- Свежо Предание
Как на заводе-легенде получали зарплату по-коммунистически
С 2011 года периодически «СП» публикует воспоминания бельчан о некогда крупнейшем городском предприятии — заводе им. Ленина (ныне АО «Рэут»). Сегодня мемуарами вновь делится наш постоянный читатель Георгий Урсу.
Цех коммунистического труда
Прочитав в № 33 «СП» от 23 августа 2017 года, что в АО «Рэут» несколько месяцев не выдают зарплату, вспомнил одну историю полувековой давности.
Поскольку АО «Рэут» в некотором роде является, стыдно сказать, преемником завода им. Ленина, который с лёгкой руки Вячеслава Васильевича Фурмана (автор первых публикаций. — "СП"), называют заводом-легендой, то я расскажу, как однажды выдавали зарплату в 9-м цехе этого завода.
Точно не помню, в каком году, где-то в 1965–1967, вся страна боролась за право носить звание «Коллектив коммунистического труда». Наш цех был единственным сборочным цехом (некоторые участки нашего цеха потом превратились в цеха № 6, № 8, № 24). И, поскольку мы собирали основную продукцию, нам было легче бороться за звание «Бригада коммунистического труда». Ведь мы не могли допустить брака в нашей работе. Короче, все рабочие в той или иной бригаде добились права работать в коллективе коммунистического труда. И коли так получилось, то и весь наш цех получил право называться цехом коммунистического труда.
Тут партийное бюро цеха, комсомольское бюро, цеховой комитет профсоюза и администрация цеха подумали и решили: раз уж мы работаем по-коммунистически, то и жить должны по-коммунистически.
А началась эта жизнь с того, что цех отказался от услуг кассира, который выдаёт заработную плату.
Лишних семь рублей
И вот в день выдачи зарплаты в цех принесли картонную коробку, в которой была та сумма денег, которую заработали все работники цеха. Эту коробку водрузили на один из верстаков, рядом положили ведомость выдачи зарплаты и авторучку. Каждый рабочий подходил к верстаку, просматривал ведомость, находил свою фамилию, читал, сколько рублей он должен получить, расписывался в получении этой суммы, сам брал из коробки эту сумму, расписывался в получении и уходил. Коммунизм.
Когда ведомость была заполнена, когда все получили свою зарплату, в коробке оказалось 7 рублей лишних. Никто не знал, чьи это деньги и что с ними делать. Выбрасывать жалко — это же две бутылки водки (на один рубль можно было купить 200-граммовую пачку сливочного масла — 70 копеек, два батона по 13 копеек, два стакана воды: с сиропом за 3 копейки и без сиропа — 1 копейка).
Может быть, отдать кому-нибудь эти 7 рублей? А кому и почему ему?..
Перечислить в детское учреждение? Для благотворительности слишком малая сумма.
Отдать в заводскую кассу? А как оприходовать эту сумму? Ведь в кассе образуются излишки...
Вот такая «головная боль».
Снова день зарплаты
Прошёл месяц. И снова день зарплаты. Снова коробка с деньгами, снова ведомость. Но... Но один из членов нашего коммунистического коллектива зарплату не получил – в коробке не хватало 49 рублей. Видимо, семеро из нас решили избавить народ от «головной боли» и каждый взял на 7 рублей больше, чем ему было положено.
Читатели, конечно же, догадались, что через месяц и все последующие месяцы зарплату выдавала нам кассирша. Кончилась наша жизнь при коммунизме...
Почему я всё это описал? Конечно же, я понимаю, что мои воспоминания не помогут решить проблемы с зарплатой в АО «Рэут». Но не предавать же забвению завод-легенду.
Георгий Урсу
Материал опубликован в № 38 (1193) «СП» от 4.10.2017
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.