- Соизвольте Представиться
«Долги больницы надо срочно погашать». Интервью с новым главврачом муниципальной больницы Бельц
Сергей Ротарь был утверждён главным врачом Бельцкой клинической муниципальной больницы на заседании Совета 29 июня. Назначению предшествовала победа в конкурсе на эту должность, проведённом Министерством здравоохранения в апреле 2017 года. Сегодня Сергей Ротарь — гость «СП».
Ступени Подъёма
Сергей Ротарь закончил Кишинёвский университет медицины и фармакологии им. Н. Тестимицану в 1979 году.
С 1979 по 1984 годы — хирург-травматолог в Бельцкой городской больнице.
С 1984 по 1989 годы — заместитель, а затем главный врач Окницкой районной больницы.
С 1999 по 2003 годы — директор управления здравоохранения Единецкого уезда.
С 2004 по 2014 годы — директор Единецкого территориального агентства Национальной компании медицинского страхования (НКМС).
До июля 2017 года — начальник Управления контроля качества НКСМ в Бельцах.
Женат. Имеет троих детей и внучку.
О долгах и необходимости перемен
— Вы возглавили одно из самых крупных медицинских учреждений совсем недавно. Удалось оценить уровень проблем и задач, которые предстоит решать?
— Я много лет работаю в сфере здравоохранения, в том числе и на руководящих должностях. Удивить меня сложно. В муниципальную больницу я пришёл совершенно сознательно. Проблемы мне знакомы. Надеюсь, что за 5 лет, на которые у меня заключён контракт, нам удастся изменить ситуацию к лучшему.
В восьмидесятые годы я начинал здесь свою трудовую деятельность. Здесь меня научили держать скальпель. Здесь я провёл свои первые операции в качестве хирурга-травматолога. Я помню эту больницу на подъёме, когда тут работали прекрасные специалисты, ставшие моими учителями. Сейчас здесь трудятся около 100 медицинских работников, которые начинали со мной в те годы.
В начале прошлой недели меня представили коллективу. На представление пришло около 150 членов коллектива. Большая часть из них — женщины. Я знаю, что именно они наиболее чутки к переменам. Они могут вознести или чётко дать понять, что ты не состоялся. Поэтому мне было приятно, когда меня тепло приняли и внимательно слушали. Чувствовал, что мои слова находят поддержку в зале.
Количество пришедших также говорит о заинтересованности людей в переменах. Очень важно для меня и то, что люди хотят работать. В больнице много грамотных специалистов. Но каждый из них работает на своём месте, выполняет конкретные задачи. Мне показалось, что нет слаженной команды, объединённой одной целью. А без этого сложно решать большие задачи, которые мы будем ставить перед собой.
Я знаю потенциал коллектива. Он достаточно высок. Мы в состоянии сделать муниципальную больницу одной из лучших в республике. Я верю, что больные всего севера будут идти к нам. Но для того, чтобы так было, предстоит сделать очень много.
— Какие перемены нужны учреждению? Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать прежде всего?
— Проблем достаточно много. Они лежат в разной плоскости, начиная от материальной и заканчивая моральной, отношением между врачом и больными.
На сегодня долг муниципальной больницы составляет около 30 миллионов. Нужно предпринимать срочные меры, чтобы его реструктурировать и начать погашать. У нас уже есть судебные тяжбы по несвоевременной плате за медикаменты. Есть долги по договорам с нашими партнёрами: частной клиникой, лабораторией и др.
Часть долгов образовалась из-за того, что больница пролечила больше пациентов, чем предполагалось. За первое полугодие в связи с этим мы затратили на 6 млн леев больше, чем получили от Национального агентства медицинского страхования. Будем просить пойти нам навстречу и возместить эту сумму.
Кроме того, нужно думать о том, как изменить ситуацию в дальнейшем и сократить расходы.
Я надеюсь на помощь и понимание муниципального Совета, который является учредителем больницы. Возможно, придётся пересмотреть ранее принятые договоры с частными предприятиями и некоторые медицинские услуги оказывать силами больницы.
Считаю, что более рационально нужно расходовать средства и внутри больницы. Назрел вопрос пересмотреть штатное расписание. Уже сегодня я вижу, что в некоторых подразделениях, не относящихся непосредственно к лечебному процессу, штаты несоизмеримо раздуты. Всё нужно приводить в порядок.
— В своё время местные власти много говорили о проведённом в больнице аудите. Вы знакомы с его результатами?
— К сожалению, я не видел никаких документов аудиторской проверки. Думаю, что знакомство с её результатами мне бы очень помогло. Но даже если и не удастся их получить, то есть смысл заказать внутренний аудит, чтобы иметь точную картину состояния дел.
О материально-технической базе
— Как Вы оцениваете материально-техническую базу больницы?
— Я сделал обход нескольких отделений. Мне жалко себя и людей, которые там работают. Всё оборудование устаревшее. Оно было, когда я ещё пришёл в больницу в 80-е годы. У нас по-прежнему нет ни томографа, ни ангиографа (рентгеновский аппарат, который позволяет врачам оперативно распознать изменения, происходящие в сосудах и тканях. — «СП») и т. д. Был случай, когда умер больной, потому что не смогли вовремя поставить диагноз. Частные клиники, куда мы направляем на обследование, не работают круглосуточно или по выходным. Это самая большая проблема, которую нужно решать.
— У Вас есть варианты её решения?
— Варианты подсказывают новые подходы. В странах развитой медицины нет приёмных отделений. В Кишинёве сейчас тоже переходят на новую систему и создают отделения для приёма больных в срочном порядке. В них будет оказываться ургентная помощь круглосуточно. Туда может привезти скорая помощь или человек может приехать сам. Эти отделения будут обеспечиваться новой современной медицинской техникой и оборудованием. Его можно будет использовать и для других стационарных больных.
На прошлой неделе в Кишинёве мы также решали и ещё одну важную проблему. Нас включили в международный проект по протезированию суставов. Этот проект поддержан правительствами Румынии, Турции и Молдовы.
Сегодня в очереди на протезирование суставов в Кишинёве стоит 12 тысяч больных. По темпам операций в ней нужно стоять 10–12 лет. Но далеко не все приехали в столицу, чтобы встать в очередь. Так что можно предположить, что ещё столько же в ней нуждаются.
Проект даёт возможность подготовить новых специалистов для проведения операций. Шесть наших травматологов пройдут подготовку за рубежом. Месяц они будут бесплатно учиться в Румынии. Затем ещё месяц работать у нас. После этого в течение месяца пройдут обучение в Турции.
Нам выделили 65 протезов для внедрения этой программы. Кроме того, в рамках проекта мы должны построить и оборудовать новую операционную.
В больнице не было ремонта более 10 лет. Но я дал слово, что мы сделаем новую операционную и через месяц её откроем. Наши специалисты после обучения в Румынии будут там оперировать. В дальнейшем будем делать ремонт во всех операционных.
Для того чтобы поддерживать лечебный процесс на высоком уровне, нужно постоянно учиться. На базе больницы хочу открыть вторые кафедры медицинского университета, чтобы молодые врачи проходили у нас резидентуру. А затем оставались работать. У нас 938 коек, 30 отделений, опытные врачи с первой и высшей категорией. Это самая большая больница в республике. У нас есть все основания создать на её базе не только лечебный, но и научный центр.
О кадрах
— Не секрет, что муниципальная больница и консультативная поликлиника испытывают дефицит кадров. К некоторым врачам невозможно записаться. В социальных сетях разместили объявление о том, что записи к офтальмологу на 2017 год нет. Реально ли решить эту проблему в ближайшее время?
— Проблема действительно существует. У нас не хватает окулистов, лор-врачей, некоторых других специалистов. Думаю, что их отсутствие связано с неправильным менеджментом. Многие уходили, потому что их не устраивали условия труда, отношение к ним. Врачи открывали свои кабинеты.
Я буду делать всё для того, чтобы вернуть их обратно. Возможно, на других условиях. Открыть кабинеты можно и в поликлинике. Главное, чтобы медицинская помощь была сосредоточена в одном месте. В больнице должны быть все врачи, которые нужны людям. В Европе можно взять в аренду операционную на один день, арендовать помещение в медицинском учреждении. Это выгодно и удобно всем: и больному, и врачам. Очень надеюсь, что и в этом вопросе мне пойдёт навстречу муниципальный Совет.
В больнице были закрыты отделения лор, офтальмологии, некоторые другие. Мне сложно сейчас говорить о причинах, но считаю эти решения ошибочными. Думаю, что нужно вернуться к этим вопросам и предоставить весь спектр медицинских услуг для стационарного лечения.
О реформе
— Сейчас много говорят о реформе в здравоохранении. В частности, об изменении статуса муниципальной больницы. Какие перспективы Вы видите после реорганизации?
— Вопрос несколько преждевременный. В настоящее время проходит его обсуждение. На этой неделе у нас будет встреча с представителями Министерства здравоохранения. Мы готовы выслушать предложения и высказать свои.
Чтобы перевести больницу на региональный уровень, нужно разрешение местной власти. В то же время мы готовы взять на себя ещё пять районов: Сынжерейский, Рышканский, Глодянский, Дрокиевский и Фалештский. Это позволит больнице развиваться и улучшить материальную базу.
Нелли Ланская
Материал опубликован в № 27 (1182) «СП» от 12.07.2017.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.