- Стоимость Проживания
Как семья бельчан выживает на пенсию по инвалидности
У Габриэллы Миронаш и Ивана Борина вторая группа инвалидности. Ежемесячный доход их семьи составляет 1770 леев. При этом прожиточный минимум в Молдове на одного человека — 1895 леев1. «СП» выясняла, как они сводят концы с концами.
Социальное жильё и социальная помощь
Габриэлла Миронаш (35) и Иван Борин (34) с 2015 года официально состоят в браке. После свадьбы они получили социальное жильё2, но каждый остался под своей фамилией, потому что денег на переоформление документов не было.
И Габриэлла, и Иван — люди, с выраженными ограничениями возможностей (раньше II группа инвалидности), на работу им сложно устроиться по состоянию здоровья. Однако в повседневной жизни каждый в состоянии о себе позаботиться.
В однокомнатной квартире семья проживает уже три года. Единственные доходы супругов — пенсия (720 леев на человека) и помощь на бытовые нужды — 120 леев (каждому). Раз в три месяца как люди с инвалидностью они получают 135 леев на транспортные расходы.
Габриэлла и Иван в браке с 2015 года.
Деньгам ведут строгий учёт
Габриэлла рассказала, что они с Иваном ещё с 2013 года стараются контролировать свои расходы. Сейчас же за бюджет семьи отвечает Габриэлла, она ведёт тетрадь, где расписывает деньги на коммунальные услуги и долги.
— Я привыкла писать в тетрадь деньги, которые потратила или те, что нужно отдать. Часто мы занимаем деньги, поэтому я всегда записываю, у кого и сколько, чтобы потом отдавать. Пишу ещё потому, что так могу видеть, сколько денег осталось в этом месяце.
Главные расходы — на коммуналку
— Мы живем в неприватизированной квартире и за наём платим 7 леев в месяц. Обычно мы платим сразу за полгода. Коммунальные услуги нам выходят дорого, из-за этого денег едва хватает, а на работу не принимают по состоянию здоровья.
Главный пункт расходов в семье — коммунальные услуги, в холодный период в месяц выходит 1000–1200 леев. В квартире есть телевизор и телефон, подаренные добрыми людьми на новоселье, за кабельное ТВ они платят 35 леев ежемесячно. Как ни странно, но на отопление уходит денег меньше, чем на электроэнергию, за свет приходит 500–600 леев.
— За свет в этом месяце мы заплатили дважды: сначала 500 леев, затем — ещё 150 леев. Как мне сказали, был перерасчёт. Это очень трудно для нас — отдавать лишние 150 леев, потому что у нас есть постоянные долги, которые нужно возвращать. За отопление не приходит так много, как всем, потому что в квартире проходят только два стояка. За каждый мы платим обычно 100 леев, но в этом месяце заплатили по 150 леев.
Супруги стараются экономить и контролировать расходы, но такие непредвиденные траты вынуждают их занимать деньги.
На еде стараются экономить
Другой пункт расходов — товары для дома. Ежемесячно на бытовую химию и средства по уходу за собой (шампунь, мыло, средства для мытья посуды и стиральный порошок) у них уходит 300 леев.
Правда, с этими нуждами им нередко помогают справиться окружающие.
— Я прошу у знакомых и соседей, что нам действительно нужно. Кто может — помогает, или они рассказывают своим знакомым и потом передают нам нужные товары. Люди знают, что лишнего у нас в доме нет, напрасно мы вещи не растрачиваем.
На еду у супругов уходит немного — 250 леев в месяц. Именно на этом пункте они стараются экономить. А когда есть возможность — питаются в социальных столовых.
Дома Габриэлла готовит каши из разных круп, а кроме них покупает супы быстрого приготовления. Также обязательные продукты дома — хлеб, сахар, кофе.
— Я не могу не купить кофе, потому что я гипотоник (человек с пониженным артериальным давлением. — «СП»). На лекарства денег не хватает, поэтому спасаюсь кофе. Мы не едим мясо почти. Когда получается заработать денег, тратимся на курицу или полуфабрикаты. А в обычные дни питаемся крупами, картошкой. Иногда люди передают нам закрутки. Ими спасаемся, когда есть нечего.
Сейчас за бюджет семьи отвечает Габриэлла. Иван демонстрирует тетрадь, которую ведет супруга, где она расписывает деньги на коммунальные услуги и долги.
Денег на проезд не хватает
На транспорт супругам выделяют 270 леев на три месяца. Они говорят, что если ездить каждый день, например, когда были открыты столовые, то этих денег не хватало. Поэтому, если на улице тепло, Габриэлла и Иван стараются передвигаться пешком.
— Денег на проезд не хватает на три месяца. 135 леев — этот ровно на один месяц каждый день ездить в троллейбусе. Наверное, мы не должны ездить каждый день.
Но иногда нужно пойти в больницу, если самочувствие плохое, или на улице очень холодно — приходится садиться в троллейбус. Муж по состоянию здоровья иногда попадает в больницу. Мне приходится занимать деньги для лечения и приходить к нему.
Габриэлла рассказала, что, хотя оба члена семьи с инвалидностью, они не чувствуют помощь государства в лечении.
— Я знаю, что нам должны выдавать какие-то лекарства бесплатно. Но семейный врач, когда я к нему пришла, сказал, что это всё обман. Поэтому мы всегда платим за лечение и медикаменты. А на День инвалида нам уже два года не дают материальную помощь3.
Из долгов не вылезают
Из таких ситуаций Габриэлла всегда старается найти выход. Официально их на работу не принимают. Даже подработку найти трудно. Случается, и обманывают. К примеру, прошлом году им какие-то люди предложили убрать частный двор. Они согласились.
— Нам должны были заплатить 60 леев. Но нас обманули, и мы ничего не смогли сделать. Недавно я помогала соседям: за то, что стояла в очереди и оплатила их коммунальные услуги, смогла заработать 8 леев. И то хорошо, на хлеб будет. Не часто я могу найти, где подработать. Но я не стесняюсь просить у людей, и добрые люди помогают, чем могут: продуктами, мебелью, одеждой. Мы никогда не покупаем новые вещи с рынка, носим то, что дарят люди.
Когда денег не остаётся, Габриэлла занимает у знакомых. Из долгов они совсем не вылезают. Ежемесячно они отдают всё, что осталось от пенсий (0–170 леев). Когда получается заработать, тоже в первую очередь думают о возврате долгов, а потом уже о своих надобностях, если это не лечение.
1Данные Национального бюро статистики на первое полугодие 2018 года.
2 В 2016 году решением Бельцкого муниципального Совета Габриэлле и Ивану как детям-сиротам выделили квартиру взамен жилища, которым они пользовались по программе «Защищённое жильё».
Программу «Защищённое жилье» запустил Центр ментального здоровья «Сомато» в сотрудничестве с примарией Бельц в 2011 году. Получателями такого жилья могут быть люди с нарушениями психического здоровья, но способные самостоятельно вести хозяйство. При этом они по-прежнему остаются под наблюдением «Сомато» и социальных ассистентов Управления социального обеспечения и защиты семьи.
3 Бесплатно можно получить только те лекарства, которые есть в списках компенсируемых медикаментов. В последнем списке, принятом в январе этого года, содержится 148 международных названий препаратов. Ознакомиться с ним можно в любой аптеке.
Категории и список получателей материальной помощи после ликвидации в начале 2018 года муниципального фонда поддержки населения утверждает муниципальный Совет. Получить материальную помощь можно только один раз в год.
Лидия Ходакова
Фото: Сергей Пузик
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.