- Слово Предоставляется
Бельчанин, поборовший наркозависимость: «Мысль, что после одного раза ничего не будет, — это капкан»
Наш собеседник (50) рассказал о личном опыте преодоления зависимости от наркотиков, с которой он жил около 10 лет. Он поделился с «СП» историей знакомства с наркотиками, тем, что привело его к решению побороть зависимость и о своих многочисленных попытках.
«Побаловался и забыл»
Первое знакомство Андрея Волкова* с наркотиками произошло в школьные годы, лет в 14–15. Тогда он ради интереса решил попробовать коноплю с ребятами из старших классов.
«Я был мальчишкой и попробовал прежде всего из интереса. К тому же это было доступно и все, кто был помладше, хотели попробовать. Но я побаловался и забыл, не думал принимать дальше, потому что у меня были строгие родители», — рассказал Андрей.
Следующий опыт был уже в армии в 1988 году, в 19 лет. В этот раз попробовать предлагали солдаты, приехавшие из Афганистана, которые проходили несколько месяцев акклиматизации после войны в его части, а затем заканчивали службу.
«Там курили все, но не марихуану, а гашиш (и то и другое — наркотические продукты на основе конопли, но гашиш отличается более сильным психоактивным действием. — «СП»). Курили каждый день, это не было похоже на зависимость. "Афганцы" нам говорили, что им это, скорее, помогало преодолевать страх. А обычные солдаты курили, чтобы расслабиться. Нам не позволяли накуриваться в хлам. Мы должны были убрать территорию, выполнить всё, что от нас требовалось, только тогда "старшие" разрешали покурить», — объяснил мужчина.
Тяжелые наркотики
После армии Андрей забыл о наркотиках и начал строить семью. Вскоре родилась дочь, затраты молодой семьи увеличились, и бельчанин решил поехать на заработки в Россию. Опыт употребления наркотиков снова повторился, но это происходило редко, а из-за проблем на работе он быстро вернулся в Бельцы.
Еще три года спустя, в 1994 году, он поехал в Россию во второй раз. После первого неудачного опыта он сначала убедился в том, что это надёжная работа и прибыльная. Деньги тогда получалось зарабатывать хорошие, потом это позволяло покупать наркотики.
«Во дворе я увидел, как молодые ребята курили сигареты, подошел составить компанию. Слово за слово, разговорились, и я узнал, что они употребляют наркотики потяжелее — опиум, но сухой. Со временем оказалось, что многие из моего окружения что-то принимали.
На работе, когда мы хотели расслабиться, передавали деньги одному парню, а он ездил к нигерийцам и покупал опиум. Потом начал появляться героин», — вспоминает наш собеседник.
«У меня появилась серьезная зависимость»
С каждым днем Андрей увеличивал дозу и перешел с «сухого» приёма на внутривенный. Перед тем как уколоться в России, у него уже был такой опыт однажды на родине. В тот раз его организм не принял наркотик, и Андрей не захотел повторять, но после появления зависимости захотелось попробовать еще раз.
«В России у меня появилась серьезная зависимость. Я уже попробовал опиум внутривенно. Начинал с того, что каждый день кололся, потом два раза в день и увеличивал постепенно дозу. Затем я вернулся в Молдову к жене и употреблять стал еще больше — от 2 до 6 раз в день. Она ничего не знала, потому что мне удавалось хорошо скрывать», — рассказал Андрей.
Герой материала в разговоре с журналистом «СП». Фото: Олег Швец
Попытки преодоления
Года три-четыре Андрей продолжал скрывать свою зависимость благодаря деньгам и возможности уезжать за границу. Но в какой-то момент жена все осознала. Она видела следы на руках мужа, замечала, что он уходил ночью, а утром возвращался в странном состоянии, нервный. После вопросов и подсчетов, куда уходят деньги, все стало понятно.
«На наркотики почему-то всегда находились деньги, мозг работал хорошо и что-то придумывалось. А когда не находились деньги, шёл и занимал. После того как жена узнала, я хотел бросить много раз, делал много попыток не употреблять, но не получалось.
Однажды я сам пришел в больницу, чтобы меня прокапали, сняли физическую зависимость. Бывало, просил, чтобы меня закрыли в психиатрической больнице: один раз на месяц, другой — на два месяца и два дня. Как только я выходил, не сразу, но срывался. Больше одной недели без дозы я не выдерживал», — продолжает мужчина.
Еще семь раз бельчанин пытался бросать «на сухую», то есть сам. Он закрывался дома, включал вентилятор и терпел жуткую боль, хотя наркотики были в пятиминутной доступности. Терпеть удавалось 7–8 дней, потом начиналась депрессия. Жена к тому времени уже жила отдельно с дочкой.
«Во мне всегда было противостояние наркотиков и любви к дочери. Я понимал, что не могу справиться с зависимостью. Но дочь и жену я всегда безумно любил. Хотелось быть хорошим отцом и мужем, не быть козлом. Но в конце концов наркотики перебарывали, потому что серость жизни угнетала. Я думал, что один раз расслаблюсь, голова перестанет кипеть. Но после первого-второго раза начинается такая же сильная ломка, как после полугода постоянного употребления.
С физической зависимостью тяжело справиться, но она относительно недолго длится — дней 14. Это ужасные дни, потому что ты еще чувствуешь эхо — не спишь, ноги крутит. На первый день — ничего, на второй день начинается дискомфорт, на пятый день — настоящая ломка. На 7–8-й день организм почти очистился, но он все ждет, что ты ему дашь дозу, начинает крутить и ломать», — объясняет Андрей Волков.
Проблемы с законом
В 2000-х у Андрея из-за наркотиков начались проблемы с законом. На суде сомневались: дать условный срок или реальный, но родители решили проучить сына и сделали так, чтобы условный срок стал реальным. Около года в тюрьме Андрей не мог ничего употреблять — не было совершенно никакой возможности найти наркотики.
«Да, мне помогло это в какой-то мере, я одумался. Но ломка была жуткая: я не мог спать 45 ночей, меня преследовал эффект неспокойных рук и ног, бросало то в холод, то в жар».
Андрей вышел по амнистии за хорошее поведение и был уверен, что покончил с наркотиками. Жена ему тоже поверила и дала второй шанс, но через 7–8 месяцев он снова начал употреблять.
«На работе обманывали, зарплату не выдавали или недоплачивали, и я сорвался. А с судимостью уже тяжелее было найти нормальную работу. Каждый раз в проблемных ситуациях я срывался, хотелось отвлечься, и я верил, что это будет только один раз». — объяснил бельчанин.
«Во мне что-то поломалось»
«В 2003 году я попал в реанимацию в тяжелом состоянии с камнями в желчном пузыре. Ко мне в больницу, конечно, пришли жена с дочкой. А во мне что-то поломалось, я понял, что нужно выбирать: либо я отец ребенка, либо я никто».
С этого момента Андрей поставил крест на тяжёлых наркотиках. Физической зависимости у него уже не было, потому что из больницы он вышел «чистым», но с психологической только предстояло справиться.
«Я боролся с желанием уколоться с помощью алкоголя и марихуаны. Но это в редкие моменты, потому что я не люблю алкоголь. По большей части помогла семья. Я живу и стараюсь для своей семьи. Она вообще играет большую роль, ее поддержка и понимание, чтобы никто не напоминал и не упрекал».
У Андрея получалось справиться с зависимостью, но проблемы, оставшиеся с момента употребления алкоголя, не исчезли. Из-за проблем со здоровьем суды в течение двух лет откладывались. Когда Андрей поправил здоровье, состоялся суд, который приговорил его к тюрьме, там он тоже не употреблял.
16 лет без тяжелых наркотиков
Андрей не принимает тяжёлые наркотики уже 16 лет, а из пагубных пристрастий остались только сигареты. Несколько раз в год, когда приезжает один из его приятелей, он курит коноплю в рекреационных целях (эпизодически для компании) и считает, что в небольших количествах от этого нет вреда, а наоборот.
«После того, как я прошел физическую зависимость, у меня нет ломки. Но иногда я расстраиваюсь, думаю, что не получаются дела, и прокрадывается мысль, что есть возможность расслабиться, может, все-таки попробовать один раз. Но я отлично знаю, что мысль о том, что после одного раза ничего не будет, — это капкан. После этого все начинает повторяться.
Поэтому с психологической зависимостью труднее справиться, она на всю жизнь, с ней нужно бороться каждый день. Сейчас я не употребляю 16 лет тяжелые наркотики, и помогаю молодым ребятам прийти к тому же».
* Имя героя по этическим соображениям изменено.
Лидия Ходакова
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.