- Слово Предоставляется
Роман Фёдоров: «В клубе есть люди, которые горят игрой»
Осенью Клуб интеллектуалов северной столицы (КИСС) отметил пятилетие. По этому случаю в гостях у «СП» — основатель, бессменный президент клуба и ведущий игр «Что? Где? Когда?» Роман Фёдоров.
— Как возникла идея организовать клуб?
— Она формировалась постепенно, точнее, в три этапа. Самый первый этап — когда в Бельцком госуниверситете собирали команду для игры в «Брейн-ринг» в Кишинёве. Тогда поехали участники двух команд. Несмотря на абсолютную несыгранность, команды сумели показать неплохой результат. В качестве оправдания замечу, что игра велась на румынском языке, а большинство наших участников — русскоязычные. Приходилось сначала переводить вопрос, обсуждать его с командой, а после переводить ответ.
Второй этап — прогулки с Александром Грауром, который после моего рассказа об опыте участия в «Брейн-ринге» рассказал немного об истории молдавского Клуба CUC («Cine? Unde? Cind?») и практически ежевечерне делился вопросами с кишинёвских игр.
После этого я твёрдо решил собрать команду и поехать на очередную игру в столицу. Команда собрана. Путь преодолён. Игра проиграна. Это был третий этап.
Тут уже в голову закралась мысль о том, что Бельцам необходим свой клуб «с преферансом и поэтессами». Приятно было осознавать, что я не одинок. Со мной был замечательный человек, мой школьный учитель истории Евгений Чобану. Он загорелся идеей даже больше меня.
— Как формировались первые команды?
— Мы решили, что университетская почва как нельзя лучше подойдёт для интеллектуальных игр. Я обратился за помощью к преподавателю БГУ Раду Думбрэвяну, который откликнулся на мою просьбу. Мы вместе обошли все факультеты университета, расклеили афиши о наборе команд с указанием даты и времени регистрации. Стали ждать. В назначенные день и время не пришёл никто.
Это был, пожалуй, самый сложный момент за всю историю клуба, когда хотелось просто плюнуть на всё и завязать с такой «общественной деятельностью». Но спустя полчаса пришли ребята из лицеев им. Крянгэ и Эминеску. Участников оказалось достаточно, чтобы сформировать три команды. Первая игра прошла на румынском языке. После мы стали чередовать игры с периодичностью примерно раз в две недели. Бывали случаи, когда в один день проводили сразу две игры — и на русском, и на румынском языках.
— Как рос клуб и какие проблемы роста возникали?
— Клуб рос не столько быстро, сколько стабильно. С каждой новой игрой появлялись если не новые команды, то точно новые люди. Так, с начальных трёх число команд выросло до стабильных 10. Исторический максимум команд (14!) был достигнут спустя три года, но сохранить их не удалось.
Главная проблема роста — отсутствие вместительного и удобного для игры помещения. Мы перепробовали разные варианты, в разных уголках города: университет, Центр культуры и молодежи, бизнес-инкубатор и порядка 10 ресторанов и кафе. Приятно, что многим очень нравилось сотрудничать с интеллектуальным клубом, и они предоставляли помещение совершенно безвозмездно. Были и такие, кто после двух-трёх игр просили сделать для заведения сайт — ведь мы же интеллектуалы. Порой нам сразу откровенно заявляли, что администрация не понимает выгоды такого сотрудничества, и отказывали в помещении.
— Какие изменения радуют?
— Радует, что у клуба появился постоянный партнёр — Сергей Киселёв, который уже на протяжении двух лет поддерживает нас, предоставляя как помещение для игры, так и призы для победителей. Это самое долгосрочное и приятное сотрудничество. Теперь нам не стоит беспокоиться о том, где играть. Летом — это терраса «Carlsberg Grill Pub», в холодное время — «Django».
Радует, что в клубе есть люди, которые начинали как «ласточки» (так в клубе называют помощников, которые собирают у команд ответы. — «СП»), а спустя какое-то время стали играть, причём очень даже неплохо.
Радует, что в клубе есть люди, которые до сих пор «горят» игрой, которые пишут или звонят, спрашивая о дате новой игры.
Радует, что мы перестаём вариться в собственном соку и либо выезжаем в Кишинёв на чемпионат Молдовы, либо столичные команды приезжают к нам на игру.
— На чью помощь и поддержку вы можете рассчитывать?
— Радует поддержка жены Дарьи, которая не только понимает и принимает моё увлечение, но и сама активно в нём участвует. Мы в своё время очень сомневались, стоит ли ей играть (как-никак конфликт интересов), но со временем эти сомнения пропали.
Поддержка знатоков так же дорогого стоит — ведь именно в этом заключается сама «фишка» клуба. Отдельно хочется отметить игрока команды «Без разницы», которого все привыкли называть не иначе как «коллега», — Андрея Кожокаря. За все эти годы он пропустил максимум пять игр и в любое время дня и ночи готов посвятить своё время клубу.
— Чем бельцкий клуб отличается от столичных?
— Первое отличие наших от кишинёвских коллег в том, что они не ищут комфорта и готовы играть в любое время и в любом месте, записывая ответы на коленках. И второе важное отличие — в периодичности: если мы играем раз в месяц, то в Кишинёве игры проводятся еженедельно. Иногда и по несколько игр в неделю. Причём в основном это международные синхроны (игры, в которых на одинаковые вопросы отвечают команды в разных странах. — «СП»), где требуются взносы с каждой команды (в среднем $5–6).
— Сегодня в играх клуба разыгрываются три тура по 12 вопросов, а на поиск ответа отводится минута. Пробовали ли вы другие форматы проведения?
— Мы перепробовали несколько форматов. Это и телевизионный вариант игры, когда участие принимает всего одна команда, а вопросы задают известные люди из Молдовы и зарубежья.
Пробовали и формат игры «Брейн-ринг», когда на сцене сражались две команды, и определяющую роль играла не только точность, но и скорость ответа. К сожалению, этот формат не прижился, хотя, на мой взгляд, он гораздо зрелищнее и азартнее. А следующий формат полюбился нашему клубу, но для его проведения требуется гораздо больше ресурсов. Речь о «Сити квесте» («городские приключения»). Команды с удовольствием передвигались по городу на автомобиле в поисках зашифрованного в вопросе места.
— В своё время в Бельцах появился ещё один клуб интеллектуальных игр — «Battle of Brain». Была ли конкуренция и как Вы к ней относились?
— Когда стали проводиться игры «Battle of Brain», я, откровенно говоря, обрадовался. Во-первых, сама по себе конкуренция провоцирует рост. Кроме того, направленность вопросов и сам формат игры у них был другим. Ну и самое главное — у меня появилась возможность играть. Поэтому я очень сожалею, что «Battle of Brain» перестал существовать. Надеюсь, что его организаторы смогут возродить клуб.
— В некоторых видах спорта очень важна стабильность. А что, по-Вашему, важно для команды — участницы интеллектуальной игры?
— Для себя отметил интересный факт — абсолютно стабильных команд не бывает. Команда долгое время может удерживать первое место, но в определённый момент оказаться на 6-м или даже 7-м месте. И, наоборот, есть те, которые занимали последние места и в определённый момент «выстреливали», оказавшись на 2–3-м месте.
В команде очень важна именно сыгранность, она может состоять из специалистов в различных областях, но при отсутствии сыгранности игроки просто не услышат друг друга.
Ещё один очень важный фактор — разноплановость интересов знатоков. Если команда будет состоять только из докторов наук по истории, они не в силах будут ответить на вопросы о сериале «Как я встретил вашу маму».
— Помимо интереса и вкуса к игре, какие качества считаете необходимыми для участников?
— Священные войны ведутся между теми, кто считает, что надо быть крайне эрудированным, и теми, кто считает, что для успешной игры достаточно логики и умения «раскручивать» вопрос. Полагаю, что истина где-то в области золотой середины.
— Какие курьёзные случаи за эти пять лет запомнились?
— На одной из игр начал читать вопрос и не сумел вовремя остановиться, зачитав тут же и ответ. Вопрос, естественно, пришлось заменить.
Примерно месяц спустя с момента образования клуба, в декабре 2011 года, произошёл один курьёзный случай. Сначала в игре участвовали в основном школьники, максимум студенты. В то же время у нас уже была группа в «Фейсбуке», в которой мы активно тренировались, и там были люди, которых я ни разу не видел в реальной жизни. Так вот на саму игру пришли школьники, а спустя минут 10 вошли двое загадочных мужчин, которые просто сказали: «Мы от Майкла» — и тут же сели играть. Так образовалась команда «Без разницы», которая, кстати, 18 декабря отмечает свой пятилетний юбилей и также приглашает всех желающих на игру.
Ну и, пожалуй, самый смешной случай произошёл в «Le Bistrot de Paris», где одновременно с игрой проходило некое семейное торжество. В какой-то момент ко мне подошла девочка лет пяти и попросила микрофон. Я от неожиданности передал его, и вот тут она начала поздравлять «нану Колю».
— Что нового ожидать членам клуба в грядущем году?
— Новых игр и новых побед. Сейчас в клубе некий «застой». Мы набрали достаточное количество команд, если их станет больше, станет гораздо сложнее найти помещение для игр. У нас есть постоянный партнёр. У нас есть устоявшийся формат игры. Именно поэтому сложно придумать что-нибудь абсолютно новое и интересное.
Вячеслав Долгов
Материал опубликован в № 49 (1153) «СП» от 14.12.2016.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.