- Славные Питомцы
Бельчанин разводит охотничьих собак и создал станцию для их тренировок и турниров
Новый гость нашей рубрики — предприниматель Игорь Еленчук, который содержит жесткошёрстных фокстерьеров. Он рассказал, за что любит эту породу, почему на норную охоту лучше ходить в одиночку и какой хозяин нужен такой собаке.
Увлечение с детства
Игорь Еленчук содержит жесткошёрстных фокстерьеров уже более 18 лет. Любовь к этой породе возникла ещё в детстве.
Предприниматель рассказал, что провёл детство в Киргизии на озере Иссык-Куль. Вместе с отцом они часто ходили на охоту. Помощником был жесткошёрстный фокстерьер Тутик. «Мне очень нравилась эта порода: и внешний вид, и темперамент, и поведение». Охотились на зайцев, лисиц, фазанов, куропаток.
О том, чтобы завести жесткошёрстного фокстерьера уже во взрослом возрасте, Игорь задумался после того, как вышел на пенсию, отслужив офицером в армии. И стал искать собаку этой породы.
Знакомые подарили ему щенка по имени Рэм. Это было в 2000 году. «Он везде был со мной, даже на работе, но, к сожалению, через три года погиб».
Игорь стал искать похожую собаку. В Румынии недалеко от Брашова он купил по 150 евро двух щенков той же породы. «Но я не увидел в них тех рабочих качеств, которые были у моей собаки в детстве. Оказалось, что в плане охотничьих навыков ― это вымирающая порода». Наш собеседник хотел найти собаку, которая будет хорошим охотником, а не только домашним любимцем.
В 2009 году Игоря познакомили с профессиональным судьёй соревнований среди собак из Москвы Жанной Яковлевой. Она посоветовала обратиться к Лие Муратовой, которая уже много лет разводит жесткошёрстных фокстерьеров и воспитывает из них чемпионов.
Игорь позвонил. «Я подумаю», ― ответила Лия Муратова на его просьбу продать щенка. Она согласилась только через некоторое время общения.
Предприниматель поехал за щенком в Подмосковье. За 350 долларов он приобрёл Хасана, который не только обладает прекрасными охотничьими качествами, но и, как позже выяснилось, удачно передаёт их по наследству.
Пару для чемпиона Игорь нашёл в Нижнем Новгороде через интернет. Лэсси оказалась «родственницей» Хасана по «дедушке». Там же купил уже взрослого 11-летнего Тимофея. Из Закарпатья привёз 6-месячную Ладу. Со временем появились щенки. Так зародился питомник.
Игорь с полевым чемпионом Хасаном, которого считает родоначальником своего питомника.
Собак уже 17
Сейчас у собаковода 17 жесткошёрстных фокстерьеров. У каждого есть личное дело с родословной до четвёртого колена и перечислением достижений.
Часть животных содержится во дворе у дома, другие ― на притравочной или испытательно-тренировочной станции, где проводится их обучение. Примерно раз в неделю собаки меняются «местом жительства». Притравочную станцию собаковод построил в километре от Бельц, на территории бывшего военного полигона.
Здесь Игорь тренирует своих питомцев, а также под эгидой Общества охотников и рыболовов каждую осень проводит турниры среди норных собак: гладкошёрстных и жесткошёрстных фокстерьеров, такс, ягдтерьеров. Участники приезжают из Румынии, Украины, Сербии и разных населённых пунктов Молдовы. На таких соревнованиях определяются лучшие представители породы, подбираются племенные пары для разведения, владельцы делятся друг с другом опытом. Собаки должны продемонстрировать свои навыки норной охоты. Искусственные норы сооружены так, чтобы судьи могли видеть, как ведут себя животные.
Специально для тренировок и проведения соревнований на притравочной станции Игорь содержит 17 лисиц.
Своих питомцев он также возит на турниры на Украине. Медалей и кубков, которые принесли собаки своему владельцу, собралась уже целая коллекция. Три фокстерьера носят звание «полевого чемпиона», то есть стали лучшими на соревнованиях среди не менее 50 участников.
В планах у собаковода отправиться летом на соревнования в Словакию, куда съезжаются участники со всей Европы. Однако чтобы собака могла туда отправиться, нужно сдать тест на бешенство. Такой анализ делают в Киеве или Бухаресте, и стоит он 150 евро на каждую собаку.
Притравочная станция для тренировок и проведения турниров расположена за городом.
Как растить и чем кормить
Охотничий инстинкт заложен у фокстерьера в генах. Однако, по словам Игоря, требуется и специальное воспитание с малого возраста, чтобы собака чувствовала себя лидером. Например, если щенок тянет игрушку, через некоторое время ему надо её отдать и он будет ощущать себя победителем.
Но заводить фокстерьера можно и не для охоты. Они прекрасно живут в квартирах, так как едят мало, весят до 10 кг, к людям не агрессивны. Главное, чтобы хозяин вёл активный образ жизни, так как у этих собак очень много энергии, они постоянно в движении.
«Раньше я кормил своих собак обычной едой: мясом с кашами. Но когда стал общаться с теми, кто более профессионально занимается собаководством, получил совет давать сухой корм. Качественный сухой корм содержит всё, что необходимо собакам: белки, углеводы, минералы, витамины. Подобрать натуральную пищу в таких пропорциях проблематично. Уже семь лет я кормлю собак только сухим кормом немецкого производства, и состояние их здоровья, шерсти, поведение мне нравится».
Но главное для собак, по словам Игоря, не еда, а внимание. «После работы выезжаю с ними на природу. Два, три, четыре километра прогулки и самому полезно, и они ждут этого». Каждые выходные он ходит с кем-то из собак на охоту.
Для перевозки собак на соревнования или на вязку у Игоря есть специальные клетки и оборудованный прицеп для автомобиля, в который помещаются 5-6 собак. Через каждые четыре часа дороги необходимо останавливаться на 20-30 мин., чтобы собаки отдохнули.
Лисы не страдают
По словам собаковода, при проведении тренировок и соревнований лисицы обычно не получают травм, так как их своевременно разнимают. Едят они тот же корм, что и собаки.
Лис, которые содержатся на притравочной станции, Игорь либо добыл на охоте лисятами, либо купил у других охотников. Цена лисёнка ― 100-200 леев.
Лисиц, которые уже не участвуют в тренировках или соревнованиях, Игорь выпускает на природу. Происходит это летом, когда животное может найти себе пропитание.
На притравочной станции живут 17 лис.
Норная охота ― тихая, но опасная
На охоту Игорь обычно ходит с собаками один. «Охочусь во всех районах Молдовы. Раньше я ходил на охоту с друзьями. Но норная охота ― одиночная. Если стоишь на норе и начинаешь шуметь, например, переминаться с ноги на ногу, зверь никогда не выйдет. Нужно стоять абсолютно тихо и ждать».
Задача фокстерьера ― выгнать лису из норы. Иногда это занимает 10-15 минут, иногда приходится ждать по 4-5 часов, а бывает, что собака не выходит и сутки.
Раньше охотники прикладывали ухо к земле, прислушиваясь к лаю. Затем начинали копать, чтоб спасти собаку. Сейчас на ошейнике у питомцев Игоря прикреплён датчик, с помощью которого можно следить за их передвижениями на глубине до 12 м под землёй. Ведь норная охота ― опасная, так как может обвалиться земля, зверь перегородит дорогу или случится ещё что-то. «За сезон мне два-три раза приходится откапывать собак», ― поделился охотник.
Гордость хозяина — коллекция медалей и кубков, завоёванных питомцами
Это не бизнес
По словам Игоря, разведение фокстерьеров — это чистое хобби. «Там, где начинается бизнес, порода заканчивается». Получить какую-то прибыль от этой деятельности не получится.
Около 5 тыс. леев в месяц уходит только на питание собак, столько же на корм лисам. На притравочной станции есть сотрудник, который помогает ухаживать за животными. Ему надо платить зарплату. Прививки, вакцины, выезды на соревнования тоже требуют средств. По грубым подсчётам, на всё это уходит 15-17 тыс. леев в месяц.
В 2016 году Игорь возил собаку Венди на вязку, например, в Тулу. За вязку надо было заплатить хозяевам кобеля 10 тыс. рублей и плюс потратиться на дорогу.
В то же время щенок продаётся по 200-250 евро. За год собаковод может продать в среднем всего шесть щенков.
Игорь считает, что поддержание пород собак держится на энтузиазме любителей. «Если бы не было у некоторых людей желания чего-то достичь, породы бы уже вымерли».
Справка-Пояснение
Жесткошёрстный фокстерьер ― это охотничья порода собак. В основном, используется в норной охоте на лис. Своё название получил из-за плотной, жёсткой текстуры шерсти.
Два раза в год жесткошёрстных фокстерьеров надо тримминговать ― выщипывать шерсть, чтобы росла новая.
Наталья Петрусевич
Фото: Александр Пузик
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.