- Сами Посудите
Дочь погибшей от гриппа бельчанки: «Моя мама не занималась самолечением!»
В начале этой неделе минздрав Молдовы обнародовал данные о смерти 54-летней бельчанки от гриппа. После публикации на сайте «СП» её дочь обвинила медицинские структуры в распространении недостоверной информации и усомнилась в правильности лечения. Администрация больницы обвинения отвергает.
Что сообщил Минздрав?
18 декабря Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты распространило среди СМИ пресс-релиз. На нём была основана новость в «СП» и многих других изданиях страны. В нём сообщалось, что в Бельцах зафиксирована смерть от гриппа 54-летней женщины.
«В результате эпидемиологического расследования было установлено, что болезнь началась 08.12.2018. У больной появился кашель, температура 38°C, головная боль. Она занималась самолечением дома. Состояние больной ухудшилось, и 14.12.2018 она была доставлена в отделение интенсивной терапии Бельцкой муниципальной клинической больницы в тяжёлом состоянии», — написано в документе.
Также сказано, что больную осмотрели пульмонолог и инфекционист. Она прошла необходимые обследования. Лабораторный анализ подтвердил диагноз: грипп A (H1N1) и двусторонняя пневмония. По данным Минздрава, смерть наступила 15 декабря 2018 года.
Ведомство также призвало граждан немедленно обращаться к врачу при первых симптомах гриппа и не заниматься самолечением.
После того как новость появилась в «СП», в редакцию обратилась дочь умершей женщины, Ольга Минтуш. Она сообщила, что публикация не соответствует действительности и просила помощи в распространении достоверной информации.
Что говорит дочь?
Вот как выглядела ситуация, по рассказу нашей собеседницы.
5 декабря. Вечером мать Ольги впервые почувствовала себя плохо. У неё поднялась температура.
6 декабря. Температура дошла до 40 градусов. В первой половине дня вызвали «скорую помощь». Врач и медсёстры оказали помощь, сделали укол, чтобы сбить жар. Доктор послушал больную, сказал, что лёгкие чистые, и посоветовал пригласить семейного врача, рассказывает Ольга Минтуш. Сбить температуру медикам не удалось.
7 декабря. Семейный врач осмотрел больную на дому и выписал антибиотики. В тот же день она начала пить лекарства, но температура не падала. Она держалась в пределах 39-40 градусов на протяжении троих суток.
9 декабря. Утром этого дня вновь вызвали «скорую помощь». К тому времени заболела уже сама Ольга и её шестилетняя дочь. Медики осмотрели всех. Самое тяжёлое состояние было у матери Ольги, но никто, по её словам, не предложил госпитализировать больную. На этом настояла Ольга. Поехать вместе с ней в приёмный покой она не смогла, так как в доме был больной ребёнок и сестра с диагнозом ДЦП.
Ольга и её мать постоянно поддерживали связь по телефону. Мать сообщила, что после осмотра ей сказали, что у неё правостороннее воспаление лёгких, на «скорой помощи» отправили в отделение пульмонологии (бывш. тубдиспансер на ул. Шт. чел Маре) и поместили в общую палату. Больной поставили капельницы и сбили температуру до 36 градусов. Но она жаловалась, что ей стало очень трудно дышать.
10 декабря. Больную перевели в реанимацию пульмонологии. Врач реанимации сообщил Ольге Минтуш, что состояние тяжёлое и её нужно перевозить в основной корпус больницы, чтобы подключать к аппаратам искусственного дыхания.
11 декабря. Пациентку перевезли в отделение интенсивной терапии муниципальной больницы (на ул. Дечебала). Врачи проинформировали, что у больной двусторонняя пневмония и она не может дышать самостоятельно, без аппаратов. Её ввели в искусственную кому.
14 декабря. Ольга узнала о диагнозе «грипп». «Тогда же мне сообщили, что приезжал инфекционист из Кишинёва. Когда был поставлен такой диагноз, я не знаю», — добавляет она.
Все эти дни Ольга приходила в реанимацию. Иногда ей разрешали зайти и увидеть мать.
16 декабря. Ольге позвонили по телефону и сообщили о смерти матери.
Наша собеседница отмечает, что искать причины трагедии её побудила публикация, где смерть близкого ей человека была представлена как беспечное самолечение. После этого у неё появились сомнения, что врачи сделали всё возможное, чтобы спасти её мать.
«Моя мама не занималась самолечением. Я доверила её врачам. Если кто-то хочет представить причину смерти такой, значит, для этого есть основания. Потому что трудно поверить, чтобы за столько времени человеку никак не смогли помочь. Может, не смогли поставить правильный диагноз и лечили не от того? А когда поняли, что это грипп, то было уже поздно?» — задаётся вопросами Ольга.
Она не понимает и почему в сообщении указано, что её мать поступила в больницу 14 декабря, а умерла она 15 декабря. Также Ольга Минтуш предполагает, что в момент смерти в реанимации рядом с больной никого не было. В качестве подтверждения она говорит о том, что подающую кислород трубку вынимали уже из окоченевшего тела и повредили лицо.
Не понимает она и почему после смерти от гриппа никто не предложил сдать анализы тем, кто был рядом с больной и тоже заболел. Она сама настояла на том, чтобы сделали рентген её дочери. Для этого ей понадобилось полтора часа убеждать врачей и ждать в приёмном покое.
Как медики объясняют несоответствия в данных?
Мы связались с Татьяной Решкитор, заведующей центром семейных врачей № 5, где наблюдалась больная. Она сообщила, что семейный врач осмотрел всех заболевших членов семьи и выписал необходимое лечение. Более подробная информация, по словам Татьяны Решкитор, конфиденциальна, и её нам могут предоставить только по специальному запросу.
Главный врач Бельцкой муниципальной клинической больницы Сергей Ротарь сказал, что в прессу попала неточная информация. Пациентка действительно заболела не 8-го, а 6-го декабря. И умерла она не 15-го, а 16 декабря в 1.49. Но при этом он заметил, что никто из сотрудников такой информации в Минздрав не давал. Как и не делал выводов о самолечении.
«Получился испорченный телефон. Мы действительно передавали информацию в наш Центр общественного здоровья, поскольку она была связана с наличием инфекции у больной. <...> Они в свою очередь передали в республиканский центр, а те в Минздрав. Где исказилась информация, я не знаю. Что касается даты смерти, то тут, скорее всего, наша ошибка. Врач обязательно принесёт извинения родственникам, если это их обидело», — заверил Сергей Ротарь.
Что показало разбирательство?
После нашего обращения в больнице провели разбирательство по этому случаю. С его результатами «СП» познакомил заместитель главного врача Владимир Паскарь.
Он показал документы, из которых следует, что лечение больной начал 6 декабря семейный врач. Далее её госпитализировали в отделение пульмонологии с диагнозом «грипп, осложнённый правосторонней пневмонией». Больная сразу же стала получать противовирусное лечение и антибиотики.
Болезнь тем не менее прогрессировала, и пневмония захватила второе лёгкое. Врачи вынуждены были перевести больную сначала в реанимацию пульмонологии, затем, 12 декабря, — в отделение интенсивной терапии и подключить к аппарату искусственного дыхания.
12 декабря анализ на наличие гриппа отправили в кишиневскую вирусологическую лабораторию. 13-го оттуда по телефону сообщили о наличии вируса гриппа, 14-го информацию подтвердили документально.
«Больная начала получать лечение в полном объёме сразу после поступления в больницу. Но, к сожалению, она обладала очень слабым иммунитетом и поступила уже в тяжёлом состоянии. Выйти из него она не смогла, несмотря на все наши усилия. Нам очень жаль, но, если грипп осложняется пневмонией, то развитие болезни происходит стремительно и шансов на спасение очень мало», — добавил Владимир Паскарь.
Насчет повреждений лица при извлечении трубки заместитель главврача пояснил, что медики действуют в таких случаях в соответствии с протоколом.
«Никто не имеет права извлекать всё, что дренируется. Только по прошествии двух часов после смерти производится вскрытие. При вскрытии патологоанатом даёт заключение, правильно ли был произведён дренаж. После этого он может быть удалён. Естественно, что в этот момент мышцы уже не столь подвижны. А поскольку трубка находилась в углу рта, то мышцы застыли, скривив его. При извлечении трубки не было повреждений, но допускаю, что изменения мимики были», — заключил собеседник.
Руководство больницы считает, что врачи сделали всё возможное, чтобы спасти жизнь больной, и сожалеет, что это сделать не удалось.
***
Ольга Минтуш похоронила мать 18 декабря. На попечении женщины осталась сестра с диагнозом ДЦП.
Нелли Ланская
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.