- Слово Предоставляется
Карен Хиллиард: «Мы надеемся, придёт день, когда помощь США Молдове не потребуется»
21 августа Бельцы посетила Карен Хиллиард, представитель Агентства США по международному развитию (USAID) в Молдове. Во время визита госпожа Хиллиард дала интервью «СП».
Проекты для регионов
— С какой целью Вы прибыли в Бельцы?
— Наш визит в Бельцы — это часть более обширной программы. Я езжу по стране и знакомлюсь с результатами наших проектов в Молдове. В Бельцы мы приехали узнать об успехах наших программ здесь, на месте, познакомиться с бельчанами, услышать мнения наших партнёров.
— Какие проекты USAID поддерживает в Бельцах и ближайших районах?
— Бельцы и ближайшие населённые пункты включены во все проекты, которые проводит USAID в Молдове. На прошлой неделе мы постарались создать карту наших проектов по всей стране. Делая эту карту, мы хотим увидеть, где мы более активны и где менее, а где бенефициары не имеют доступа к нашим программам. Потому что цель наших программ — увеличить число бенефициаров, включая те зоны Республики Молдова, где проживают компактно национальные меньшинства. Мы хотим, чтобы как можно больше наших программ реализовывалось в регионах, не только в Кишинёве.
На данный момент у нас несколько программ, которые функциональны в Бельцах и близлежащих районах. Если говорить об экономической и бизнес-сферах, то в Бельцах у нас активны два проекта: по конкурентоспособности и сельскому хозяйству. Также мы сейчас занимаемся новой программой, которая посвящена проблеме энергоэффективности.
Наша программа по конкурентоспособности работает в четырёх сферах: IT, виноделие, туризм и текстильная индустрия (одежда и обувь). Я хочу отметить, что в результате этой программы местные предприниматели смогли получить дополнительные доходы на $22 млн.
Этим утром мы посетили Бельцкий университет, встретились в ректором и вице-ректором. В проекте по конкурентоспособности мы сотрудничаем с университетом и Агентством регионального развития по северу, вместе мы будем работать над созданием центра [инноваций], который будет похож на тот, что мы создали в Кишинёве — «Tekwill». Общая сумма этого проекта составит 1 млн леев. Это только начало. Мы хотим, чтобы это учреждение было таким же современным, как и «Tekwill» в Кишинёве. Также мы желаем, чтобы центр не фокусировался только на IT, но охватывал бы и креативную индустрию — моду и др.
Часть здания, которое поможем обновить и подготовить для работы, будет выделена для проведения тренингов в этих отраслях. Но также в этом центре будут два этажа, которые будут к услугам стартапов — для тех, кто делает первые шаги в IT.
Мы замечаем, что IT-индустрия начинает набирать обороты и становиться локомотивом нового экспорта для Молдовы. За последние 10 лет экспорт IT-индустрии вырос с $8 млн до $80 млн. Большинство молдавских IT-продуктов экспортируется на Запад. И мы хотели бы помочь этому тренду, создавая такие центры, хабы на севере и юге.
Помимо того, что мы предоставляем помощь на завершение самого здания, подготовку его с технической точки зрения, мы также даём возможность экспертам (включая вице-ректора университета) посетить другие страны, где такие проекты уже были успешно начаты и есть результаты.
На данный момент 4 % от экспорта и 7 % ВВП Молдовы составляет IT-индустрия. Текстильная промышленность — другое направление нашей программы — охватывает 7 % экспорта и 15 % ВВП. Помогая этой промышленности, мы привозим сюда экспертов, которые показывают местным специалистам, как улучшить производственный процесс, какие административные изменения надо произвести, чтобы увеличить объём продукции, улучшить показатели экспорта и получить доступ к новым рынкам.
Сегодня утром мы также были на фабрике «Infinity», где трудоустроены 500 человек. Специалист, который приехал на фабрику при нашей поддержке, помог улучшить внутренние процессы, чтобы увеличить продуктивность этого предприятия.
С другой стороны, руководители этого текстильного предприятия получили возможность поехать в Польшу, Румынию и познакомиться с опытом своих партнёров. Помимо этого они увидели в действии используемые там новейшие технологии. В результате поездок и предоставленной нами помощи они решили изменить процесс, перейти от ручного труда к полуавтоматическому разрезанию тканей и т. д. Сейчас у них есть новый бизнес-план, следующий шаг — переговоры с банком на получение кредита.
Когда проект будет завершён, фабрика будет экономить 47 % на электроэнергии, производительность труда вырастет на 17 % и будет возможность увеличить зарплаты женщин на 20 %. Предприятие уже шьёт одежду для британских домов моды. Благодаря этим изменениям компания сможет предоставлять услуги уже более дорогим брендам на Западе. К тому же она заинтересована в разработке своего бренда.
Я хотела бы напомнить, что USAID и индустрия моды в Молдове — партнёры на протяжении некоторого времени, мы вместе работали над проектом «Din inima», который охватывает 60 местных производителей, выпускающих одежду для женщин и мужчин. И мы увидели итог этой промо-кампании: взрыв успеха для этих предприятий, только на местном рынке цифра продаж выросла на $3,8 млн. Благодаря нашей помощи дизайнеры смогли участвовать в международных показах, обрести новые связи и за последние два года подписать контракты на сумму более $5 млн. Буквально на прошлой неделе группа дизайнеров посетила Нью-Йорк, где они успешно продали образцы продукции, а потом продолжили этот тур в Великобритании.
Мы работаем с предприятиями везде в Молдове: и на севере, и на юге, и в Приднестровье. Нам особенно важно работать с этой индустрией, поскольку в ней трудится очень много женщин.
Хочу отметить ещё один проект (наша поездка после этой встречи будет связана именно с ним). Это программа в сельском хозяйстве, которую мы запустили в ноябре. Через этот проект мы стараемся помочь местным фермерам перейти от традиционных культур, таких как кукуруза, подсолнечник, пшеница, к более доходным. И мы работаем не только с большими сельхозпроизводителями, но и с малыми, чтобы они могли использовать те культуры, которые способны давать максимум дохода и на небольших участках.
Этот проект очень важен, поскольку на сельское хозяйство приходится 50 % экспорта Молдовы, в этой сфере трудоустроено очень много людей. Были очень неприятные последствия для этой индустрии, когда Российская Федерация прекратила импорт молдавской сельхозпродукции, вина. Но это создало новые возможности для местных производителей. До эмбарго продукция, которая экспортировалась в основном в Россию, не была высочайшего качества, поскольку россияне не выдвигали претензий к нему. После эмбарго сельхозпроизводители и виноделы стали улучшать качество продукции.
Помимо предоставленных нами технической помощи, экспертов, знаний, мы помогли обеспечить местным производителям доступ к новым культурам, которые позволяют добиться лучших результатов: новые сорта черешни, абрикосов и др. Новые технологии стали использоваться для выращивания помидоров и огурцов в орошаемых зонах. Благодаря нашей помощи в винодельческой индустрии за несколько лет появились 22 новых предприятия. Мы предоставили экспертную поддержку, доступ к новым технологиям и производственным процессам. Сейчас я рада отметить, что молдавские предприятия, как крупные, так и средние и малые, выпускают бутилированное вино очень высокого качества, которое продаётся по хорошей цене.
Вдобавок мы помогаем компаниям в продвижении молдавских вин за границей. И теперь примерно 70 % от всех производимых в Молдове вин экспортируется за пределы СНГ: 40 % этого объёма отправляется в ЕС. Ещё 30 % — в Азию и даже США. Молдавское вино можно найти на полках магазинов в Вашингтоне. Так что у меня вызывает улыбку, когда политики утверждают, что отношения с Евросоюзом не принесли никаких позитивных моментов Молдове. Если смотреть на цифры, то это совсем не так.
Для гражданского общества и СМИ
— Кроме экономических у нас есть программы, которые продвигают демократические процессы. Они также работают по всей стране. Один из наших проектов направлен на то, чтобы стимулировать участие местной общественности в политических процессах. Эта программа внедряется Национальным демократическим институтом. Она помогает молодежи создавать группы, чтобы продвигать свои интересы на местном уровне. Инициативные группы идентифицируют проблемы, с которыми сталкиваются, например, бельчане, передают вопросы местной администрации и вместе ищут решение.
К сожалению, мы не успеваем с этими группами встретиться сегодня в Бельцах, но я могу привести вам несколько примеров из Кагула. Это очень простые вещи, которые жители города хотят улучшить. В Кагуле есть неисправный мост, который доставляет много неудобств людям. Администрация планировала работать над другим проектом. Но после встречи с инициативной группой местные власти изменили планы и решили заняться мостом.
Также жители Кагула сталкиваются с проблемой бездомных собак. Инициативные группы вместе с гражданами идентифицировали это как одну из важнейших трудностей. В результате было закуплено новое оборудование для службы, отвечающей за отлов собак.
Ещё одна проблема, о которой говорили молодые матери: на тротуары неудобно было заезжать с колясками. И опять же после дискуссии с местной администрацией появились съезды с тротуаров.
Это не революционные вопросы национального значения, но они важны для жителей городов. И помимо того, что программа помогает решать проблемы, она способствует воспитанию нового поколения, которое знает, как общаться с администрацией, как обращать внимание на проблемы и содействовать их решению.
В другой программе мы помогаем [ассоциации] «Promo-Lex». В прошлом году они начали открывать региональные центры, один из них — в Бельцах. Мы очень рады этому партнёрству, поскольку «Promo-Lex» организовала миссию наблюдателей во время президентских выборов, которая была представлена на 100 % избирательных участков Молдовы. Между выборами «Promo-Lex» активно мониторит то, что происходит в местной администрации, как расходуются публичные финансы. Организация следит, чтобы эти процессы проходили по правилам, прописанным в законах.
Нет времени, чтобы рассказать обо всех наших проектах. Но не могу не отметить новую программу, которую мы начали совсем недавно. Это проект помощи независимым СМИ.
Ни для кого не секрет, что многие медиа в Молдове контролируются большими политическими силами в стране. Мы считаем, что важно поддержать оставшиеся 20 % независимых СМИ, чтобы они могли продолжать свою работу. Поскольку важно услышать и их мнение помимо мнения тех больших организаций, которые представляют интересы стоящих за ними политических сил.
Вызывает беспокойство, что несколько политических формирований начинают доминировать над большей частью медиа, которые получают контент за рубежом, и прежде всего российский, где высок процент пропаганды. Частично это связано с тем, что российская продукция намного дешевле, чем другая из-за рубежа. Помимо развлекательных программ очень много политических или новостных программ, которые представляют только точку зрения Российской Федерации. Поэтому мы хотим оказать помощь СМИ, чтобы они могли поставлять независимую качественную информацию всем жителям Молдовы независимо от языка, на котором те говорят. Мы хотим помочь организациям повысить качество их продукта, чтобы сфокусировать внимание аудитории на местном контенте. В то же время для нас важно с помощью этой программы научить людей отделять пропаганду от реальных новостей, получать информацию из разных источников, чтобы слышать различные точки зрения.
Я приведу свой личный пример. Каждое утро я получаю сводку новостей от самых разных американских изданий, включая Fox News, CNN, New York Times, Washington Post и др. И я могу прочитать различные мнения об одном и том же событии. Было бы очень хорошо, чтобы граждане Молдовы имели такую же возможность, чтобы они могли решать за себя.
Это программы, которые мы реализуем сейчас. В ближайшем будущем у нас будет новый проект — по поддержке местных властей. И я уверена, что Бельцы будут активно подавать заявки, поскольку это будет проходить на конкурсной основе. Но о деталях поговорим в мой следующий приезд, когда проект запустится.
Также у нас новая программа будет по культуре и туризму вместе со Смитсоновским институтом. Будет и проект помощи детям, живущим вне семей, в государственных учреждениях. Он направлен на их возвращение в свои или обретение новых семей.
О границах американской помощи и её восприятии
— Сколько денег американских налогоплательщиков было потрачено на Молдову за последний год через USAID?
— Точной суммы за этот год у нас ещё нет, но примерно будет $40 млн. За прошлый год было $30 млн.
— О восприятии американской помощи. Среди людей есть недопонимание того, зачем США оказывают помощь Молдове. Существует убеждение, что американское правительство тем самым преследует некие политические или геополитические задачи. Так всё-таки для чего США тратят внушительные средства на поддержку таких далёких от Нового Света стран, как Молдова?
— В этом году будет отмечаться 25 лет партнёрства между США и Молдовой. Мы открыли своё представительство сразу же после коллапса СССР.
Мы начали предоставлять помощь народам в странах постсоветского пространства, поскольку распад Советского Союз привёл к тому, что пострадали экономика, социальная сфера, были огромные проблемы с поставкой электроэнергии и газа и во многом другом. Не знаю, каково было в Молдове, потому что я в тот период работала в Армении. Но армянскому народу было очень тяжело: шла война, дети учились при свечах, не было тепла в домах, людям приходилось собирать хворост для обогрева. Через такие сложные периоды прошли многие страны Восточной Европы.
Вначале мы приехали в эти страны, чтобы предоставить гуманитарную помощь. Далее мы хотели стабилизировать ситуацию в регионе, помочь новым странам в переходе от плановой экономики к рыночной и от тоталитаризма к демократической системе управления. Эти две цели актуальны для нас и сегодня.
— Молдавский Парламент хочет принять закон, по которому те общественные организации, которые якобы вовлечены в политику, не имеют права получать помощь из-за рубежа. Каково Ваше отношение к этой инициативе?
— Я хочу сказать, что нововведения в закон, которые призваны ограничить зарубежную помощь неправительственным организациям, — это очень плохая идея. Для нас это неожиданно, потому что только в прошлом году Парламент принял закон «о двух процентах», по которому НПО могут претендовать на отчисления из налогов граждан.
Конечно, правительство не хочет, чтобы финансы из-за рубежа через НПО использовались политическими силами, и мы понимаем, что это обоснованное беспокойство. Но эти поправки в закон заходят слишком далеко. При этом мы рады, что правительство и НПО вернутся за стол переговоров и рассмотрят последний вариант поправок.
В то же время я убеждена, что НПО в Молдове должны получать всё больший и больший процент финансирования из местных источников — от граждан, бизнеса, а не извне. Мы стараемся через наши программы обучать НПО контактировать с местными жителями, объяснять, как работа общественных организаций помогает людям, а не фокусироваться только на отношениях с донорами. Чтобы НПО могли получать больше местного финансирования, в Молдове должен вырасти настоящий средний класс. Конечно, и отношение самих граждан должно измениться: они должны захотеть быть более активными в социальном и политическом плане. И мы очень надеемся, что скоро придёт тот день, когда наши деньги Молдове не потребуются. Потому что мы не сможем её оказывать неограниченно.
— На странице USAID в Молдове одной из задач агентства указана борьба с бедностью. Почему, на Ваш взгляд, у Молдовы не получается прорыва в борьбе с бедностью, не выходит стать той самой «историей успеха», которой нашу страну поспешили назвать?
— Я назову три причины: коррупция, коррупция и ещё раз коррупция.
Руслан Михалевский
Слава Перунов
Материал опубликован в № 34 (1189) «СП» от 06.09.2017.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.