в подъездах, в том, что ждут люди, то это просто важные разговоры.
* 14 июня Влад Плахотнюк покинул страну, а 24 июня через социальные сети объявил о своём уходе с поста председателя ДПМ. 29 июня руководство демпартии в полном составе подало в отставку.
Справка-Пояснение
Альянс-1 — Альянс за европейскую интеграцию был создан после победы на досрочных выборах 28 июля 2009 г. В него вошли Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная партии, а также Альянс «Наша Молдова». Новый парламент два раза пытался избрать главу государства, но кандидат от коалиции не получал необходимого количества голосов. Поэтому год спустя спикер, исполняющий обязанности президента, распустил парламент и назначил дату досрочных выборов, которые состоялись 28 ноября 2010 года.
Альянс-2 — Коалиция проевропейского правления, созданная 30 мая 2013 года. В неё вошли Либерально-демократическая партия (лидер Влад Филат), Демократическая партия (Мариан Лупу), Либерал-реформаторская партия (Ион Хадыркэ).
Нелли Ланская
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.